Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая |
ОБОРУДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АСТРОНОМИИ
Из изложенного выше ясно, что для проведения практических занятий (наблюдений) по астрономии необходимо либо устроить школьную астрономическую площадку, либо переносное оборудование и астрономический уголок. То и другое, как показывает опыт, вполне осуществимо в любой школе. Энтузиазм учителя-единственное необходимое условие успеха в этом деле. Рассмотрим вопросы устройства переносного оборудования и астрономического уголка, а также вопросы организации школьной астрономической площадки.
Для выполнения практических работ (наблюдений) по астрономии необходимы следующие приборы и приспособления:
-
1. Сезонные и особенно подвижная карты звездного неба -для ознакомления учащихся со звездным небом и решения ряда астрономических задач.
2. Приспособления для приближенного определения полуденной линии по Полярной звезде.
3. Гномон -для определения полуденной линии по Солнцу.
4. Прибор для определения полуденной высоты Солнца.
5. Прибор для приближенного определения меридиана и наблюдений кульминирующих светил.
6. Телескоп (с приспособлениями для наблюдений Солнца); восьмикратный бинокль.
Все эти приборы можно изготовить силами учащихся под руководством учителя. Об этом свидетельствует приводимое ниже описание их устройства и процесса изготовления.
Сезонные карты звездного неба вышли уже во втором издании вместе с учебными таблицами по астрономии под редакцией проф. П. И. Попова. Они имеются в магазинах Главснабпроса и доступны для каждой школы. В комплект входит по пятнадцати карт северной (околополярной) и южной (экваториальной) сторон звездного неба для всех четырех сезонов года. Разрезав и наклеив на картон, эти карты можно сделать удобным пособием при ознакомлении учащихся со звездным небом. Аналогичные карты можно изготовить и своими силами.
Подвижные карты звездного неба. Бланки для их устройства, а также описание простейшего варианта устройства подвижной карты прилагаются к учебникам по астрономии, школьному астрономическому календарю и другим изданиям. Практическое пользование подвижными картами привело к совершенствованию их устройства.
Чтобы устроить подвижную карту звездного неба, надо разрезать бланк пополам, отделив карту от накладного круга, оба листа аккуратно наклеить на картон и высушить под прессом. Звездную карту обрезают по внешнему кругу, а из центра накладного круга проводят дополнительную окружность радиусом, равным радиусу внешнего круга карты. В полоске между этой окружностью и той, по которой обозначены часы на накладном круге, вырезаем отверстие против каждого часа, а в интервалах между пятью и семью, семнадцатью и девятнадцатью часами вырезаем картон до края. Затем в накладном круге вырезаем отверстие горизонта. На этой стадии все выглядит так, как представлено на вкладках в конце книги. Монтируют карту на листе плотного картона или тонкой фанеры такого же формата, как и те, на которые наклеивались карта и накладной круг. Для этого круг карты кладут в центр взятого листа и ранее обрезанные части приклеивают так, чтобы карта свободно вращалась в образовавшемся пазу. Приклеенные к основанию обрезки смазывают сверху клеем и, тщательно совместив (через отверстия, прорезанные по кругу с обозначением часов) накладной круг с картой, приклеивают его.
Таким образом, карта окажется в пазу между нижним картоном и накладным кругом, между которыми вклеены прокладки из частей картона, обрезанных от карты, и поэтому она будет свободно вращаться. Теперь надо аккуратно обрезать стороны и углы прибора, а против утренних и вечерних часов сделать проемы в нижнем картоне, соответствующие таковым в накладном круге. После окончательной просушки подвижная карта готова к использованию (см. рис. 1).
Вращать карту надо, зажимая пальцами те ее края, которые выступают из паза через прорези в сторонах утренних и вечерних часов. Теперь можно ее поставить любой датой на любое время ночи и получить вид звездного неба, соответствующий данному моменту и данной широте. При помощи этой карты удобно изучать звездное небо и решать множество астрономических задач.
Приспособление для приближенного определения полуденной линии по Полярной звезде состоит из двух реек, к одним концам которых привязаны шнуры с отвесами, а другие концы заострены. Воткнув рейки в землю так, чтобы оба шнура и Полярная звезда оказались на одной прямой, мы можем провести между отвесами черту, которая и будет искомой полуденной линией.
Гномон может быть переносным или стационарным. Он устанавливается на ровной площадке, но может быть устроен и на плоскости с приспособлениями для придания ей строго горизонтального положения (уровнем и подъемными винтами-см. рис. 2). Об определении полуденной линии с помощью гномона будет сказано ниже.
Прибор для приближенного определения меридиана и наблюдения кульминирующих светил, а также прибор для определения полуденной высоты Солнца описаны автором в статье "Школьная астрономическая площадка", помещенной в журнале "Физика в школе", N 3 за 1954 г., а поэтому здесь ограничимся лишь приведением фотоснимка (рис. 3) более совершенной конструкции второго прибора.
Телескоп. Во многих школах имеются менисковые телескопы системы: Д. Д. Максутова. Преподавателям астрономии школ, уже имеющих телескопы, довольно легко организовать и провести наблюдения. Хуже дело обстоит в школах, где нет еще телескопов. Однако в таких школах возможно использование восьми-и двенадцатикратных биноклей, устройство самодельных телескопов из случайно подобранных линз или из очковых стекол. Наблюдение всех объектов, кроме Солнца, не требует особых приспособлений. Для наблюдения же солнечных пятен надо приспособить экран, на который и проектировать изображение Солнца. Применение такого экрана (рис. 4) позволяет производить наблюдения сразу нескольким учащимся. Много интересного дает применение фотографии при астрономических наблюдениях. Ведь использование любой фотокамеры в сочетании с телескопом позволяет получать хорошие изображения ряда небесных объектов и явлений, о чем свидетельствуют снимки, помещаемые в этом сборнике.
Учителю, с энтузиазмом ведущему астрономию в школе, трудно удовлетвориться применением переносного оборудования. Такое оборудование серьезно ограничивает и учебную работу с десятиклассниками, и особенно внеклассную работу по астрономии. Получить же практически неограниченные возможности в преподавании астрономии и в развертывании массовой и кружковой работы по астрономии можно только создав школьную астрономическую площадку.
Школьная астрономическая площадка сначала может быть оборудована лишь самым необходимым для проведения практических занятий (наблюдений) по астрономии. Можно ограничиться, например, теми приборами, которые описаны выше в качестве переносных. Но лучше площадку оборудовать, может быть не сразу, а постепенно, так, чтобы она удовлетворяла и учителя астрономии, и учителя географии и служила бы базой развертывания широкой массовой и кружковой работы по астрономии.
В первом случае астроплощадка может иметь вид, представленный на рис. 5.
На площадке достаточно определить и обозначить полуденную линию, установить на ней гномон, центральный столб для работ по ориентированию и столбы в направлениях главных сторон горизонта (С, Ю, В, 3). Надо, конечно, установить еще столбы для различных переносных приборов и для телескопа. Для работ с телескопом должно быть два столба: один низкий -для наблюдений Солнца и другой высокий -для наблюдений прочих объектов. Но трудно, пожалуй, найти учителя, который ограничился бы такой площадкой и не захотел бы на ней установить, скажем, солнечные часы, полярные звездные часы, армиллярную сферу и многое другое. |
|
Тогда астроплощадка может стать такой, как на рис. 6.
Здесь уже не только определена и обозначена полуденная линия, но и определено магнитное склонение стрелки компаса и обозначен так называемый магнитный меридиан. Большое количество столбов позволяет на такой площадке вести занятия, скажем, по ориентированию одновременно с несколькими группами. |
||
Для наблюдений Солнца хорошо соорудить небольшую будку, где в темноте можно получать отличное изображение солнечного диска через телескоп, вставляемый в специальное отверстие в стене. На такой площадке можно установить несколько типов солнечных часов, армиллярную сферу, солнценагревательную установку и многое другое. Приспособление оборудования площадки для нужд преподавателей географии, математики, физики может превратить ее в универсальную учебную площадку школы. Разумеется, создание астрономической площадки-дело нелегкое, но время и энергия, затрачиваемые на это, сторицей окупаются предоставляющимися возможностями в учебно-воспитательной работе. | ||
Астрономическая площадка школы N 3 Москвы: | 1 -гномон, 2 -экваториальные солнечные часы, 3 -горизонтальные солнечные часы, 4 -квадрант для определения полуденной высоты Солнца, 5 -приспособления для наблюдения кульминирующих светил, 6 -звездные часы, 7 -армиллярная сфера. |
|
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |