Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


П.И. ПОПОВ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ

Специфика астрономии и как науки, и как учебного предмета обусловливает особые трудности преподавания ее в школе. Эти трудности имеют некоторый общий характер и отдельные особенности при усвоении учащимися некоторых вопросов. К таким вопросам относятся, например, времена года и их объяснение, измерение времени, видимые и действительные движения планет и ряд других. Трудности здесь имеются и у школьников в ясном понимании материала и у учителей в отношении методики его прохождения.

Цель настоящей статьи -выяснить, в чем заключаются эти трудности и какими путями их преодолевать, имея в виду, между прочим, краткость времени, отводимого в школе на астрономию. Благоприятным обстоятельством, облегчающим дело усвоения учащимися астрономии в короткий срок, является то, что ее преподавание поставлено в последнем, X классе, когда ученики вооружены достаточными знаниями элементарной математики, физики и других предметов, а кроме того, накопили немало собственных впечатлений, на которые можно опираться в процессе преподавания астрономии.

При всем этом ученики, приступая к изучению астрономии, все же встречают много непривычных для них представлений, совсем иные масштабы, чем в других дисциплинах, новые понятия, определения и термины. Затрудняют также и большие различия между тем, что видно, наблюдается, и тем, как это происходит в действительности. Видя окружающий мир с Земли, участвуя вместе с ней в движении и не замечая этого движения, человек только в воображении может представить себе, как происходит все в действительности, мысленно переносясь от кажущегося неподвижного своего положения в более или менее далекую точку пространства вне Земли. При недостаточно развитом пространственном представлении учащиеся с трудом усваивают переход от наблюдаемого к действительному движению. История астрономических представлений подтверждает имеющиеся здесь трудности: на протяжении тысячелетий люди находились в заблуждении о месте Земли среди других небесных тел и о ее движении.

Все это выдвигает необходимость, приступая к изучению астрономии, добиваться того, чтобы у учащихся получилось возможно более ясное представление и о самих явлениях, как они наблюдаются, и о том, как они связаны с положением Земли и действительными ее движениями. Для этого при обучении астрономии, с одной стороны, надо ставить обязательные собственные наблюдения учащихся над небом в разное время, с другой стороны, максимально использовать имеющиеся под рукой наглядные пособия, как-то: географический глобус, модели и картины (стенные, печатные диапозитивы, кинофильмы и пр.)

Следует чаще давать ученикам домашние задания по самостоятельному наблюдению. Необходимо, чтобы учащиеся считали систематические наблюдения над небом непременной частью изучения ими предмета астрономии. Добившись хорошего знания неба и явлений, как они наблюдаются, учитель значительно облегчит себе и учащимся дальнейшее прохождение астрономии.

Надо иметь в виду, что школьники обычно не сразу и не легко усваивают наблюдаемые на небе явления, связанные с одновременно происходящими видимыми суточным вращением неба и годичным движением Солнца и Луны. Между тем достаточная ясность в представлении этих явлений лежит в основе четкого понимания ряда последующих вопросов. Поэтому следует обратить серьезное внимание на то, чтобы с самого начала учащиеся хорошо различали те изменения на небе, которые происходят вследствие нашего постоянного вращения вместе с Землей в течение суток, и более медленные изменения изо дня в день, из месяца в месяц в течение целого года.

Учащиеся прежде всего должны сами видеть, и не один раз, как происходят явления в природе, сопоставлять их, усматривать естественные связи и правильно понимать, а не запоминать слепо. Чтобы замечать происходящие изменения на небе, надо хорошо знать главнейшие созвездия и их взаимное расположение как в северной, так и в южной стороне неба, каждый раз обращать внимание на поднимающиеся с востока и опускающиеся к западу созвездия. Это знание легко приобретается, если поставить перед учащимися задачу наблюдать за небом все ясные вечера и сопоставлять наблюдения со звездной картой. При этом не следует вначале входить в подробности построения карты (это можно сделать несколько позже в связи с изучением координат), а надо пользоваться ею как картиной неба. Узнав характерные отличия главных созвездий и ярких звезд среди них, учащиеся охотнее и чаще сами обращаются к непосредственным самостоятельным наблюдениям, повышается их интерес к изучению неба, знания становятся более конкретными и прочными. Привитие ученикам навыка находить на небе определенные звезды поможет им легко приобрести очень важное на практике умение ориентироваться по небесным светилам.

Словесное, книжное, абстрактное преподавание не раз отмечалось как серьезный недостаток. Оно имеет место и в преподавании астрономии, когда используются только рассказ учителя, учебник, чертеж. Такое преподавание становится сухим, и имеющийся у учащейся молодежи интерес к астрономии обычно пропадает. Нужно остерегаться уделения слишком большого внимания математической стороне дела, связанной с небесной сферой, с ее элементами (небесными координатами и пр.), особенно вначале, когда ученикам еще неясна роль этих элементов в изучении астрономии, когда все это выступает, как что-то самодовлеющее, далекое от самих небесных светил. Теории должно предшествовать непосредственное созерцание, наблюдение самих небесных явлений, на чем и должно быть сосредоточено вначале главное внимание при обучении.

Смешение представлений о наблюдаемом небе - "небесном своде"-с понятием подсобной небесной сферы, как это часто происходит, может только затуманить вопрос. Понятие о вспомогательной сфере следует давать после того, как многократными наблюдениями учащиеся усвоили главнейшие созвездия и видимое суточное вращение всего звездного неба. Когда возникает вопрос об измерениях взаимного расположения звезд при помощи углов между направлениями на них, более точного определения положения их, тогда вполне понятным оказывается способ измерения при помощи воображаемой сферы произвольного радиуса, подобно тому как в геометрии вводится транспортир для измерения углов при помощи стягивающих их дуг окружностей. При таком толковании "небесная сфера" не играет какой-то самодовлеющей роли, а выступает только как средство измерения и наглядно может быть представлена в виде модели с главнейшими кругами на ней, точками и плоскостями. Становится понятной вся ее условность, принятая нами только для более точной ориентировки среди наблюдаемых светил находящихся от нас в разных направлениях и наразличных расстояниях.

Важно, чтобы в сознании учащихся видимое небо представлялось не как небесная сфера, а как бесконечное пространство с расположенными в разных местах светящимися телами различной величины.

Трудности в изучении элементов сферической астрономии лежат не столько в существе дела, сколько в методах изложения. Рассмотрение этих элементов должно быть оправдано задачами изучения самих небесных тел, практическими потребностями ориентировки на Земле и т. п. Без этого изучение элементов сферической астрономии представляется формальным, непонятным, сухим и воспринимаемым только памятью. Так получается, если с самого начала поставить вопрос об изучении систем небесных координат как самостоятельную задачу, что в практике школы нередко имеет место. Иначе воспринимается учащимися надобность в координатах в связи с практикой их использования. Экваториальные координаты нужны уже для того, чтобы пользоваться звездными картами, как ученики привыкли пользоваться географическими картами. Но эта задача возникает тогда, когда учащиеся уже ознакомились с созвездиями и когда им приходится основательнее усвоить их с помощью звездной карты при самостоятельных наблюдениях. Вопрос о горизонтальной системе координат естественно возникает, когда рассматривается вопрос о том, как меняется положение тех или других звезд относительно горизонта в зависимости от географической широты наблюдателя и как, пользуясь этим, определить широту на Земле. Сюда входят способы определения широты: по высоте Полярной звезды, и по полусумме высот Полярной звезды в моменты ее наибольшей и наименьшей высот при прохождении через меридиан, и по склонению и зенитному расстоянию светила в момент верхней кульминации.

В связи с этим попутно может быть выяснен вопрос об изменении горизонтальных координат вследствие суточного вращения. Тут же уясняется связь высоты со склонением в положении светила на меридиане. Эта связь и должна быть дальше использована при рассмотрении вопросов о годичном видимом движении Солнца, об изменении полуденной его высоты и склонения. При выяснении видимого годичного перемещения Солнца среди звезд и определении эклиптики, как круга небесной сферы, понадобится измерение экваториальных координат центра солнечного диска и их изменения в течение года. По ним становится известной величина наклона эклиптики к экватору и точки пересечения-эклиптики с экватором -точки весеннего и осеннего равноденствия. Важно, чтобы все эти вопросы входили в сознание учащихся не отдельными разрозненными фактами, а в связи с наблюдаемыми явлениями и друг с другом. Хотя объяснение изменения времен года движением Земли дается еще при прохождении географии в V классе, нужно сказать, что оно остается обычно не понятым учащимися по-настоящему, и в X классе ученики не так-то легко полностью усваивают это объяснение. Опыт показал, что для облегчения понимания этого вопроса учащимся нужно опереться прежде всего на имеющиеся у него представления, полученные от живого созерцания. Это значит, что рассмотрение изменения времен года надо начинать не с движения Земли, а с тех явлений, которые наблюдаются в различные времена года, отличают их друг от друга и которые хорошо известны учащимся. Надо привлечь внимание учащихся к тому, как со сменой времен года происходит изменение полуденной высоты Солнца, продолжительности дня и ночи, места восхода и захода Солнца. Затем следует указать на связь этих явлений с видимым движением Солнца по эклиптике, отражающим действительное движение Земли вокруг Солнца в плоскости земной орбиты. Наконец, нужно дать учащимся представление о положении плоскости эклиптики по отношению к плоскости экватора, связанного с суточным вращением Земли вокруг своей оси, и четырех основных точках эклиптики, способствующих каждому времени года. Все это подведет к объяснению смены времен года двумя независимыми движениями Земли: годичным обращением Земли вокруг Солнца и все время происходящим суточным вращением вокруг своей оси. При этом особенно важно отметить, что угол наклона эклиптики к экватору указывает на то, что вращение Земли происходит именно под этим наклоном к плоскости ее орбиты. К тому же вращающаяся Земля при всех своих положениях на орбите сохраняет почти неизменным направление оси вращения в пространстве. Объясняя времена года, необходимо подчеркнуть, что нагревание и освещение поверхности Земли зависит главным образом от угла, под которым падают солнечные лучи на эту поверхность. Все положения Земли при ее двух основных движениях необходимо сделать наглядными не только при помощи чертежа, но демонстрируя земной глобус и двигая его в соответствующем положении относительно какого-либо предмета, принимаемого За Солнце, или показывая теллурий, если он имеется. Этим же способом следует показать распределение тепловых поясов на Земле и объяснить, чем обусловлено точное положение их границ -тропиков и полярных кругов. Здесь имеется в виду определение жаркого пояса, как включающего все места на Земле, где полуденное Солнце может быть в зените, и холодного пояса, как заключающего места на Земле, где круглые сутки может быть день или круглые сутки -ночь.

Для полной ясности того, что смена времен года зависит от наклона оси вращения Земли, следует указать на то, что у других планет она происходит иначе благодаря иному наклону их осей.

Как примеры резкого отличия от земных условий можно указать планету Юпитер, ось вращения которого почти перпендикулярна к плоскости его орбиты, так что на Юпитере нет заметного изменения времен года, и Уран, ось вращения которого почти лежит в плоскости его орбиты. Весьма близким к земному является наклон оси вращения к плоскости орбиты у планеты Марс (около 65°, а у Земли 6672°) Там наблюдаются четыре времени года, подобные земным, только продолжительностью почти вдвое больше, соответственно более продолжительному времени обращения Марса вокруг Солнца.

Наиболее трудной темой по астрономии в школе обычно считается "Измерение времени". Причина этого, по-моему, заключается не столько в существе самой темы, сколько в практике подхода к ней. Здесь как бы сконцентрировались все недостатки в изучении элементов астрономии в школе. Начинают обычно этот вопрос не с того, что знакомо учащимся, не с рассмотрения наблюдаемых явлений, послуживших еще в незапамятные времена источником измерения времени, а с движения Земли. При этом не выделяется самое важное, что связано с практикой, излишне теоретизируется вопрос. В повседневной практике, в науке и технике время измеряется только средними солнечными сутками. Главной целью в школе и должно быть уяснение понятия о средних сутках. Не вдаваясь в детали, представляющие трудности, основываясь на известных уже учащимся видимых суточном и годичном движениях Солнца, можно подойти просто к уяснению основного вопроса, т. е. принятого способа измерения времени. Прежде всего надо обратить внимание учащихся на то, что солнечные сутки, как промежуток времени между соседними нижними кульминациями Солнца, неодинаковы в течение года. Это видно из арифметического подсчета числа суток от весеннего равноденствия (21 марта) до осеннего равноденствия (23 сентября) и числа суток от осеннего равноденствия до весеннего, хотя точки равноденствий делят на две равные половины эклиптику, т. е. видимый путь Солнца в течение года. Неодинаковость солнечных суток в году, происходящая в природе, вызвала необходимость ввести условные одинаковые средние сутки, которые в общем можно представить себе как продолжительность года, деленную на число суток в году (среднее арифметическое). Вводя средние солнечные сутки, мы вместо наблюдаемого Солнца воображаем среднее Солнце в виде точки, равномерно движущейся в течение года по эклиптике. В отличие от среднего времени, определяемого по среднему экваториальному Солнцу, время, определяемое по наблюдению Солнца на небе, называют истинным солнечным временем. Истинные солнечные сутки бывают то длиннее, то короче средних. Поэтому среднее время то уходит вперед, то отстает от истинного. Наблюдать мы можем только истинное Солнце. Поэтому для получения среднего времени надо знать разницу его от истинного, которую называют "уравнением времени". Уравнение времени есть число минут и секунд, которое надо прибавить к истинному времени, чтобы получить среднее. Это число имеет положительный знак, когда среднее время впереди истинного, и отрицательный знак, когда среднее время отстает. Разность между истинным и средним временем в общем никогда не превышает 16 минут и четыре раза в году бывает равна нулю. График уравнения времени на каждый день дается в астрономическом календаре.

Далее следует провести с учащимися работу по определению местного среднего времени при помощи гномона, а также построить экваториальные солнечные часы и по ним определять местное среднее время, учитывая уравнение времени на данный день.

Самое понятие местного времени не встречает трудности, так как оно вытекает из способа измерения времени сутками и момента кульминации как начала суток. Моменты же кульминации связаны с географической долготой каждого места, отсюда ясна связь местного времени с долготой места. Это дает способ для определения неизвестной долготы по сравнению местного времени в данном пункте с местным временем того пункта, долгота которого известна. Ясное представление о связи долготы места с его местным временем дает все необходимое для понимания поясного времени и перехода от него к местному, всемирному, для понимания и того, какое время передается из Москвы по радио. При этом следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что, хотя мы говорим о времени местном, поясном, декретном, но по существу время само по себе одно, а это только разные способы, принимаемые нами для суждения о различных моментах наступления тех или иных явлений, событий и о промежутках времени между ними.

Изложенное здесь об измерении времени сутками и их подразделении на часы, минуты и секунды и является главным в данной теме школьного курса астрономии. Добиться ясного понимания этих вопросов едва ли представляет большие трудности. Мы шли от наблюдаемых явлений, от практики и не было надобности в самом начале вводить моменты теоретического характера, такие, как вращение Земли вокруг оси, звездное время, связь с небесными координатами и пр.

Эти вопросы могут быть поставлены только тогда, когда уже освоено главное, и в связи с тем, как определяется точное время на астрономических обсерваториях по наблюдению звезд. Но эти вопросы уже специального порядка. К ним следует подойти со стороны знакомого ученикам неизменного положения на небе звезд в течение суток и видимого перемещения Солнца среди них в сторону, противоположную суточному вращению неба. Отсюда вытекает понятие о том, что промежуток между одинаковыми соседними кульминациями какой-либо звезды должен быть меньше солнечных суток. Отметив, что для вычисления звездного времени берут не какую-либо звезду, а ту точку, по отношению к которой определяют положение всех звезд на небе, а именно точку весеннего равноденствия, нетрудно дать определение звездных суток и звездного времени. При этом следует отметить, что пользование звездным временем неудобно в практической жизни в связи с тем, что оно не соответствует смене дня и ночи. Оно используется в астрономии. Касаясь этих вопросов, целесообразно ввести понятие о часовом угле и равенстве звездного времени и прямого восхождения звезды в момент ее верхней кульминации. :На основании последнего вполне понятным становится способ определения точного времени по наблюдению звезд. Что же касается перевода звездного времени в среднее, то достаточно сравнить продолжительность средних солнечных и звездных суток, исходя из того, что звездных суток в году на одни больше, чем солнечных, и что разность между их продолжительностями-постоянна-3 мин. 56 сек. Звездные часы уходят вперед сравнительно со средними за сутки на 3 мин. 56 сек.

К теме "Измерение времени" относится и счет времени годами. Здесь также надо выделить главное и не начинать с вопросов теоретического характера, а исходить от наблюдаемых явлений и потом только делать те или другие обобщения. Прежде всего здесь нужно отметить, что смена времен года послужила источником для другой единицы измерения времени-года. Величина года как единица измерения продолжительного промежутка времени определяется промежутком времени между двумя соседними прохождениями центра солнечного диска через одну из четырех главных точек эклиптики, например точку весеннего равноденствия. Вторым важным обстоятельством здесь является то, что в году не заключается целое число первой принятой нами единицы суток; отсюда практические неудобства и расхождение календарного года с действительной, природной его величиной. Стремление уменьшить это расхождение и притом считать год целыми сутками приводило к внесению поправок в принятую систему календарного счета по мере того, как благодаря развитию астрономических знаний уточнялась действительная величина года. За основу старого, или юлианского, стиля (I в. до н. э.) была принята величина года с точностью до 1 часа-365 сут. 6 час; за основу нового, или григорианского, стиля (XVI в. н. э.) принята была величина года с точностью до 1 минуты -365 сут. 5 час. 48 мин. Часто в вопросе о перечислении даты старого стиля на современную дату по новому стилю бывает непонятно, почему в разные столетия прошлого времени надо вносить не ту поправку, которая теперь разделяет эти даты, а разницу, существовавшую между ними в том именно столетии. Здесь достаточно обратить внимание на то, что причина все увеличивающегося их расхождения лежит не в новом, а в старом стиле, который все отстает и к нашему столетию отстал уже на 13 суток, а раньше был ближе к новому стилю, более близкому к природе.

Если к изложенному прибавить еще разъяснение вопроса о начале счета времени годами или о том, что называется эрой, то можно этим и ограничиться.

В качестве дополнения, после того как усвоено главное, можно рассмотреть понятие о различии между звездным годом как периодом обращения Земли вокруг Солнца, тропическим годом как периодом смены времен года, служащим единицей измерения времени. Опыт показал, что рассмотрение различия между звездным (сидерическим) и тропическим годами в начале объяснения календаря мешает пониманию удлинения календарного счета и причины неточности календарей, так как звездный год не имеет отношения к календарю, и дело здесь не в различии этих годов, а в несоизмеримости года и средних суток.

История календаря, понятие о лунных и лунно-солнечных календарях, о связи их с религиозными обрядами, праздниками, предрассудками и пр., а также проекты нового, более рационального подразделения года могут представлять интерес. Но все это уже следует отнести к внеклассной, кружковой работе. Движение Луны иногда рассматривают в связи с календарем, но так или иначе нецелесообразно вообще отодвигать далеко этот вопрос, так как он невольно возникает при постановке систематических наблюдений и обзоров неба. Луна -наиболее заметное светило ночного неба, она своим освещением фона неба может служить большой помехой для наблюдений над звездами, и надо знать, как происходит изменение фаз Луны, в какой стороне звездного неба располагается Луна в той или иной фазе. Как ни странно, но большинство оканчивающих школу и даже студенты, приступающие к изучению астрономии уже на III курсе, затрудняются ответить на такие вопросы, как например при какой фазе Луна светит только в вечерние часы и при какой только во второй половине ночи, в какой стороне неба она видна в том и в другом случае и пр. Между тем Луна проходит все свои изменения и положения на небе с периодом 29,5 суток, т. е. всего через месяц вновь повторяет их. Эти затруднения в ответах можно объяснить только пренебрежением к наблюдательной части при обучении астрономии, словесным, книжным методом ее преподавания. Надо возможно раньше включить в систематическое изучение звездного неба многократные наблюдения над Луной с обязательными зарисовками ее формы с указанием даты, часа и стороны горизонта. Затем вновь повторять эти наблюдения для заполнения фаз, пропущенных из-за облаков или по другим причинам. Наряду с этим для ясного понимания вопроса следует связать его с движением Луны вокруг Земли и изменением положения ее по отношению к освещающему ее Солнцу и к Земле. Однако обычного рисунка, объясняющего фазы Луны, недостаточно: нужны опять-таки непосредственные наблюдения и наглядный показ на моделях. Хотя, казалось бы, вопрос этот элементарный, но приходится об этом говорить, так как нельзя больше терпеть подобную неграмотность у людей, прошедших хотя бы и элементарный школьный курс астрономии. Между прочим, хорошее знакомство с явлениями движения Луны дает возможность ориентироваться на Земле по Луне и тогда, когда из-за тонких облаков не видно звезд на ночном небе, а просвечивающаяся Луна может служить хорошим ориентиром. Имея в виду встречающиеся у учащихся затруднения в понимании главных видимых конфигураций планет, следует при рассмотрении лунных фаз ввести понятия о соединении с Солнцем в фазе новолуния и о противостоянии в фазе полнолуния. Это проще разобрать на примере движения Луны, как и понятия о периодах синодическом и сидерическом, а также о прямом движении среди звезд, т. е. в направлении, противоположном видимому суточному вращению звездного неба. Это облегчит усвоение представлений о попятных движениях планет, смене прямых и попятных движений. Употребляя один и тот же термин, сидерическое обращение в отношении Луны и планет, следует подчеркнуть и различие: в первом случае имеется в виду обращение Луны вокруг Земли, а во втором -обращение планеты вокруг Солнца. Все указанные представления должны быть получены учащимися прежде всего из собственных впечатлений от виденного на небе.

При объяснении видимых петлеобразных движений планет не следует осложнять вопрос подробным рассмотрением птолемеевой системы. Можно ограничиться указанием на главное заблуждение-Земля неподвижна, причем видимые, кажущиеся движения планет принимались за действительные. Отсюда делались искусственные геометрические построения, не соответствующие действительности. Накопившиеся ко времени Коперника, а также и его собственные наблюдения привели его к выводу, что при удалении планет от Солнца всё медленнее происходит движение их по орбите. Это также надо отметить, разбирая с учащимися объяснение, по Копернику, видимых прямых и попятных движений планет.

С открытием Коперником движения Земли астрономия стала на твердую почву научных фактов, которые все более стали раскрываться в истинном виде, в связи друг с другом. Вот эту связь и следует отмечать. Это облегчит усвоение материала, которое затрудняется, когда отдельные факты воспринимаются учащимися разрозненно.

На основе гелиоцентрического представления о планетной системе Коперник мог не только просто объяснить видимые движения планет на небе, но и определить относительные расстояния планет от Солнца, приняв расстояние Земли от Солнца за единицу, а также вычислить периоды обращения планет вокруг Солнца. В школе достаточно для этого взять наиболее простой случай определения расстояний до Венеры или Меркурия и дать понятие о связи между сидерическим и синодическим периодами планеты и годом. Использование еще более точных последующих наблюдений видимых положений планет (Тихо-Браге) дало возможность Кеплеру открыть три основных закона истинных движений планет в пространстве. В то же время Галилей наблюдениями в свой первый телескоп (фазы Венеры, Юпитера со спутниками) подтвердил истинность открытия Коперника о движении планет вокруг Солнца. Дальнейшее изучение общих закономерностей движения планет и среди них нашей Земли потребовало измерения не только относительных, но и абсолютных планетных расстояний (при помощи параллакса) и размеров Земли (триангуляция). Таким образом, на протяжении XVII в. уже был подготовлен материал для установления Ньютоном закона всемирного тяготения.

Такое изучение вопросов в связи друг с другом и в исторической их последовательности не только способствует прочности знаний, повышает интерес к этому изучению, но и формирует у учащихся понятие о развитии знаний на основе истинных представлений об объективной природе наблюдаемых явлений. Это очень важно иметь в виду при преподавании астрономии, проходимой притом учащимися уже в самом старшем классе.

Замечу, что в школе нецелесообразно осложнять изложение вопроса об определении абсолютных расстояний до небесных тел математическими выводами. Достаточно, дав понятие о горизонтальном параллаксе, указать на возможность тем или иным способом наблюдать светило из двух достаточно удаленных друг от друга точек на поверхности Земли и вычислить из прямоугольного треугольника угол с вершиной в светиле, опирающийся на земной радиус. Наглядно такую возможность просто показать на географическом глобусе, взяв две точки на земном меридиане, для одной из которых светило (например, Луна или Марс) видно на горизонте, для другой-в зените; разность широт этих двух мест даст величину угла при центре Земли, который в сумме с горизонтальным параллаксом составляет 90њ.

При переходе к астрофизической части затруднение вызывает то обстоятельство, что для этого требуются знания из физики, главным образом о спектральном анализе, который проходится в X классе ближе к концу года. Поэтому в астрономии приходится знакомить с некоторыми понятиями из этого отдела физики раньше. Не расширяя и не углубляя этого вопроса и учитывая, что в физике он будет рассмотрен в должном виде, можно ограничиться показом на диапозитиве или на таблице спектров излучения и поглощения, спектра Солнца и некоторых звезд. Таким образом, можно подвести учащихся к понятию о возможности по анализу лучей света определить химический состав светящегося вещества на небесных телах, а также температуру. Очень важно в астрономии обратить внимание на то, что спектр дает возможность судить о движении светящегося предмета по направлению луча зрения к нам или от нас по смещению спектральных линий (принцип Допплера-Белопольского), а по величине смещений судить и о скорости движений. Отметив, что объяснение этого явления дано будет несколько позднее в курсе физики (на основании волновой природы света), можно не вдаваться в подробности всех вопросов спектрального анализа.

Конечно, могут встретиться некоторые трудности и при прохождении других вопросов астрономии в школе, но они не имеют специфического характера. Вся астрофизическая часть курса, знакомящая с современными представлениями о природе и развитии небесных тел, излагается в школе описательным путем с уделением внимания только главнейшим основным характеристикам. Поэтому эта часть не представляет трудностей ни для преподавателя, знакомого с предметом, ни для усвоения учащимися. Необходимо только использовать иллюстративные средства -диапозитивы фотографий небесных объектов, стенные картины, короткометражные учебные фильмы. Все это теперь уже имеется в немалом количестве и доступно для школ.


<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 162]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования