Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая |
Основные вопросы программы младшего кружка определяются в общем следующим.
Теоретическая часть. Вопросы, касающиеся Земли, Луны, Солнца, планетной системы и отдельных планет, комет, метеорных явлений, звезд и строения звездной Вселенной; небесных явлений, а также основных закономерностей в мире небесных тел; частично вопросы истории астрономии -по объему и характеру не сложнее содержащегося в книге "Начатки мироведения" К. Л. Баева и В. А. Шишакова.
Наблюдения. а) Невооруженным глазом: основные созвездия и наиболее интересные звезды, планеты из доступных в данный период, фазы Луны, движение Солнца (для практики используется звездное небо планетария), б) В бинокль и в самодельные телескопы: Луна, спутники Юпитера, двойные звезды, в) В телескопы обсерватории планетария: солнечные пятна, Луна, Венера, Юпитер, Сатурн, звездные скопления.
Практические работы. а) Инструктирование по устройству самодельных телескопов, подвижной карты звездного неба, объемных лунных ландшафтов, угломерных приборов, солнечных часов, б) Приемы и способы наблюдений, зарисовок и ведения записей в журналах наблюдений: солнечных пятен, фаз Луны, ее движения, движения планет, лунной поверхности, затмений, переменных звезд, двойных звезд и звездных скоплений.
Иные виды самодеятельности. Самостоятельные доклады наиболее успевающих учащихся по вопросам программы, представление письменных рефератов, организация групп для выполнения определенных задач, участие в стенгазете кружка, обзоры прочитанной литературы.В практике работы младшего кружка следует отметить два особых обстоятельства. В 1950 г. была сделана попытка регламентировать прием в кружок уже при предварительной записи. Затем в 1951 и 1952 гг. были сделаны попытки разделить занятия младшего кружка на две ступени, установив двухгодичный срок прохождения его программы. Об этих двух обстоятельствах, характеризующих работу кружка, следует сказать подробнее.
Имея значительный актив из числа тех, кто занимался в младшем кружке в предыдущие годы, руководитель кружка поручал нескольким группам таких подготовленных ребят проводить собеседования с теми, кто впервые заявлял о своем желании заниматься в кружке. Собеседование предусматривало удовлетворительные ответы по указываемым далее разделам.
1. Знание основных вопросов о Земле, Луне, Солнце и больших планетах нашей солнечной системы в объеме книги "Начатки мироведения" или ей равнозначной.
2. Нахождение на небе некоторых созвездий, например: Большой Медведицы, Кассиопеи, Лебедя, Лиры, Ориона, Тельца, Близнецов; звезд-Полярной, Сириуса, Альдебарана, Беги, Денеба, Бетельгейзе, Ригеля, Капеллы.
3. Наблюдения и зарисовки нескольких фаз Луны, нескольких положений ее относительно горизонта или зенита, а также относительно соседних звезд с указанием угловых расстояний.
4. Наблюдения и зарисовки видимых положений планет Юпитера, Сатурна, Марса, Венеры.
5. Наблюдения и зарисовки затмений Луны или Солнца.
6. Сооружение самодельного телескопа, подвижной звездной карты, угломерного прибора.
Само собой разумеется, что это не было экзаменом-проверкой полной подготовленности по указанным здесь вопросам. "Экзаменаторы" лишь знакомились с "абитуриентом", рассматривали приносившиеся им инструменты, приборы (если они были), записи (дневники наблюдений, рисунки), узнавали о том, что "экзаменующийся" читал, и обо всем этом заносили краткие сведения в заводившееся на принимаемого в кружок "личное дело" (двойной лист тетради). Некоторым тутже давались советы и пояснения. Составлялось заключение о том, следует ли принимать опрошенного в кружок или нет.
Однако результат "экзаменов" был довольно слабый: многие из желающих заниматься в кружке не могли даже назвать то, что было ими прочитано; знаний они имели мало, да и те были отрывочными, случайными, наблюдения же проводили совсем немногие. Лишь у небольшой части имелись какие-нибудь приборы и записи в виде дневников.
Поэтому на занятия кружка все равно допускались все желающие. Нередко впоследствии достигали значительных успехов те, кто приходил с очень слабыми знаниями и в начале обладал только желанием заниматься астрономией.
Разделение младшего кружка на две ступени практически свелось к тому, что начальная его группа (вновь вступившие в данном учебном году) и те, кто был удостоен перевода в старшую группу после прохождения курса в предыдущем году, стали заниматься по своим программам раз в две недели: в одну субботу -первая ступень, в другую -вторая. Таким образом, одногодичная программа распалась на две сокращенные части, по 12-13 занятий в каждой ступени кружка. Правда, здесь нельзя не учесть того, что дети, помимо занятий кружка, могут самостоятельно читать, проводить наблюдения, вообще расширять свои знания и приобретать необходимые навыки (наблюдения, зарисовки, записи, поделки и т. п.).
Программы обоих кружков были составлены именно как две ступени. Вот они, вкратце.
I ступень
1. Вводная беседа о целях, задачах, плане занятий кружка, о порядке занятий. Что читать. Карты звездного неба. Начальное ознакомление со звездным небом (в большом зале и при ясной погоде на астроплощадке).
2. Земля-планета. Форма, движение. Смена времен года. Вид неба на различных широтах, в разные часы и в разные дни (занятия в большом зале).
3. Подвижная карта звездного неба. Работа с ней. Ведение дневников наблюдений и записи по прочитанному.
4. Наша планетная система. Общий обзор планет. О наблюдениях Венеры и Юпитера.
5. Самодельный телескоп. Наблюдения с ним.
6. Луна. Ее движения. Фазы. Физическая природа. Наблюдения Луны.
7. Затмения Луны и Солнца. Вопросы наблюдения.
8. Солнце. Расстояние, размеры, физическая природа.
9. Метеоры и метеориты. Кометы.
10. Весеннее звездное небо (занятие в большом зале).
11. Мир звезд. Природа звезд. Общие вопросы строения и развития Вселенной.
12. Окончание занятий. Зачеты. Консультации. О переводе в кружок II ступени. Задания на лето.
II ступень
1. О плане занятий, наблюдениях. Наблюдения Юпитера, в том числе в самодельные телескопы. О школьном календаре и о подвижных картах звездного неба.
2. Угловые измерения на небе. Небесные координаты. Самодельные угломерные инструменты. Определение полуденной линии.
3. Астрофотография.
4. Фотографирование с биноклем.
5. Луна. Ее наблюдение. Изучение поверхности.
6. Самодельный гелиоскоп.
7. Спектральный анализ.
8. Солнце, его наблюдение.
9. Метеоры. Двойные и переменные звезды. Их наблюдения.
10. Зачеты. О переводе в средний кружок. Задания на лето. Консультации.
Легко заметить, что во II ступени основной упор делался на наблюдения, на их организацию, систематическое проведение и приведение в порядок, а также на их обработку. Для детей в 13-15 лет нельзя было подыскать лучшего времени занятий, как в субботу -с 20 часов 30 мин. Раньше занятия кружка начинать нельзя главным образом потому, что учившиеся во вторую смену должны были бы в ряде случаев или манкировать учебным временем, или опаздывать на занятия кружка.
Суббота -день, когда детям можно не беспокоится о том, что завтра надо быть готовым к ответам на вопросы учителей, к школьным занятиям.
Основные задачи программы среднего кружка заключались в более пространном ознакомлении с вопросами строения Вселенной, физической природы небесных тел и истории астрономии. Очень большое внимание программы этого кружка уделяли инструкциям по разным наблюдениям и теории инструментов. В кружке приобретались навыки по обращению с рефракторами и рефлекторами на параллактической установке; проводились наблюдения по специальным программам, решались задачи средней сложности.
В программу учебного практикума кружка входили следующие работы: изготовление подвижной карты звездного неба и свободное пользование ею с попутным запоминанием основных созвездий и звезд; изготовление высотомера или угломера и наблюдение с этими приборами суточного движения небесных светил и угловых расстояний; наблюдение перемещения какой-либо планеты на фоне звезд с нанесением ее пути на звездную карту; наблюдения в телескоп Солнца, Луны, планет (Венеры, Юпитера, Сатурна), двойных звезд, звездных скоплений, туманностей; изготовление солнечных часов и самодельного телескопа, а также солнечного кольца Глазенапа.
В старшем кружке давались новейшие сведения по вопросам современной астрономии, для чего часто приглашались видные ученые (Б. А. Воронцов-Вельяминов, С. В. Орлов, П. П. Паренаго, В. В. Федынский и др.).
Наибольшее внимание в старшем кружке уделялось вопросам астрофизики, звездной астрономии, практической астрономии. Изучалось устройство теодолита и секстанта и обращение с этими инструментами.
В полном изложении программа старшего кружка, осуществлявшаяся на протяжении не одного года, предусматривала подробное ознакомление с методикой астрономических наблюдений (личные и инструментальные, случайные и систематические ошибки, введение поправок), с вопросами фотографирования, визуальной и фотографической фотометрии, с астроспектроскопами (призменная камера, щелевой и бесщелевой, призменный и дифракционный спектрографы), с приборами для исследования Солнца (протуберанц-спектроскоп, солнечные телескопы, спектрогелиоскоп и спектрогелиограф, внезатменный коронограф, фильтры). На занятиях кружка разбирались вопросы обработки наблюдений (в том числе построение графиков, интерполирование, графическое интегрирование), методы обработки наблюдений планет, метеоров, переменных звезд, Солнца. Особо изучались вопросы построения карт (различные картографические проекции, их свойства, пользование сетками).
В разные годы в разных кружках (младшем, среднем и старшем) проводились особые тематические занятия, о которых можно было бы сказать, что это были специальные курсы, разработанные применительно к запросам кружковцев.
Так, в младшем кружке II ступени очень содержательный курс лекций-докладов с серией практических работ на тему "Фотография и фотографирование неба" провел Н. Галечьев, ныне студент астрономического отделения механико-математического факультета МГУ. И. Новиков -сейчас также студент астрономического отделения -в целом ряде докладов "просвещал" младших ребят в приемах любительских наблюдений разнообразных небесных объектов (особенно Солнца и переменных звезд).
Целые серии докладов проводили кружковцы -ныне студенты старших курсов физического факультета МГУ -Г. Постнов (планетоведение, наблюдение Марса) и М. Захаров (фотометрия, электроника и т. п.).
Пишущий эти строки проводил в старшем кружке 1949, 1950 и 1951 гг. курс истории астрономии, а затем в среднем кружке серию докладов на тему "Звездное небо в мифах и легендах".
О чем только не спрашивают юные любители астрономии своих руководителей! Кажется, что они готовы были бы заниматься в кружке ежедневно, независимо от занятий в школе. Особенно замечательно, что школьная учеба подавляющего большинства кружковцев нисколько не страдает от большой дополнительной нагрузки. Учатся эти дети хорошо. Их внимание при всяком удобном случае привлекается к тому, что астрономом, ученым и вообще активно полезным членом общества можно стать только будучи хорошо грамотным, знающим основы науки, проходимые в школе, без чего немыслимо занятие никакой наукой. Хорошее знание родного языка, владение правилами математики, твердые познания в предметах, проходимых в школе,-это безусловное требование к любому члену кружка является основой для решения вопроса о допуске в планетарий вообще.
Естественно, что планетарию трудно вести с детьми воспитательную работу, подобную той, которая ведется в школе, в пионерской организации. Было бы очень непедагогично, так сказать, "изгонять" из кружка неуспевающих в учебе или не очень дисциплинированных учащихся. Наоборот, привлечение в кружки и таких детей может и должно вести к их исправлению. Планетарий ограничивается только постоянным требовательным напоминанием о том, чтобы все кружковцы имели безукоризненные школьные характеристики.
Чрезвычайно интересны работы кружковцев. Сделанные ими приборы и инструменты (подвижные карты звездного неба, высотомеры, телескопы) нередко прямо поражают изяществом, выдумкой, аккуратностью, удобством пользования. Их дневники, чаще всего красиво, с большой любовью оформленные, можно с огромным удовольствием просматривать и всегда радоваться полезным результатам наблюдательной работы кружковцев, их занятий в кружке, их серьезному чтению. lBot, наудачу, дневники Ю. Е., начатые им еще в IV классе. Каждый ясный вечер он проводил какие-либо наблюдения. Появляются различные записи, сопровождаемые сначала робкими, а затем все более и более уверенными и четкими рисунками, запечатлевающими наблюдавшиеся картины.
Вот звездное скопление Плеяды, как оно было видно невооруженным глазом -шесть звездочек. А вот картина этого же участка неба, открывшаяся юному наблюдателю в шестикратный призменный бинокль-уже десятка два звезд выступают на сравнительно небольшом участке в круглом, немного туманном поле зрения инструмента.љљљљљљ љ
Вот туманность в созвездии Андромеды: невооруженному глазу она представляется неопределенным туманным пятнышком протяжением в два поперечника Луны,-и вот она же в бинокле в виде веретенообразного облачка с заметным уплотнением в середине.
От первых, совершенно детских, робких наблюдений, сделанных самостоятельно, по собственной инициативе, на основе указаний в астрономической литературе, Юра перешел к систематическим наблюдениям переменных звезд, уверенно осваивая технику таких наблюдений.
Подобных примеров можно было бы привести очень много.
Нельзя обойти вниманием широко применявшийся в некоторые годы метод сочинений на заданные темы. Членам среднего кружка предлагалось, по прочтении рекомендованной литературы, представить сочинения, оформленные в ученических тетрадях соответственно вкусам и способностям их авторов.
љ"Сочинения" представляли собой в лучшем случае добросовестный пересказ прочитанного, иногда же почти дословное копирование того или иного популярно-научного произведения, ставшего известным автору "сочинения". Да это и естественно: "авторы" этих сочинений еще ничего своего не могли сообщить. Впоследствии, однако, появлялись и совершенно самостоятельные сочинения, например такие: "Мои наблюдения переменных звезд", "Наблюдения Солнца и развитие его пятнообразовательной деятельности в 1953 г." и т. п.
Назову некоторые темы, рекомендовавшиеся для сочинений руководством кружка и наиболее широко использованные: "Каналы Марса", "Лунные моря и горы", "Астрономия и астрология", "Телескопы и обсерватория", "Кольца Сатурна", "Планета Венера", "Астрономия как наука", "Планеты-великаны", "Звездные скопления", "Жизнь на Марсе", "Небесные камни", "Солнечные и лунные затмения", "Луна", "Закон всемирного тяготения", "Двойные звезды", "Земля -планета", "Движения Земли", "Спутники планет", "Наша Галактика", "Как я представляю себе Вселенную", "Бесконечность и вечность Вселенной", "М. В. Ломоносов как астроном", "Ф. А. Бредихин", "Кометы".
Научно-теоретические конференции кружков планетария
Кружковая работа в планетарии приобрела огромный размах и значение. Было совершенно естественно привлечь к ней внимание общественности и в то же время поднять ее на большую высоту. Надо было дать больший выход энергии тем, кто с огромным усердием и с ощутимыми успехами занимались в кружках.
В 1948 г. возникла идея раз в год проводить широкие собрания и ставить на них доклады самих кружковцев по вопросам их работы в кружках, а также по некоторым научным проблемам. Эти собрания получили название научно-теоретических конференций астрономических кружков планетария.
Вот, для примера, названия некоторых докладов: "Атмосфера Юпитера в 1950 г.", "Самодельный гелиоскоп", "Лобачевский как астроном", "Бируни и его работы по астрономии", "Об удлинении рогов Венеры", "Персеиды в 1951 г.", "Марс по наблюдениям 1952 г."Самодельные приборы по астрономии" и многие другие.
Некоторые конференции проводились на протяжении двух-трех вечеров. Обычно кружковцы организовывали к этому времени, как и на выпускных собраниях, концерты своей самодеятельности. Очень многие номера (по разделу "Юмор и сатира") составлялись на темы из жизни кружков и планетария.
Стало традицией отмечать окончание учебного года в кружках планетария торжественным вечером. На таких вечерах делаются обзорные доклады о работе кружков, объявляются благодарности лучшим кружковцам, сообщается об итогах очередной астрономической олимпиады, вручаются премии, проводится выпуск из старшего кружка, а затем обычно также бывает концерт самодеятельности.
Как к конференциям, так и к этим вечерам организуются выставки, иллюстрирующие работу кружков. Особенно торжественно и с очень большим общественным резонансом было отмечено двадцатилетие кружков в Московском планетарии.
Все это, конечно, очень способствует укреплению товарищества и дружбы в среде кружковцев, поощряет их энергию и инициативу, еще больше привязывает их к астрономии и к планетарию.
С 1947 г. в Москве планетарием при участии Всесоюзного астрономо-геодезического общества и при содействии Московского университета и Гороно ежегодно проводятся астрономические олимпиады учащихся московских школ. Само собой разумеется, что основное место среди участников олимпиад занимают те дети, которые получили подготовку в кружках планетария. Почти все премированные на олимпиадах за успешные ответы на вопросы -кружковцы планетария. Иначе не могло бы и быть: в школах, даже при самом добросовестном прохождении курса астрономии X класса или только путем самостоятельного чтения астрономической литературы, невозможно приобрести те знания и навыки, какие дают систематические занятия в кружках планетария.
Вместе с тем замечательно то, что участниками астрономических олимпиад являются обычно учащиеся VIII-IX классов (иногда VI и VII) и среди них небольшое, относительно, число учащихся X класса. Еще более замечательно, что и премированы бывали чаще всего учащиеся VIII-IX классов, многие же учащиеся десятых классов не допускались даже к участию во втором, решающем туре.
Конечно, основную роль играет здесь то, что учащиеся X класса, накануне выпускных экзаменов (олимпиады проводятся весной), уже не с таким увлечением думают о занятиях астрономией, если не предполагают избрать ее своей будущей специальностью.
Имеет значение и уже отмеченное мной стремление к занятиям астрономией именно у детей среднего возраста. Раз отдавшись этому увлечению, дети настойчиво занимаются вопросами астрономии, стремятся к ней, приобретают все больше знаний.
Многие из тех, кто занимался в младшем кружке и ныне еще учится в средней школе, сами стали уже "учителями" младших ребят. Они выступают с докладами и сообщениями на занятиях кружков, дают консультации и инструктируют по вопросам наблюдений или постройки приборов и инструментов.
Мало этого: многие кружковцы, настоящие и бывшие, уже заметно проявили себя в научно-любительской исследовательской работе. В "Бюллетене Всесоюзного астрономо-геодезического общества" часто появляются сообщения и заметки кружковцев планетария о проведенных ими наблюдениях и работах. Например, учившийся тогда еще в IX классе средней школы Игорь Новиков в N 12 "Бюллетеня" за 1953 г. изложил свой оригинальный и очень интересный "Опыт фотографирования неба простейшими средствами". Еще ранее, будучи учащимся VII класса; тот же Новиков опубликовал в журнале "Физика в школе" ( N 3 за 1951 г.) статью "Самодельный гелиоскоп" (телескоп типа рефлектора для наблюдения Солнца).
Двенадцатилетним пятиклассником пришел в кружок планетария в 1940 г. Саша Шаров. Ему по молодости даже не рекомендовали пока заниматься в кружке. Он просил предоставить ему возможность просто посещать собрания. И вот теперь он работает в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга, имея звание кандидата физико-математических наук.
В нашем кружке в 1944 г. начала свою астрономическую деятельность Т. С. Кириллова -ныне кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Астрономического Совета Академии наук СССР.
Это единичные примеры из очень многих достижений кружков и кружковцев.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |