Содержание

Нормальные галактики

Наличие аккреции можно предположить не только по величине радиального градиента химсостава (большой градиент свидетельствует о необходимости притока бедного тяжёлыми элементами вещества на периферию галактики). Так, для SDSS-выборки близких галактик, для которых имелись по крайней мере по 2 независимых спектра одной или нескольких HII областей с измеренной авроральной линией кислорода [OIII] λ4363, Пилюгин и Тхуан [2] построили зависимость светимость-центральная металличность (см. рис. 14).

Рис. 14: Зависисмость светимость-центральная металличность. Закрашенные кружки — данные из работы Пилюгина и др. [19], незакрашенные кружки — 11 галактик из SDSS-выборки. Постоянная Хаббла считалась равной H0 = 73 км сек-1 Мпс-3  [2].

Видно, что почти все галактики очень хорошо ложатся на общую зависимость, исключение составляет только спиральная галактика NGC 4490, содержание кислорода в которой слишком мало для её светимости. Это единственная галактика из всех, рассмотренных авторами, которая является взаимодействующей, что позволяет сделать вывод о наличии аккреции: приток бедного маталлами газа может быть причиной её низкой металличности.

Изучение спиральных галактик в Местной Группе позволяет сделать следующие выводы [23]: все диски спиральных галактик формировались inside-out, более массивные сформировались быстрее, чем менее массивные, т.е. темпы аккреции в них (и темпы звёздообразования) были выше. Иными словами, более массивные диски являются одновременно более старыми.

Росси и др. [35] проанализировали выборку из 52149 галактик типа Млечного Пути (MW-галактик). Чтобы отобрать из Millenium galaxy catalogue похожие на нашу Sb/Sc галактики, они взяли те объекты, у которых круговая скорость гало лежит в интервале 200 < Vrot < 250 км/сек, а 1,5 < ΔM < 2,6, где ΔM = MBбалдж − MBполная — разность абсолютных звёздных величин в полосе B. На рис. 15 представлена зависимость ``масса-металличность'' для галактик выборки.

Рис. 15: Зависимость ``масса-металличность'' для галактик типа Млечного Пути (контуры) и всех галактик Millenium galaxy catalogue (сплошная линия — средние значения, пунктирные линии — стандартное отклонение). Средние значения для MW-галактик показаны звёздочками с барами ошибок.  [35].

Видно, что средняя металличность MW-галактик растёт с ростом массы звёздного населения несколько круче, чем у галактик из Millenium galaxy catalogue. Но наклон зависимости оказался тем же, что и у SDSS выборки 53000 нормальных галактик со звёздообразованием (Тремонти и др., [4]). Эволюционная модель MW-галактик показала [35], что они формировались ``спокойно'', путём аккреции холодного газа и небольших спутников, и только 12% рассмотренных систем испытали за время своей эволюции большой мержинг. Большинство звёзд в галактиках выборки сформировались из газа галактики, и только 15% массы было приобретено системами в результате аккреции. Сверхновые и активные ядра играют важную роль в эволюции MW-галактик: SN, выметая газ из системы, оказывают существенно влияние на её эволюцию на больших красных смещениях, а с ростом массы галактики роль взрывов сверхновых уменьшается и в то же время растёт роль AGN [35].

Недавние исследования показали, что важную роль в химической эволюции галактических дисков играет газовое гало вокруг них [36]. Звёздные ветра из балджа, обогащённые тяжёлыми элементами, испытывают гидродинамические столкновения с газовым гало и выпадают на тонкий диск, ускоряя его обогащение. Это должно приводить к тому, что градиент химсостава будет становиться круче после сильных вспышек звёздообразования и усиления звёздых ветров в балдже. С течением времени крутой градиент под действием аккреции низкометалличного вещества гало становится более пологим [36]. Такой механизм быстрого обогащения диска металлами может приводить к образованию наблюдаемых в диске супер-металличных звёзд с +0.2 < [Fe/H] < +0.4 (но только в том случае, если такие звёзды образуются в основном из обогащённого газа балджа). Согласно [36], порядка 1% вещества, выброшенного из балджа, может аккрецировать на тонкий диск галактики в радиусе ~2,5 adisk, где adisk — шкала диска.

Публикации с ключевыми словами: галактики - эволюция галактик - аккреция - химия межзвездной среды