На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО АСТРОНОМИИ

Н. К. СЕМАКИН

ПЛАНИРОВАНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АСТРОНОМИИ

Общеизвестно, что наилучшие результаты в усвоении учащимися предусмотренного программой материала по астрономии получаются у тех учителей, которые преподавание своего предмета ведут возможно более конкретно. Здесь имеются в виду и забота о подготовке содержания каждого урока, и методически безупречное его проведение с применением необходимого иллюстративного материала, и хорошая постановка предусмотренных программой практических занятий и наблюдений.

Подготовка и проведение урока астрономии практически могут быть осуществлены в условиях любой школы довольно легко. Труднее учителю проводить практические занятия по астрономии. В предлагаемой работе и будет сделана попытка указать пути успешной постановки практических занятий и наблюдений в условиях любой школы.

СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АСТРОНОМИИ

В программе по астрономии наблюдения (практические занятия) предусмотрены по следующим разделам.

Два часа отведено для наблюдений по первому разделу программы, и считается, что в течение этого времени учащиеся должны практически освоить "Нахождение околополярных и других созвездий. Наблюдение за изменением их положений на небе. Фазы Луны. Пользование звездной картой. Приближенные определения меридиана. Упражнения в ориентировке на Земле по небесным светилам".

Один час отведен для практических занятий по третьему разделу программы, когда учащиеся должны наблюдать "поверхность Луны, планеты, метеоры, солнечные пятна". И еще один час отведен для наблюдений по четвертому разделу программы. Здесь учащимся надо наблюдать "Двойные звезды (Мицар и др.). Звездные скопления и туманности (Плеяды, туманность в Орионе, галактика в Андромеде). Млечный Путь".

Кроме того, в объяснительной записке к программе по астрономии указывается на целесообразность рекомендовать учащимся самостоятельно наблюдать наиболее интересные в познавательном отношении объекты и явления.

Таким образом, содержание практических занятий (наблюдений) по астрономии довольно четко определяется программой, и дело учителя определить конкретные формы проведения этих занятий, разумно спланировать и должным образом осуществить их в течение учебного года.

В связи с включением в практические занятия по первому разделу программы вопроса о пользовании картами звездного неба возникает необходимость в устройстве подвижных карт звездного неба, которые, кстати, пригодятся учащимся для решения многих астрономических задач, а также становится неизбежным использование сезонных карт звездного неба Л. В. Кандаурова*.(* Л. В. К а н д а у р о в, Комплект сезонных карт звездного неба, Учпедгиз, 1955.) Следовательно, накануне соответствующих наблюдений надо разрезать, наклеить на картон и изучить раздаточные сезонные карты звездного неба, устроить подвижные карты и научиться пользоваться ими, а также подготовить приспособления и приборы, необходимые для определения меридиана и ориентирования по небесным светилам.

Первое практическое занятие (наблюдение), очевидно, лучше провести вечером, а второе -днем. Тогда вечернее занятие будет посвящено ознакомлению учащихся с околополярными и другими наиболее примечательными созвездиями, наблюдениям за изменением их положений на небосводе, приближенному определению меридиана по Полярной звезде и ориентированию по звездам и Луне. Для лучшего понимания способов ориентирования по Луне, видимой в различных фазах, хорошо поручить учащимся наблюдать ее фазы и положение на небосводе относительно звезд и сторон горизонта, скажем, в течение месяца.

Дневное занятие посвящается определению меридиана и ориентированию по Солнцу. К этому можно присовокупить наблюдения солнечных пятен, хотя они и будут значительно предварять изучение соответствующей темы.

Методически это нежелательно, но оправдывается ввиду несравненно худших метеорологических условий в зимнее время. Здесь потребуется использование телескопа со специальным приспособлением для наблюдений Солнца.

Чтобы учащиеся глубже осмыслили процесс изменения поступления солнечного тепла на единицу поверхности Земли на данной широте в течение года и поняли обусловленность этого особенностью положения Земли при ее движении вокруг Солнца, а также смогли бы правильно объяснить наличие тепловых поясов на Земле и явление смены времен года, вполне уместно организовать проведение их силами наблюдений за изменением полуденной высоты Солнца. Эти наблюдения хорошо провести со дня осеннего равноденствия до дня зимнего солнцестояния или, лучше, до дня весеннего равноденствия.

Третье практическое занятие посвящается наблюдениям Луны, планет и метеоров. При этом наблюдения метеоров производятся невооруженным глазом, а для наблюдений Луны и планет используется телескоп. Если же наблюдения солнечных пятен по каким-либо причинам не были включены в предыдущее практическое занятие, то третье занятие придется проводить в два приема: вечером наблюдать Луну, планеты и метеоры, а днем -солнечные пятна.

Чтобы добиться понимания учащимися видимого и истинного движения планет, целесообразно рекомендовать им наблюдать видимое перемещение планет среди звезд в течение возможно более продолжительного времени. И , наконец, четвертое занятие, посвященное наблюдению в телескоп звезд, галактических и внегалактических туманностей и Млечного Пути, проводится в вечернее время.

Итак, в течение учебного года следует провести четыре практических занятия, организованно, с обязательным присутствием всех учащихся; три занятия в вечернее время, а одно -в дневное.

Кроме того, два задания (наблюдения фаз Луны и видимого движения планет среди звезд) даются учащимся для самостоятельного выполнения дома. Наблюдение же изменения полуденной высоты Солнца лучше организовать в школе силами учащихся, скажем, в порядке дежурства.

Для планирования практических занятий по астрономии существенное значение имеют календарные сроки изучения соответствующих тем курса. Ведь несомненно, что наилучший результат дадут те наблюдения, которые произведены либо одновременно с изучением соответствующей темы, либо тотчас же после завершения работы над ней. Поэтому, прежде чем приступать к составлению плана астрономических наблюдений на данный учебный год, необходимо определить календарные сроки изучения предусмотренного программой материала в течение всего учебного года, т. е. составить календарно-тематический план. Заметим, что для преподавателя астрономии это совершенно необходимо ввиду специфических особенностей его предмета, несмотря на отмену составления календарно-тематических планов работы учителей.

Исходя из календарно-тематического плана, например, на 1956/57 учебный год, практические занятия (наблюдения) целесообразно было проводить в следующие сроки:

занятие N 1 -начало октября;
занятие N 2 -конец октября;
занятие N 3 -средина марта;
занятие N 4 -начало мая.

Самостоятельные наблюдения следует рекомендовать учащимся производить в следующие сроки:

наблюдение фаз Луны -октябрь и ноябрь;
наблюдения видимого движения планет среди звезд -январь и февраль;
наблюдения полуденной высоты Солнца надо организовать с 23 сентября по 22 декабря или по 21 марта.

Однако при планировании практических занятий по астрономии мы вынуждены считаться с доступностью для наблюдений данного объекта или явления. И на деле только практические занятия N 1 и N 2 проводятся ежегодно в одни и те же сроки с учетом лишь метеорологических условий. А занятие N 3 приходится расчленять так, что наблюдения одних объектов будут предшествовать, а других-сопутствовать изучению соответствующей темы. Возможны и такие случаи, когда наблюдения некоторых объектов, например планет, приходится производить длительное время спустя после изучения темы "Планеты", скажем, весной. Отклонения от названных выше сроков возможны и при проведении наблюдений по теме занятия N 4.

В связи с указанным преподаватель астрономии должен постоянно иметь под руками астрономический календарь. Лучшими астрономическими календарями, полностью удовлетворяющими запросы учителя и учащегося, являются следующие: астрономический календарь, составляемый Всесоюзным астрономо-геодезическим обществом и ежегодно издаваемый Гостехиздатом в Москве; школьный астрономический календарь, ежегодно издаваемый Учпедгизом.

Кроме того, астрономические календари издаются в ряде союзных республик на национальных языках.

Календари, издаваемые в Москве, можно выписать по адресу: г. Москва, К-9, Пушкинская улица, дом 7/5, магазин N 46 Москниготорга, отдел "Книга-почтой".

Просматриваем календари на 1956 и 1957 гг. применительно к изложенным выше соображениям относительно плана проведения наблюдений на 1956/57 учебный год. Обращаем внимание на следующие факты:

1) Новолуние в интересующее нас время будет 4 октября, 2 ноября и 2 декабря. Следовательно, фазы Луны удобно начать наблюдать 4 октября и продолжать наблюдать до 2 ноября или 2 декабря. Кстати, из календаря же мы узнаем, что 20 ноября и 10 декабря произойдет покрытие звезд Луною, на что неплохо обратить внимание учащихся.

2) Наблюдение Луны в телескоп лучше производить либо около 20 февраля, либо около 10 марта, когда Луна будет в первой четверти и наиболее характерные детали ее поверхности будут видны превосходно.

3) Условия видимости планет, которые можно наблюдать, таковы:

Марс -превосходно виден по вечерам осенью; Сатурн -в сентябре рано вечером; Юпитер-по утрам в октябре; Венера -по утрам в сентябре.

4) Метеоры удобно наблюдать либо 15-25 октября, либо 1-8 мая.

5) Двойные звезды удобно наблюдать в мае, рассеянное звездное скопление Плеяды-в октябре и позднее, шаровое звездное скопление в Геркулесе -в сентябре и позднее, туманность в Орионе -в декабре и позднее, галактику в Андромеде -в период времени с сентября по февраль, Млечный Путь в Стрельце -в сентябре.

Таким образом, в конечном виде план проведения практических занятий (наблюдений) по астрономии на 1956/57 учебный год следующий:

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (НАБЛЮДЕНИЙ) НА 1956/57 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание занятия (наблюдения)
Время и место проведения мероприятия
1. Общий обзор звездного неба. Наблюдения в телескоп Марса, Сатурна и Млечного Пути в Стрельце
Начало сентября, школьная астрономическая площадка
2. Ориентирование ночью по небесным светилам. Наблюдение в телескоп Луны и туманности в Андромеде. Наблюдение метеоров.
Средина октября, астроплощадка.
3. Наблюдение изменений полуденной высоты Солнца и фаз Луны.
Октябрь-декабрь, дома и на астроплощадке.
4. Ориентирование по Солнцу. Наблюдение Солнца в телескоп.
Конец октября, астроплощадка.
5. Наблюдение в телескоп Луны,Плеяд, туманности Ориона.
Средина марта, астроплощадка.
6. Наблюдение в телескоп двойных звезд, шарового звездного скопления в Геркулесе, наблюдение метеоров.
Начало мая, астроплощадка.

Такое распределение наблюдений в течение года плохо согласуется с календарными сроками изучения соответствующих тем курса, но с этим придется мириться. Приведенный пример составления плана наблюдения на 1956/57 учебный год является иллюстрацией к тому, как важно учителю астрономии до начала учебного года продумать тематику и сроки наблюдений. В противном случае можно упустить возможность наблюдать нужные объекты и явления.

Впрочем, такие сочетания условий наблюдений, как в 1956/57 учебном году, не столь уже плохи. Необходимость проведения вводного наблюдения в начале сентября вполне окупилась тем интересом к изучению астрономии, который оно вызвало у учащихся.

<< Предыдущая