Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая |
Е.П.ЛЕВИТАН
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ АСТРОНОМИЧЕСКИМ КРУЖКОМ
В течение ряда лет автор, будучи студентом Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина, руководил астрономическим кружком при школе N 1 г. Жуковского, Московской области. Кружок работал по детально разработанному плану, рассчитанному на 4 года занятий. В первом году кружковцы работали над темой "Строение Вселенной", во втором -над темой "Элементарное введение в сферическую астрономию", в третьем - "Астрономические и астрофизические методы исследования и инструменты", в четвертом - "Основы сферической астрономии".
В первом полугодии каждого года кружковцы слушали беседы руководителя по основной теме года, а во втором полугодии сами выступали с докладами по вопросам общей астрономии (в первом и частично втором году занятий), по истории астрономии (во втором и третьем году) и по основам теоретической астрофизики (в четвертом году).
В течение учебного года в кружке проводилось 33-34 еженедельных занятия. За время занятий в кружке каждый его участник должен был написать два сочинения на темы: "Строение Вселенной" и "Практическое значение астрономии". В кружке ребята решали много задач (за 4 года более 500). С первого же года работы в кружке проводились систематические (ежедневные, если позволяла погода) наблюдения Солнца, Луны, планет, звезд и других объектов с помощью школьного менискового телескопа, 4-дюймового рефлектора, самодельных телескопов.
В результате работы с кружком мы убедились, что начинать ознакомление учащихся с астрономией лучше всего с темы, позволяющей узнать возможно больше о мире, в котором мы живем. Это тема первого года занятий: "Строение Вселенной". При рассмотрении этой темы мы предполагали полное отсутствие астрономических знаний у учащихся. Трудность материала возрастала постепенно. Изложение темы начиналось с представления древних об устройстве мира. Заканчивалось оно материалистическим выводом о бесконечности вселенной во времени и пространстве. Параллельно теоретическим занятиям велись наблюдения. Сначала они носили иллюстративный характер, руководитель показывал ребятам то, о чем он говорил им на занятии.
Со второго полугодия кружковцы допускались к самостоятельным наблюдениям, теперь им уже хорошо были известны объекты наблюдений и инструменты, с помощью которых эти наблюдения производятся. Основная тема года: "Строение Вселенной".
1. Введение. Цель -дать представление только что пришедшим в кружок ученикам о науке, которую им предстоит изучать в кружке, науке о строении, движении и развитии небесных тел.
2. Системы мира. Представление древних о строении мира. Системы мира Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно.
3. Важнейшие астрономические инструменты -телескопы. Дается общее понятие об инструментах.
4. Строение солнечной системы. Планеты и их спутники. Общая характеристика солнечной системы. Сведения о физических характеристиках планет.
5. Повторение (ответы на вопросы и решение задач.
6. Планеты земной группы. Часть I. Система Земля -Луна.
7. Часть II. Меркурий, Венера, Марс.
8. Повторение.
9. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
10. Малые тела солнечной системы. Дается представление об астероидах, кометах, метеорных телах.
11. Повторение в форме экскурсийљ "по планетам" (межпланетные путешествия).
12. Солнце -центр солнечной системы. Общие сведения о Солнце.
13. Законы неба. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения.
14. Солнце -рядовая звезда. Сравнение Солнца с другими звездами.
15. Повторение.
16. Необыкновенные звезды. Понятие о физических переменных и затменно-переменных звездах.
17. Мир звезд. Звездные скопления и туманности.
18. Галактики. Метагалактика.
19. Космогонические гипотезы.
20. Обзорная лекция на тему "Строение Вселенной".
21. Повторение всей темы.
Доклады кружковцев
22. Форма и движение Земли. Понятие о точной форме Земли, о первых измерениях Земли, о ее движении в пространстве.
23. Луна -спутник Земли. Природа Луны, фазы, физические условия на Луне, путешествие по Луне.
24. Затмения Солнца и Луны. Причины затмений. Количество затмений в году.
25. Природа Марса. Физические условия на Марсе. Астроботаника и астробиология (по Г. А. Тихову).
26. Повторение (ответы на вопросы и решение задач).
27. Природа комет.
28. Солнечная активность и ее земные проявления.
29. Повторение (ответы на вопросы и решение задач).
30. Физические переменные звезды. Цефеиды, долгопериодические и короткопериодические переменные.
31. Строение Галактики. Размеры, структура, количество звезд Галактики.
32. Галактики. Множество галактик во Вселенной. Метагалактика.
33. Повторение всей темы года.
Кружок, в котором ребята на каждом занятии узнают новое, не может нормально работать, если руководитель не будет уделять достаточно времени закреплению знаний. Поэтому в нашем кружке проводятся контрольные работы, задаются задачи на дом, а в конце учебного года повторяется все пройденное.
Во втором году, изучая тему "Элементарное введение в сферическую астрономию", кружковцы знакомятся с практической астрономией. Теперь астрономия встает перед ними не только как увлекательнейшая наука, но и как наука, необходимая в повседневной практической жизни людей. После первого года занятий в кружке можно вводить такое абстрактное понятие, как понятие небесной сферы. Условность этого понятия теперь хорошо понятна учащимся. Нам кажется, что такой переход от окружающей нас действительности к удобной абстракции более целесообразен, чем переход от представлений сферической астрономии к изучению строения Вселенной. Во втором полугодии ребята вновь выступают с докладами по астрофизике и начинается цикл занятий по истории астрономии. Вопросам истории астрономии отводится особое место в теоретической работе кружка. Эти вопросы рассматриваются в докладах ребят во втором полугодии II и III года занятий. Докладчики рассказывают о жизни и деятельности основоположников современной астрономии: Коперника, Бруно, Кеплера, Ньютона, Ломоносова; подробно знакомят участников кружка с работами таких выдающихся отечественных астрономов, как Струве, Бредихин, Белопольский, Цераский, Глазенап, Штернберг и др.
Основной темой третьего года является тема "Астрономические и астрофизические методы исследования и инструменты". Эта тема дополняет материал, разработанный в курсе занятий первого года. Если на первом году ребятам просто сообщали те или иные сведения, полученные астрономами, например температуры, массы, размеры небесных тел, расстояния до них, то теперь кружковцы узнают о том, как были получены эти сведения. Заключительным по этой теме является занятие "Философское значение астрономии". Такое занятие, в котором философски обобщены имеющиеся у ребят фактические сведения, вполне возможно провести с учениками IX класса, три года работавшими в кружке.
С ребятами, проявившими исключительный интерес к астрономии, проводятся занятия на тему "Основы сферической астрономии" в четвертом году занятий. Во втором полугодии четвертого года в кружке заслушивается 10 докладов по проблемам современной астрофизики, причем в таких докладах, как "Источники звездной энергии", "Большая Вселенная", особое место уделяется философской стороне проблемы.
Особенностью построения курса занятий является то, что он разбит на 8 концентров (в основном, по полугодиям). Каждый концентр представляет собой, с одной стороны, звено в общей цепи занятий, а с другой -самостоятельную тему или цикл докладов. Трудность материала возрастает постепенно. Такое построение для кружка необходимо, так как только исключительно узкий круг учеников (4-5 человек) может проявить такой интерес к астрономии, что будет заниматься ею в кружке в течение четырех лет. В подавляющем большинстве учащиеся занимаются в кружке 1,5-2 года. И этого вполне достаточно, чтобы они получили комплекс систематических знаний по астрономии и стали первыми помощниками учителя.
Кружок выпускает стенную газету "Астрономическая", астрономический календарь, пропагандируя таким путем знания по астрономии среди учащихся. Кроме того, проводились пионерские сборы, общешкольные доклады и лекции на темы: "Строение Вселенной", "Астрономия невидимого", "Космогоническая гипотеза О. Ю. Шмидта", "Николай Коперник", сопровождаемые диапозитивами. Проводились лекции с диапозитивами в рабочих общежитиях и воинской части. Изготовляя самодельные приборы и прививая ребятам навыки умения обращаться с ними, мы тем самым решали важные политехнические задачи, стоящие перед школой.
Опыт работы нашего кружка показывает, что такой кружок может быть организован в каждой школе, хотя совсем не обязательно занятия в таких кружках проводить по четырехгодичной программе. Более желательна организация подобного рода кружков на базе нескольких школ, т. е. городских кружков.
В заключение хочется сказать о том, что дал ребятам кружок, насколько он оказался для них полезен. Знания по астрономии, которые учащиеся получают в кружке, являются лишь стержнем для проведения большой работы по расширению их общего кругозора, по воспитанию у них правильного научного мировоззрения. В характеристиках, которые дала школа кружковцам-выпускникам, подчеркивается, что кружок воспитывает в ребятах целеустремленность, трудолюбие, умение самостоятельно работать над сообщаемым в школе учебным материалом. Таким образом, кружок помогает школе формировать характер учащегося. Если еще добавить, что кружковцы, окончившие школу, сами продолжают вести астрономические кружки, что кружок помог некоторым своим членам в выборе будущей профессии, то станет ясно, что результаты работы, проводимой в кружке, вполне заслуживают того, чтобы для их получения было затрачено столько энергии и труда.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |