На первую страницу glossary

Глоссарий

АБВГД ЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Абсолютная звёздная величина Звёздная величина, которую имела бы данная звезда, условно отнесенная на стандартное расстояние 10 пк при отсутствии поглощения
Аккрецированное гало Подсистема Галактики, образованная звёздными объектами - остатками разрушенных приливными силами балджа и диска нашей Галактики карликовых галактик-спутников. Эта подсистема является составной частью галактической короны, подавляющую часть массы которой составляет тёмная материя.
Ангстрем Единица длины, равная 10-8 см
Альфа-элементы Химические элементы, состоящие из ядер гелия (O, Mg, Si, S, Ca и Ti) и образующиеся в процессах горения α-элементов (α-процессах) - распадах неустойчивых тяжёлых элементов и захватах образовавшихся при этом ядер гелия более лёгкими α-элементами.

Апекс Солнца

Точка на небесной сфере в созвездии Геркулеса, по направлению к которой движется Солнце со скоростью ~19,4 км/с

Асимптотическая ветвь гигантов Последовательность на диаграмме Г-Р, на которую приходят почти все гиганты горизонтальной ветви, кроме звёзд ее левого конца, которые сразу переходят в белые карлики.
Астрономическая единица Среднее расстояние между Землей и Солнцем. 1 а.е. = 1.496•1013 см ~ 500 световых секунд
Балдж Область с радиусом 600 - 700 пк вокруг центра Галактики, выделяющаяся по кинематическим признакам и физическим характеристикам звёзд.
Белые карлики Конечные стадии эволюции звёзд умеренных масс, в которых прекратились термоядерные реакции с выделением энергии

Болометрическая абсолютная звёздная величина

(Mbol) Мера полной энергии, излучаемой звездой во всех длинах волн. У самых горячих и самых холодных звёзд только несколько процентов приходится на видимую область.

Ботлингера формулы Формулы, позволяющие по лучевым и тангенциальным скоростям звёзд и их координатам определять скорость вращения Галактики на разных расстояниях от её центра.
Вебера-Фехнера закон

Экспериментально установленная психофизическая зависимость между звёздной величиной m и освещенностью E и выражается формулой:

Точка схождения кажущихся направлений движения звёзд скопления

Вириала теорема

В гравитационно связанной системе среднее значение кинетической энергии равно половине потенциальной энергии.

Время жизни звезды на ГП

Отношение времени жизни звезды на ГП к времени жизни Солнца на ГП обратно пропорционально кубу ее массы, выраженной в единицах массы Солнца.

Время релаксации

Промежуток времени, необходимый для восстановления случайного распределения звезд по скоростям.
Вырожденный газ

Состояние вещества в белых карликах, при котором электроны подчиняются статистике Ферми - Дирака, в которых давление является функцией только плотности и не зависит от температуры.

Высокоскоростные облака Облака нейтрального водорода,падающие на плоскость диска, при этом скорости отдельных облаков относительно диска могут достигать 400 км/с. Вероятно часть этих облаков имеет внегалактическое происхождение.

Герцшпрунга пробел

Пробел (между классами A0 - F5) в горизонтальной ветви диаграммы Г - Р (полоса нестабильности), заселенный переменными звездами в основном типа RR Лиры

Герцшпрунга-Рессела диаграмма

Диаграмма Герцшпрунга-Рессела показывает связь между абсолютными звёздными величинами звёзд и их спектральными классами.

Гигантские молекулярные облака 90% молекулярного водорода заключено в гигантских молекулярных облаках диаметрами порядка 10 - 50 пк (а наиболее крупные - даже до 100 пк) и массами 5• 104 - 5• 106 M¤.
Главная последовательность (ГП) Последовательность звёзд на диаграмме Г-Р, в ядрах которых происходят процессы превращения ядер водорода в ядра гелия.
Глобулы Молекулярные облака с характерными массами ~20M¤ и плотностью ~104 см-3.
Голубые бродяги (страглеры)

Звёзды ГП, имеющие температуру выше, чем у звёзд точки поворота для данного скопления.

Горизонтальная ветвь

Полоса диаграммы Г-Р типичного шарового скопления с Mbol ~0.3m. Звезда попадает на ГВ после гелиевой вспышки и начала спокойного горения гелия в ядре и водорода в оболочке.

Движущиеся группы (звёздные потоки)

Звёзды с одинаковыми пространственными скоростями.

Джинса неустойчивость Гравитационная неустойчивость, возникающая при прохождении звуковой волны через межзвёзлное вещество. Джинс показал, что критический размер возмущения, который может выделиться в отдельный фрагмент, - определяется плотностью среды и оценил массу получающегося фрагмента.
Единое протогалактическое облако Первичное водородно-гелиевое облако, из которого последовательно образовались все генетически связанные звёзды Галактики.

Железный пик

Максимум на кривой распространенности элементов, соответствующий массовому числу ~56.

Звёздная величина

Мера освещенности, создаваемая источником на перпендикулярной к его лучам поверхности в месте наблюдения.

Звёздные комплексы Структуры с характерными размерами 600 - 800 пк, которые являются гигантскими областями недавнего или современного звёздообразования.
Звёздный газ В отличие от объема обычного газа, у звёздной системы нет твердых стенок, определенных границ, а кроме того система является бесстолкновительной.
Зеелигера теорема Отношение численностей звёзд данной видимой величины к числу звёзд более ярких на одну звёздную величину N(m + 1)/N(m) = 3.98, если звёзды всех абсолютных величин распределены в пространстве однородно и отсутствует поглощение света.
Зоны H II Cвечение в оптическом диапазоне газовых облаков, возбуждаемое излучением молодых массивных звёзд.
Избыток цвета (color excess) Различие между наблюдаемым и истинным (нормальным) показателем цвета.
Карликовые галактики Галактики с массами менее 1010 M¤.

Коричневые карлики

Звёзды с массами менее ≈ 0.07 M¤, в которых невозможногорение водорода - это вырожденные водородные карлики.

Корона Галактики О существовании короны свидетельствует наблюдаемая неубывающая кривая линейных скоростей вращения до расстояний, больших размеров видимого диска Галактики. Масса короны обеспечивается в основном тёмной материей, тогда как её размеры отражаются в пространственном распределении аккрецированных шаровых скоплений.
Корональный газ Наиболее горячий компонент межзвёздного газа, нагретый до температуры порядка миллиона градусов и излучающий в рентгеновском диапазоне. Скорее всего является следствием взрывов свехновых звёзд.
Красное сгущение Начало ветви красных гигантов. Сюда же попадают и более проэволюционировавшие звёзды, у которых в ядре уже загорелся гелий (т.е. звёзды горизонтальной ветви с массами больше солнечной).

Кривая экстинкции

Точная зависимость поглощения света от длины волны.

Линия нарастающего покраснения

Практически прямая линия на двухцветной диаграмме, вдоль которой перемещается звезда, испытывая увеличивающееся межзвёздное покраснение.

Лириды (переменные звёзды типа RR Лиры)

Звёзды горизонтальной ветви, лежащие в полосе нестабильности.Это радиально пульсирующие гиганты спектральных классов A-F с периодами, заключенными в пределах от 0d.2 до 1d.2, и амплитудами изменения блеска от 0m.2 до 2m (V).

Локальная система отсчёта (LSR)

Система отсчёта скоростей в окрестностях Солнца относительно центроида близких звёзд.

Лучевая скорость

Компонента скорости объекта вдоль луча зрения.

Магелланов поток Огромная газово-пылевая дуга, похожая на цепочку высокоскоростных облаков, протянувшейся от Магеллановых облаков к Галактике. Магелланов поток лежит в плоскости, наклоненной под углом около 70° к диску Галактики.

Межзвездная материя

Межзвездный газ 99% и пыль 1%. Плотность ~(1-5) атомов на 1 см3. Две другие компоненты межзвездной среды - это магнитное поле и космические лучи.
Металличность Разность логарифмов отношений числа атомов железа к числу атомов водорода в звёзде и на Солнце.
Молекулярное кольцо Область резко выраженной концентрации молекулярного водорода в кольце между R = (4 - 8) кпк.
Морфология ГВ шаровых скоплений Характеризуется параметром (B - R)/(B + V + R), где B, V и R - количество звёзд на голубом конце, в пробеле Шварцшильда и на красном конце горизонтальной ветви скопления, соответственно. Этот параметр часто называют цветом ГВ.
Направление вертекса Направление большой оси эллипсоида скоростей.

Населения I и II типов (по Бааде)

К населению I относят молодые звезды с высоким содержанием металлов. К населению II - старые малометалличные звезды.

Начальная главная последовательность (НГП)

Линия на диаграмме Г-Р, соединяющая точки, достигая которых в недрах звёзд разных масс загорается водород.

Начальная функция масс звёзд Распределение новорождённых звёзд по массе. В интервале (0.4 - 10) M¤ хорошо представляется формулой Солпитера: Величина ?, согласно Солпитеру, для окрестностей Солнца ≈ 1.35.
Нижняя точка поворота Показатель цвета точки, в которой протозвёзды подходят к начальной главной последовательности.

Нормальный показатель цвета

Показатель цвета, исправленный за межзвёздное покраснение.

ОВ-ассоциации

Группировки молодых звёзд.

Окна прозрачности

Направления в Галактике, в которых поглощение света невелико.

Оорта постоянные

Величины, характеризующие вращение Галактики по отношению к Солнцу. Определяются методом наименьших квадратов по измеренным собственным движениям и расстояниям до объектов выборки. А = 0.015 км/(с•пк); В = -0.010 км/(с•пк)

Оостерхофа классы Две хорошо выраженные группы шаровых скоплений, имеющие разные средние периоды, принадлежащих им лирид.
Основное движение Солнца Движение Солнца относительно центроида близких звёзд.
Остаточные (пекулярные) скорости звёзд Скорости звёзд относительно центроида близких звёзд.
Ось асимметрии Стремберга Прямая линия, соединяющая на UV-диаграмме с началом координат в Солнце центроиды всех звёздных населений Галактики.
Парадокс в звёздной динамике с одной стороны, у звёзд диска наблюдается эллипсоидальное распределение скоростей, что свидетельствует о существенности релаксационных процессов, тогда как с другой - время свободного пробега частиц бесстолкнивительного звёздного газа оказывается больше времени жизни самой Галактики. Это означает, что звёздно-звёздные сближения в звёздном газе неэффективны.

Пекулярная скорость

Скорость звезды относительно локального центроида (местного стандарта покоя).

Поглощение полное

Поглощение света на данной длине волны (середины спектрального интервала).

Поглощение селективное

Разница между полными поглощениями для двух длин волн

Погружённые скопления

Новорожденные звёздные скопления, погружённые в родительские газопылевые облака.
Полоса нестабильности

Область диаграммы Г-Р, в которой звёзды теряют устойчивость относительно колебаний.

Пояс Гулда (Местная система) Наиболее яркие голубые звёзды неба, концентрирующиеся к большому кругу, наклоненному к галактическому экватору на угол около 17°.

Показатель цвета

Разность звёздных величин в двух полосах фотометрической системы.

Пробел Герцшпрунга

Область на диаграмме Г-Р, занимаемая субгигантами.

"Простая" модель химической эволюции В моделе эволюции газовой среды предполагается мгновенный кругооборот вещества, постоянство скорости звёздообразования, зависящей лишь от плотности газа, постоянство начальной функции масс рождающихся звёзд, доли газа, возвращающегося в межзвёздную среду, и доли в нём тяжёлых элементов.
Рассеянное скопление

Гравитационно связанная группа звезд I типа населения (масса ~ 102 - 103 масс Солнца)

Регулярные и иррегулярные силы Чем больше тел в звёздной системе, тем большую роль в её динамике играют регулярные силы и тем меньше роль иррегулярных сил.

Сверхновые

Сверхновые типа Ia - неводородный спектр, небольшая масса (<8 масс Солнца), высокая скорость расширения (10000 км/с), возникают в тесных двойных звездах в результате аккреции вещества из спутника на вырожденный углеродно-кислородный белый карлик. Сверхновые типа II - водородный спектр, большая масса, низкая скорость расширения (5000 км/с), представляют результат эволюции молодых массивных звезд.

Северный полюс Галактики

СП Галактики аходится в созвездии Волосы Вероники и для него приняты следующие экваториальные координаты AG = 192њ.85948, DG = +27њ.12825 на равноденствие 2000.0.

Собственное гало

Практически сферическая подсистема Галактики, сформированная самыми старыми и наименее металличными звёздными объектами, образовавшимися из единого протогалактического облака, и генетически связанными с объектами более молодых подсистем. Типичные представители: субкарлики, малометалличные красные гиганты, звёзды типа RR Лиры, малометалличные шаровые скопления.

Собственное движение

Видимая угловая скорость движения звезды перпендикулярно небесной сфере.

Совмещение диаграмм

Метод совмещения последовательности звёздного скопления да диаграмме Г-Р с наиболее подходящей теоретической изохроной, используемый для определения истинного модуля расстояния и возраста скопления.

Стандартное движение Солнца/TD>
Талли-Фишера метод Метод определения масс и светимостей далёких спиральных галактик, основанный на эмпирической зависимости между светимостями галактик и ширинами в них линий 21 см (т.е. скоростями вращения галактик, L ∝ Vmax3.4).

Тангенциальная скорость

Составляющая скорости звезды относительно Солнца перпендикулярная лучу зрения.

Т-ассоциации

Группировки не содержащие звёзд большой светимости, а только вспыхивающие переменные звёзды типа Т Тельца.

Толстый диск

Довольно сплюснутая подсистема Галактики. Составляющие её объекты вращаются вокруг галактического центра значительно медленнее объектов тонкого диска, имеют в 3-5 раз меньшую металличность и на несколько миллиардов лет больший возраст. Типичные представители: звёзды поздних спектральных классов, красные гиганты с умеренным дефицитом металлов, лириды, богатые металлами шаровые скопления.

Тонкий диск

Самая молодая и наиболее быстро вращающаяся подсистема Галактики. Составляющие её объекты характеризуются малыми дисперсиями скоростей, малыми эксцентриситетами галактических орбит и высокой металличностью. Типичные представители: межзвёздное вещество, рассеянные скопления, цефеиды, звёзды ранних спектральных классов, F-G-звёзды, металличные красные гиганты.

Точка поворота ГП

Самая <голубая> точка ГП звёздного скопления на Г-Р диаграмме.

Углеродный цикл

Серия ядерных реакций, в которых углерод является катализатором процесса превращения водорода в гелий. Для начала необходима T ~15-20 млн. К. Зависит от температуры сильнее (Е ~ Т15), чем протон - протонный цикл (Е ~ Т4)

Угол закрутки Угол между касательной к спиральной ветви галактики в данной точке и перпендикуляром к радиусу, проведенному в эту точку.
Фабер-Джексона метод Метод определения масс и светимостей далёких эллиптических галактик, основанный на эмпирической зависимости между светимостями галактик и дисперсией скоростей их звёзд - это степенной закон L ∝ σV4.

Фотометрическая система UBV

Трёхцветная широкополосная фотометрическая система в пределах видимого участка спектра, разработанная в середине прошлого века Джонсоном и Морганом. В дальнейшем она была дополнена набором полос в инфракрасной области спектра.

Хаяши трек

Кривая на диаграмме Г-Р, по которой движется протозвезда, приближаясь к ГП.

Цветовая температура

Определяется из сравнения спектральных распределений энергии излучения звезды и абсолютно черного тела.

Центроид Точка, занимаемая Солнцем, движущуаяся относительно его же со скоростью, равной средней скорости объектов в данном элементарном макроскопическом объеме пространства.

Цефеиды

Радиально пульсирующие переменные высокой светимости (классы светимости Iв - II) c периодами от 1d до 135d и амплитудами от нескольких сотых до 2m (в полосе V). Переменные этого типа подчиняются известной зависимости период-светимость, что позволяет легко определять для них модули расстояний.

Чёрная дыра в центре Галактики О существовании ЧД с массой (3 - 4)· 106 М¤ свидетельствуют наблюдения орбитальных перемещений ближайших к ядру звёзд, а радионаблюдения дают размеры компактного объекта <1.2 ⋅ 1012 см (т.е. менее 13 гравитационных радиусов).