Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АСТРОНОМИИ

Интересующие нас вопросы удобнее рассматривать в той последовательности проведения практических занятий, которая соответствует календарным срокам изучения соответствующих тем курса.

Подготовка к практическим занятиям должна проводиться на тех уроках, которые отведены по программе для наблюдений. Это и понятно, так как астрономические наблюдения и практические занятия могут быть проведены в вечернее, т. е. внеурочное время. Исключение составляет лишь занятие, посвященное ориентировке по Солнцу и наблюдению солнечных пятен, которое можно провести и во время урока (если в это время окажутся благоприятные для наблюдений условия). Суть подготовительной работы к практическим занятиям или наблюдениям мы будем рассматривать при разборе каждой темы.

Для составления отчетов по практическим работам учащимся необходимо рекомендовать завести специальные тетради, лучше в клеточку. Эти тетради сдаются учителю на проверку в устанавливаемые им сроки после каждого практического занятия.

Рассмотрим содержание и методику проведения практических занятий по теме "Устройство подвижной карты звездного неба и пользование ею. Нахождение околополярных и других созвездий, наблюдение за изменением их положений на небе. Приближенное определение меридиана и ориентирование по небесным светилам".

На уроке, отведенном для подготовки к этому занятию, рассказывается о звездных картах и атласах и подробно рассматривается способ устройства подвижной карты звездного неба. При этом учитель демонстрирует процесс устройства подвижной карты и дает учащимся осмотреть готовые приборы.

В качестве домашнего задания, рассчитанного на использование подвижной карты звездного неба, можно дать, примерно, следующие вопросы и задачи.

    1. С помощью карты звездного неба найдите на небе в первый же ясный вечер созвездия: Большой Медведицы, Малой Медведицы, Кассиопеи, Персея, Возничего, Лебедя, Лиры, Волопаса, Пегаса, Орла и опишите, как они располагаются относительно главных точек горизонта. Повторите наблюдение часа через три или тремя часами позже на следующий день и опишите, что вы заметите при этом.
    2. В какое время (приблизительно) будет кульминировать Альтаир (а Орла) 20 сентября?
    3. Сколько времени, если Денеб (а Лебедя) проходит 15 октября через меридиан?
    4. Определить, как относительно точки севера и Полярной звезды будет расположена Большая Медведица в 22 часа 25 сентября, 25 декабря, 25 марта и 25 июня.
    5. Где искать Марс 20 сентября в 22 часа, если известно, что он находится в созвездии Рыб?
    6. В какое время суток восходит, кульминирует и заходит Сириус 15 февраля?
    7. Будет ли видно созвездие Близнецов в средине июля?
    8. Во сколько времени 1 февраля пройдет через меридиан созвездие Ориона?
    9. В какую сторону горизонта смотрит наблюдатель, если звезда поднимается все выше и выше?
    10. Если 15 сентября в 22 часа 30 минут созвездие Цефея находится близ зенита, то где оно будет видно через полгода?

Эти или подобные им вопросы лучше заблаговременно дать переписать нескольким учащимся или отпечатать на машинке и раздать, чтобы не тратить времени на их запись на уроке.

Далее рассматриваем способ нахождения Полярной звезды и ориентирования по ней, а также способы ориентирования по другим звездам, Луне и Солнцу. Для объяснения ориентирования по Луне хорошо использовать заранее приготовленную таблицу с красочным изображением различных фаз Луны во время захода и восхода Солнца. На основе этих рисунков очень удобно рассмотреть суть ориентирования по Луне в любой ее фазе и в любое время суток. Рассказывая об ориентировании по Солнцу, неплохо продемонстрировать учащимся способ определения полуденной линии по гномону. Это можно сделать прямо в классе, на столе учителя с помощью переносного гномона и электрической лампочки, подключенной посредством длинного провода к розетке. Перемещая лампочку, можно найти такой ее путь, при котором тень гномона будет такой же, как если бы светило здесь Солнце, столь же быстро перемещающееся, как лампочка. Так, буквально в 2-3 минуты можно наглядно показать учащимся суть способа определения полуденной линии по Солнцу.

Кроме того, исключительный интерес учащихся вызывает способ ориентирования по Солнцу с помощью наручных или карманных часов, а также способ определения времени по Солнцу с помощью компаса. Впрочем, объяснение и практический показ этого лучше осуществить непосредственно во время дневного практического занятия.

Рассмотрим методику проведения вечернего занятия.

Учащиеся класса собираются на открытой площадке и под руководством учителя совершают общий обзор неба. Учитель напоминает о незаходящих и заходящих созвездиях и показывает наиболее оптимальные из них. Затем замечается относительно земных объектов положение звезд над восточным, западным, северным и южным горизонтом, а также в зените, чтобы, повторив это наблюдение в конце занятия, убедиться в суточном вращении небесной сферы, происходящем вследствие вращения Земли.

Прежде чем приступить к дальнейшей работе, учащиеся разбиваются на несколько групп, и каждая группа независимо от других проделывает все прочие наблюдения.

В этом большую помощь учителю могут оказать помощники из числа наиболее активных учащихся или членов астрономического кружка. Их надо подготовить заранее, дав все необходимые наставления. Нахождение Полярной звезды и приближенное ориентирование по ней обычно не вызывает затруднений. Проложить же полуденную линию (меридиан) на площадке можно либо описанным выше способом с применением двух реек с отвесами, либо при помощи двух вертикально поставленных шестов так, чтобы Полярная звезда оказалась на прямой, проходящей через них. Тогда можно (см. рис. 7) между шестами провести прямую черту, которая и будет искомой полуденной линией.

рис.7

Ориентирование по другим звездам лучше объяснить на конкретном примере.

Скажем, высоко над горизонтом видна характерная конфигурация из одной яркой звезды и двух, расположенных по сторонам от нее, послабее. Установив подвижную карту звездного неба на дату наблюдения, например на 15 октября (время 19 часов), отождествляем эту группу звезд с созвездием Орла и утверждаем, что видимый нами Альтаир (а Орла) находится на юге. Установив это, без труда определяем все прочие стороны горизонта. Далее осуществляем практически ориентировку по Луне и, сделав это, приближенно определяем время по положению Луны.

Теперь переходим к освоению способа определения меридиана и наблюдению кульминирующих светил. Для этого используем упоминающийся ранее самодельный прибор.

В конце занятия повторяем наблюдения за теми звездами, которые были замечены в самом начале, и убеждаемся, что над восточным горизонтом звезда заметно поднялась, над западным -опустилась, над южным-сместилась к западу, над северным -к востоку, а с зенита ушла к западу. На основе этого делаем вывод о суточном вращении небесной сферы и Земли. Такого рода наблюдения хорошо сделать фотографически, поручив кому-либо из учащихся сфотографировать неподвижной камерой с экспозицией в один час соответствующие области неба.

Дневное занятие проводится во время урока на школьной площадке. В ходе этого занятия надо освоить приближенные способы ориентирования по Солнцу, в том числе с помощью часов, и определить полуденную линию по гномону. Гномоны устраивать довольно легко, и переносных приборов этого типа можно иметь сколько угодно, а поэтому класс следует разбить на небольшие группы, каждая из которых поставленную задачу будет выполнять самостоятельно. Если урок дается в первой смене, скажем, часов в 10 или 11, то в это время можно лишь установить прибор и, заметив через интервалы в 10-15 минут несколько раз положение конца тела гномона, аккуратно описать радиусами, равными длине тела в соответствующие моменты, круги вокруг стержня гномона. Оставив дежурных учащихся у гномонов (лучше из числа кружковцев, свободных от уроков в то время), десятиклассников можно освободить для работы на последующих уроках. После уроков они возвращаются к своим приборам и производят наблюдения за вторичными совпадениями конца тела с соответствующими кругами. Получив несколько пар точек, учащиеся определяют на площадке положение полуденной линии, которую неплохо обозначить. Давая задания по наблюдениям фаз Луны, следует рекомендовать учащимся заготовить бланки с рядом окружностей наиболее удобного диаметра и на них отмечать (производить зарисовку) величины фаз, указывая время наблюдений, дату и направление, в котором была видна Луна. Осмыслив результаты этих наблюдений, учащиеся лучше поймут способ ориентирования и определения времени по Луне и правильно оценят важность владения этим способом.

Поручая учащимся наблюдать видимое перемещение планет среди звезд, надо рекомендовать им заготовить карты соответствующих областей неба (карты необходимо выбрать в соответствии с данными астрономического календаря) и на них наносить положение планет, указывая дату и время наблюдения. В результате через некоторое время можно будет составить представление о пути движения планеты среди звезд.

Наблюдение изменения полуденной высоты Солнца можно организовать либо на астрономической площадке, либо в классе. Для этого следует установить прибор, упоминавшийся ранее, или использовать другое приспособление. Можно, например, такой прибор установить (по полуденной линии) между рамами окна кабинета или класса и ежедневно производить отсчет величины полуденной высоты Солнца в полдень, момент которого надо вычислить для данного пункта. В результате обработки этих наблюдений можно получить график изменения полуденной высоты Солнца. Его надо использовать при рассмотрении процесса движения Солнца по эклиптике и смены времен года на Земле.

Практические занятия, посвященные наблюдениям заданных объектов в телескоп, проводятся гораздо легче. На уроках, отведенных для рассмотрения содержания этих занятий, учитель рассказывает о том, что предстоит наблюдать учащимся и как будут проводиться наблюдения. Как показывает опыт, хорошо предложить учащимся зарисовать объекты, подлежащие наблюдениям, скажем, по рисункам из учебника. Это позволит им лучше запомнить изображение рассматриваемого объекта и во время наблюдений обратить внимание на самое главное в его структуре.

Так как у телескопа бывает занята небольшая часть учащихся, то остальным школьникам надо предлагать в это время всевозможные вопросы и задачи по ориентированию и определению времени, которые можно решить, наблюдая положение светил. Впрочем, практически, как уже отмечалось выше, наблюдения в телескоп сочетаются и с занятиями по первой теме, и с наблюдениями невооруженным глазом, а поэтому, разбив учащихся на группы, можно чередовать темы заданий каждой из них и таким образом занять всех ребят работой.

Следует заметить, что нельзя превращать астрономические наблюдения в любование интересными светилами в телескоп. Надо добиваться, чтобы учащиеся пытливо всматривались в наблюдаемый объект, стараясь конкретизировать представления о нем, полученные на уроке. Только такой характер наблюдений с карандашом и бумагой в руках, с целью зарисовки наблюдаемого объекта и его краткого описания, позволит достичь цели: сформировать у учащихся ясное представление о природе небесных тел и устройстве Вселенной.

При наблюдении Луны, планет, звезд и туманностей в телескоп надо позаботиться о правильной установке его. Описание изображенного на рис. 8 способа установки школьного менискового телескопа приведено автором в книге "Из опыта преподавания астрономии", Учпедгиз, 1956. Такая установка телескопа позволяет, придавая только одно движение трубе, легко держать светило в поле зрения.

рис.8

При наблюдении Солнца важно предостеречь учащихся от опасности смотреть на Солнце непосредственно через телескоп, равно как и невооруженным глазом. Можно воспользоваться специальным светофильтром для наблюдений Солнца (к школьным телескопам такие фильтры прилагаются), но лучше Солнце наблюдать на экране, которым может быть чистый лист бумаги, подставленный к окуляру. Перемещая такой экран, можно получить наиболее удобное по размерам и четкости изображение Солнца.

При наблюдениях метеоров неплохо нанести ряд метеоров на звездную карту и попытаться определить радиант данного метеорного потока. Конечно, делать это надо во время наиболее интенсивного проявления метеоров данного потока (см. астрономический календарь).

В заключение несколько слов об оформлении учащимися и проверке учителем отчетов о практических занятиях. В специальных тетрадях учащиеся описывают суть проведенных практических занятий, сопровождая описание необходимыми схемами и зарисовками. Эта работа учащихся делает более конкретными их знания по наиболее важным темам курса астрономии. Проверяя отчеты учащихся, учитель оценивает их и отметку ставит в журнал, где она учитывается наравне с отметками за устные ответы. Лучшие тетради учащихся в конце года следует отобрать, чтобы использовать их в качестве иллюстративного материала в следующем учебном году.

Невозможно в статье рассмотреть все детали планирования, содержания и методики проведения практических занятий по астрономии, однако автор надеется, что приведенные соображения помогут учителям.


<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 162]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования