Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


С. Е. КАМЕНЕЦКИЙ

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АСТРОНОМИИ

Если не требуется доказательств необходимости внеклассного чтения научно-популярной литературы, то вопрос о том, как организовать внеклассное чтение, как его контролировать, является сложным и мало освещенным в литературе.

В данной статье описывается опыт организации внеклассного чтения научно-популярной литературы по астрономии и опыт совместной работы учителя астрономии с работниками школьной и районной библиотек, что имело место в средней школе N 212 Москвы, начиная с 1953/54 учебного года*. (* В школе N 212 с 1953 г. осуществляется связь с библиотекой N 86 Тимирязевского района Москвы.)

Общеизвестно, что внеклассное чтение требует организации, в противном случае научно-популярной литературой будет интересоваться очень незначительный круг учащихся, а ее использование будет бессистемным, не связанным с учебно-воспитательным процессом.

Учитель астрономии должен знать фонд школьной и районной библиотек, чтобы, исходя из интересов учащихся, учитывая программу по астрономии и наличие литературы, своевременно рекомендовать учащимся соответствующую литературу. Хорошая рекомендация обеспечит как расширение круга читателей научно-популярной литературы, так и большую систематичность чтения.

Эти задачи можно решить путем личного контакта учителя и библиотекаря. В библиотеке должны быть списки литературы по астрономии: один вообще для учащихся, интересующихся астрономией, а другой для учащихся десятых классов. Список для десятиклассников должен быть согласован с программой. Имеет смысл составить его по полугодиям, но с некоторым опережением программы. Списки должны быть красочно оформлены.

Эти списки составляются учителем совместно с библиотечными работниками. Последние сообщают учителю о наличии научно-популярной литературы , а учитель ее систематизирует. Списки рекомендуемой литературы *(* Можно составить списки по следующим разделам:"Основные методы астрономии", "Солнечная система" и "Звезды, звездные системы, строение Вселенной и происхождение и развитие небесных тел".) неплохо дублировать, т. е. иметь их и в библиотеках, школьной и районной, и на стенде в классе, где проводятся занятия по астрономии.

В библиотеке, кроме списков книг, рекомендованных для чтения по каждому классу, необходимо организовать выставки литературы по астрономии.

Выставки литературы делаются на специальных стендах так, чтобы книги могли быть со стенда читателем взяты для просмотра. Если выставка делается в школе, где над ней нет постоянного надзора, как в библиотеке, можно поставить книги в застекленной витрине. Темами таких выставок могут быть, как уже говорилось, крупные темы курса, например: "Основные методы астрономии", "Солнечная система" и т. д. Выставки и списки литературы должны быть составлены и оформлены так, чтобы привлекать внимание учащихся. В первую очередь должно заинтересовать красочное заглавие ( "Знаешь ли ты?", "Прочти!!!", "Интересно!!!" и т. п.). Следует также использовать наиболее яркие иллюстрации из книг. Кроме того, возможны специальные бюллетени по астрономии, посвященные крупнейшим научным открытиям или крупнейшим ученым (Копернику, Галилею, Бруно, Ломоносову и др.). Таким бюллетеням также должны придаваться списки, а лучше выставки рекомендуемой литературы. Во всех списках, выставках, бюллетенях должны быть отражены успехи советской астрономической науки, советских ученых.

Действительно, своевременная организация рекомендательных списков и выставок литературы приводила к желаемому результату, чтение становилось более массовым. Учитель должен находить время, чтобы спросить ребят, какое впечатление произвела на них та или иная книга. Отзывы учащихся играют большую роль. Хорошие отзывы, например, о книге Б. А. Воронцова-Вельяминова "Очерки о Вселенной" в некоторой степени способствуют тому, что с ней знакомится большое число учащихся.

Не менее важную роль в организации внеклассного чтения играет контроль за чтением. Участие учащихся в конференциях, подготовка докладов и написание рефератов дают возможность контролировать их работу. Но при совместной работе учителя астрономии с библиотеками возможны и другие формы контроля, о которых часто забывают. Известно, что читательский формуляр, где отмечена вся литература, прочитанная учащимся,-лучший показатель его интересов. Просмотр формуляров в библиотеке может очень много дать для характеристики ученика. Но дело это затруднительное и не под силу учителю, поэтому надо привлечь к этой работе библиотечных работников, из бесед с которыми можно будет узнать много важного для оценки работы и интересов отдельных учащихся. Кроме того, следует рекомендовать, чтобы библиотечные работники при обмене книг вели короткие беседы с учащимися о прочитанной литературе. Беседы, пусть даже очень непродолжительные, о том, как ученику понравилось прочитанное, помогают изживать недобросовестное отношение к чтению, ставят чтение под контроль.

Во всем процессе обучения решается задача -научить учащихся работать над книгой. При преподавании астрономии в X классе, когда учащиеся уже в значительной мере подготовлены к работе над книгой, следует стремиться привлечь их к написанию рефератов, к подготовке докладов и к участию в конференциях.

Наиболее легко организовать работу над рефератами. Учитель должен заблаговременно предложить учащимся примерные темы рефератов и указать литературу. Темы должны быть близкими к программе, но несколько выходить за ее рамки, например: "Наука и религия о строении Вселенной", "Спектральный анализ", "Загадка Марса", "Есть ли жизнь на планетах" и т. п. Работы должны быть хорошо оформлены, снабжены чертежами, рисунками и списком использованной литературы. Работа учащихся над рефератами должна влиять на их оценку по астрономии. Один раз в год полезно устраивать выставки лучших рефератов. Все рефераты должны храниться в школе, и в следующем учебном году, когда только начинается работа, имеет смысл показать их учащимся как образцы. Это поможет учащимся понять, что такое реферат и как над ним работать. При такой организации можно привлечь к написанию рефератов значительное количество учащихся.

Известно, что по астрономии целесообразно провести домашнее сочинение. Тема может быть одна для всех, а можно предложить ряд тем, предоставив право выбора учащимся. Сочинения пишутся с привлечением научно-популярной литературы. В школе N 212 проводилось сочинение по теме "Строение Вселенной". Кроме того, были сочинения и на другие темы, как-то:љ "Солнце", "Марс", љ"Юпитер и Сатурн", "Кометы",љ "Метеориты" и т. п. Большинство учащихся писало эти сочинения в читальном зале библиотеки, где заранее была подобрана литература. Сочинения лучше писать не очень большого объема, не более */г ученической тетради. Оценка за сочинение также оказывает влияние на общую оценку по астрономии. Проводить такую работу целесообразно в конце III четверти, чтобы после весенних каникул учащиеся сочинения сдали. Лучшие сочинения следует зачитать в классе, а худшие подвергнуть критике. Проведение сочинений по астрономии и добросовестное отношение к ним дают возможность высоко оценить знания по астрономии большого числа учащихся, прививают им навыки самостоятельной работы над книгой. На уроках возможно также выступление учащихся с докладами. Доклады готовятся учащимися по вопросам курса астрономии и рассчитываются на 15-20 минут. Подготовка такого доклада требует знакомства с определенным минимумом научно-популярной литературы. Доклады имеет смысл проводить особенно при изучении тем:љ "Солнечная система" и "Происхождение и развитие небесных тел".

Темы докладов следует сообщать заблаговременно, не менее чем за 3-4 недели. Учитель обязан проверить содержание докладов, просмотреть конспекты или даже прослушать учащихся во внеурочное время. Доклады должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий. Проще всего использовать красочные иллюстрации из научно-популярной литературы, показав их с помощью эпидиаскопа. Все должно быть подготовлено, проверено, так как всякие неполадки очень снижают эффект доклада.

В нашей школе вначале по каждой теме выделялись докладчик и содокладчик, но позднее благодаря добросовестному отношению учащихся к подготовке докладов стало возможным от содокладчиков отказаться. После докладов учащиеся задают докладчикам вопросы. Если некоторые вопросы не получают ответа, то разъяснения дает учитель. При малом числе часов по астрономии нет возможности провести большое число докладов (за год может быть не более 2-4 докладов). Главное внимание следует обратить на их качество.

Связь учителя астрономии с библиотекой, особенно с районной, открывает широкие возможности проведения массовой работы, в основе которой лежит внеклассное чтение: конференции, вечера, лекции на научно-популярные и научно-атеистические темы. Совместно с районной библиотекой у нас проводились лекции по астрономии. Например, силами лекторов-общественников были проведены лекции о межпланетных путешествиях, о Марсе, о необыкновенных небесных явлениях и др. Лекции проводились непосредственно в помещении школы, слушатели были к ним заранее подготовлены, и поэтому удовлетворение получили как учащиеся, так и лекторы. При проведении таких лекций в помещении библиотеки зачастую бывают случайные слушатели, что очень затрудняет работу и уменьшает эффект.

Наиболее интересным видом работы являются конференции, так как в них учащиеся участвуют активно. Работа по выбору темы конференции, распределению докладов, подбору литературы, проверке планов и содержания докладов, по приготовлению наглядных пособий требует очень много времени. При связи учителя астрономии с районной библиотекой все эти задачи решаются совместно, что значительно облегчает работу. Исходя из интересов учащихся и из программы, учитель намечает тему конференции и докладов. Темы для докладов распределяются с учетом заинтересованности и желания самих учащихся. Намечается срок подготовки конференции, составляются рекомендательные списки литературы. Все вопросы учащихся в литературе, возникающие в процессе подготовки докладов, удовлетворяет библиотека.

Как показал опыт школ и библиотек, для проведения конференций целесообразно приглашать специалиста, который еще до конференции встречается с докладчиком.

Общее же руководство подготовкой конференции осуществляет учитель, он определяет тему конференции, объем материала и план.

Надо обратить внимание на организацию конференции, добиться четкости, ритмичности, выполнения регламента. О конференции следует известить всех учащихся, используя стенгазету, радиоузел, написать объявление. Наиболее удачные доклады должны отмечаться благодарностью и, желательно, подарком.

Хорошо проведенные конференции приводят к тому, что вырабатываются определенные традиции, и дальнейшая работа учителя облегчается.

Так, например, с целью углубления знаний учащихся по астрономии в школе N 212 была проведена научно-атеистическая конференция "Творцы научного мировоззрения"*(*С. Е. Каменецкий,љ "Научно-атеистическая пропаганда в школе". Физика в школе", 1955, N 2.). Заранее была установлена связь с Московским планетарием и был приглашен на конференцию работник планетария Л. С. Вальгард. На конференции были заслушаны следующие доклады:

1. Открытия Коперника, Джордано Бруно, Галилея, Ломоносова -революция в мировоззрении. Борьба церкви с учением Коперника.
2. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения.
3. Краткие сведения о строении Вселенной.

В заключение докладов Л. С. Вальгард остановился на борьбе с религиозным мировоззрением на современном этапе, об идеализме в современной буржуазной науке. Учащимся было показано коренное отличие науки, опирающейся на факты, на опыт, от религии, которая опирается лишь на библейские предания и вымыслы. На конкретных примерах из истории науки со времен Коперника до наших дней было показано, что научные достижения в естественных общественных науках опровергают все религиозные догмы. Большое внимание на конференции было уделено доказательствам единства законов природы, материальности и бесконечности мира. На конференции были показаны схемы и печатные наглядные пособия по астрономии, а также набор диапозитивов по данной теме (из Московского планетария).

Проведенная конференция служит целям развития у учащихся правильного научного мировоззрения. В докладах было много фактического материала, была показана связь астрономии с физикой.

В школе была также проведена ученическая конференция по теме "Происхождение и развитие небесных тел". На этой конференции, которая проводилась только силами учащихся, были разобраны значительно глубже, чем изложено в учебнике астрономии, различные гипотезы о происхождении небесных тел. Конференция проходила при активном участии школьников, показателем интереса учащихся к конференции явилось большое число заданных ими вопросов. Эта конференция также имела научно-атеистический характер.

Очень большое значение может иметь астрономический кружок. Вначале им должен руководить учитель, но со временем его руководителями могут стать учащиеся X класса, из числа наиболее интересующихся астрономией. В нашей школе в течение двух лет руководили кружком ученики, которые до этого занимались в кружке при Московском планетарии. В работе кружка научно-популярная литература используется также очень широко.

Организацию и внеклассного чтения научно-популярной литературы, и лекций, и конференций возможно осуществить в любой школе. Всюду может быть использован опыт установления связи между школой и библиотеками. Конечно, в сельских школах в этом случае основная работа должна проводиться со школьной библиотекой. Основным инициатором и организатором всей этой работы должен быть учитель астрономии.

Связь с районной библиотекой в школе N 212 была установлена в основном с помощью учащихся. Когда многие ученики, заинтересовавшись научно-популярной литературой по астрономии и физике, стали постоянными читателями библиотеки N 86, администрация библиотеки обратила на это внимание. В скором времени состоялась встреча работников библиотеки с учителем астрономии и физики. В дальнейшем основным связующим звеном между школой и библиотекой явились сами учащиеся, которые передавали все необходимое, помогали как работникам библиотеки, так и учителю. Конечно, личное посещение учителем библиотеки и читального зала очень желательно, но при такой I организации работы оно могло быть сведено до минимума, до 2-3 раз в год. Связь, установленная в 1953 г., в дальнейшем не нарушалась, несмотря на то, что астрономией занимаются только учащиеся X класса, которые оканчивают школу и уходят. Это объясняется тем, что в школе существовал астрономический кружок, т. е. каждый год имелся определенный актив учащихся восьмых -девятых классов, который помогал учителю проводить данную работу.

В заключение статьи отметим, что в каждой школе в течение одного учебного года вполне посильна организация одной конференции, нескольких лекций, 2-4 докладов в X классе, написание 10-15 рефератов. Организация списков и выставок литературы требует времени, но материал постепенно будет накапливаться, и работа будет из года в год улучшаться и одновременно облегчаться.


<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 162]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования