Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


В.А.ШИШАКОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С АСТРОНОМИЧЕСКИМИ КРУЖКАМИ МОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ

Интерес детей к вопросам астрономии общеизвестен. Многие дети, ознакомившись, в иных случаях даже по популярной статье, с какими-либо небесными светилами или явлениями, а иногда после наблюдений, например, затмения Луны или Солнца, буквально воспламеняются желанием узнавать больше и больше. Вот здесь-то им и оказывают помощь и содействие астрономические кружки, направляющие детей на путь занятия увлекательной наукой.

Каждую неделю первых месяцев учебного года, обычно по понедельникам, большой демонстрационный зал Московского планетария заполняется молодежью; в большинстве это учащиеся десятых классов московских средних школ.

Эти еженедельные собрания являются первыми ступенями лестницы, ведущей часть объединяемой планетарием молодежи из состояния "любителей астрономии" в ранг "астрономов-любителей", а некоторых и к будущей специализации.

Во втором учебном полугодии работа в кружке приобретает специфически кружковсй характер. Тогда широко развертывается работа отдельных групп кружка (по изучению инструментов, по разным наблюдениям). А следующей ступенью будет уже так называемый "старший кружок", объединяющий немногочисленную (несколько десятков) группу активистов.

Некоторые участники этой группы связали себя с планетарием еще будучи детьми среднего возраста. Это обычно те, кто твердо избрал астрономию своей специальностью или, идя по пути высшего образования в смежных науках, все же продолжает систематически проводить астрономические наблюдения.

Упоминая о таких активистах, необходимо сказать еще об одном кружке планетария -о младшем кружке любителей астрономии. В нем занимаются учащиеся в основном VI -VII классов, но среди них встречаются и пятиклассники и восьмиклассники. Именно здесь у многих зарождается преданность астрономии.

Нельзя не заметить, что наиболее пылкий интерес к астрономии проявляют дети среднего возраста. Младшие могут интересоваться единичными вопросами астрономии и обычно только случайно. Они не ищут и не могут получить и усвоить достаточно серьезных, обоснованных ответов на свои вопросы. У детей старшего возраста слишком много разнообразных интересов и занятий.

Естественно, что дети среднего возраста составляют наиболее устойчивый контингент кружков Московского планетария.

Специфичность планетарских кружков. Кружки, которые ежегодно организует Московский планетарий, нельзя приравнять к обычным, которые могут работать в школах, домах пионеров и т. п. Одно наличие большого демонстрационного зала с постоянной возможностью показа звездного неба, планет и иных светил и небесных явлений резко выделяет планетарские кружки из всех остальных. Кроме того, при планетарии имеется астрономическая площадка с большим числом разнообразных приборов и инструментов, среди которых есть превосходные телескопы. Любое занятие кружка может проводиться с использованием наглядных пособий (проекционные фонари, выставочные экспонаты, приборы для экспериментов и т.п.). Наконец, и руководство кружками планетарий может обеспечить на должном уровне.

Состав планетарских кружков. В идеальном случае кружки при планетарии должны были бы предусматривать какой-то отбор желающих в них заниматься. Однако производить отбор при записи в тот или иной кружок фактически не представляется нужным и возможным. В кружках хотят заниматься дети самого различного уровня подготовки. В подавляющем большинстве они еще не знают, что им может дать кружок, и даже не могут сказать, для чего он им нужен.

Отбор довольно быстро производит сама действительность. Многих детей затрудняет то, что они далеко живут от планетария, что приходится поздно возвращаться домой с вечерних занятий. Другие начинают ощущать затруднения в сочетании кружковой работы с требованиями школы, тем более, что одним из условий работы в кружке является безукоризненная успеваемость и отличное поведение. Некоторые, пропустив по болезни несколько занятий, видят, что они отстали, и решают поэтому отойти от кружка. Наконец, многие, сначала не знавшие, для чего им нужен кружок, увидев, что занятия в кружке не только не являются развлечением, но даже требуют трудовых усилий, начинают пропускать и затем вовсе перестают посещать занятия. Так постепенно в кружках остаются только наиболее интересующиеся астрономией дети.

Из полутораста-двухсот человек, приходивших на первые занятия младшего кружка, и из 400 -500, приходивших на первые занятия среднего кружка, к средине учебного года остаются только десятки человек, с которыми программа кружка доводится до конца.

Начало систематической кружковой работы в Московском планетарии относится к осени 1935 г. Редакция "Пионерской правды", по согласованию с автором этих строк, руководившим тогда научно-методической и лекционно-массовой работой планетария, пригласила детей, имеющих самодельные телескопы или просто желающих вести наблюдения при помощи таких инструментов, собраться в планетарии для консультаций по вопросам астрономии. Собрание было очень многолюдным: более ста детей в возрасте от 12 до 15 лет, многие с самодельными инструментами, радостно приветствовали предложение объединиться в астрономическом кружке.

На следовавших далее регулярных собраниях дети слушали лекции и доклады, проводили наблюдения, коллективно мастерили нехитрые приборы, в том числе телескопы из очковых стекол. Они посещали массовые лекции планетария, читали подходящую литературу. Последующие годы требовали новых и новых мероприятии в части расширения кружковой работы, большего ее разнообразия, разработки программ и методики занятий. Один начальный кружок был уже недостаточен.

Прежде всего вставал вопрос об организации новой начальной группы кружка с наступлением нового учебного года. Появлялись новые желающие заниматься в кружке.

А что было делать с теми, которые уже занимались в предыдущие годы? С ними следовало продолжать занятия, расширяя диапазон вопросов, углубляя знания, проводя наблюдения и практические занятия. Следовало также сделать ясной задачу кружковой работы планетария, не являющегося внешкольным детским учреждением.

Перечисленные вопросы составляли единую проблему, которая, позволю себе сказать, так до сих пор еще и не решена полностью, хотя прошло уже более двадцати лет с начала нашей кружковой работы. Очевидно, что без решения вопроса о целях и задачах кружковой работы планетария нельзя было решить и других вопросов.

Цели и задачи планетарских кружков. Формулируя изложение целей и задач астрономических кружков планетария, руководство кружков имело в виду и общее обоснование целесообразности и направленности этой работы, и то, чего должны были добиваться руководители тех или иных кружков в частных вопросах.

В более широком плане, естественно, подчеркивались задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения в духе марксистско-ленинской философии, воинствующего атеизма и советского патриотизма. Декларировалось далее: привитие членам кружков и укрепление в них глубокого и серьезного интереса к занятиям научными вопросами; содействие членам кружков в приобретении, расширении и углублении научных знаний; освещение путей использования получаемых знаний в практической жизни; направление учащихся к лучшей организации своего досуга путем серьезного чтения, слушания лекций и докладов, путем самодеятельности. Имелось в виду развивать и укреплять в наших детях бодрость духа, энергичное трудолюбие, жизнерадостность; способствовать успехам школьного обучения путем предъявления педагогически обоснованных воспитательных требований к учащимся-членам кружков.

Помимо всех этих общих задач, вставал вопрос также и о непосредственных нуждах планетария: зачем именно ему, не детскому учреждению, нужны кружки? Поэтому давно уже была сформулирована и такая задача кружков: растить будущие кадры научных работников, в том числе ведущих сотрудников планетария.

К сожалению, именно эта последняя задача осуществлялась в очень слабой степени. Даже те бывшие кружковцы, которых было очень желательно привлечь в число пропагандистских работников планетария (лекторы, экскурсоводы, демонстраторы, лаборанты), получали по окончании высших учебных заведений иные должности и занятия и в постоянную работу в планетарии почти не включались.

Само собой разумеется, что до окончания средней школы те или иные кружковцы, даже и очень серьезные, знающие и способные, могли быть использованы на пропагандистской работе (на астроплощадках, астропунктах, при выездах агитавтобусов планетария) лишь в самых ограниченных рамках.

Начиная с 1948 г. планетарий стал широко оповещать о начале работы кружков нового учебного года. До этого о существовании кружков узнавали только особо энергично искавшие удовлетворения своих стремлений дети, приходившие в планетарий на лекции. Время от времени появлялись фотоснимки, информационные заметки и очерки о кружках планетария в периодической печати (главным образом в газетах "Вечерняя Москва", "Пионерская правда", "Комсомольская правда"). Теперь с началом учебного года в Москве расклеивались афиши, по школам рассылались извещения о кружках. Приток желающих заниматься в кружках становился очень большим. Еще более способствовало увеличению притока в кружки проведение в начале учебного года так называемого "дня открытых дверей", ставшего теперь традиционным.

День открытых дверей для желающих заниматься в астрономических кружках планетария -это массовое мероприятие, фактически представляющее собой вечер, на протяжении которого проводятся беседы на астрономической площадке у приборов и стендов, у телескопов, с показом в них небесных светил (если вечер выдавался ясный), на выставках в фойе, в том числе у специально демонстрирующихся физических приборов (по оптике, механике, электричеству). Часа два или три группы оживленных детей, юношей и девушек толпятся на обширной территории планетария, с интересом рассматривая то, что им показывают многочисленные экскурсоводы, в основном -кружковцы с двухтрехгодичным "стажем". Затем в большом демонстрационном зале проводится доклад одного из руководителей кружков и в заключение показывается планетарское небо и чарующий рассвет с восходом яркого солнца.

Пришедшие на День открытых дверей осведомляются об условиях и обстановке работы кружков. На День открытых дверей вход для учащихся среднего и старшего возраста всегда был свободный. О проведении этого мероприятия оповещают афиши -объявления по городу. Для лучшей организации посещения планетария в такой вечер школам предлагается затребовать нужное им число пригласительных билетов, которые нами заготовляются в значительном количестве.

Современные ступени астрономических кружков. Следует теперь особо отметить, что в планетарии, после многочисленных экспериментов, выработался своего рода стандарт кружковой работы. Для детей среднего возраста предназначается одногодичный младший кружок; для учащихся IX -X классов и для тех детей, которые имели уже некоторую подготовку в младшем кружке, очередной ступенью является одногодичный средний кружок с учебным практикумом по определенной программе; для имеющих подготовку в объеме программы среднего кружка предназначается старший кружок, в котором срок пребывания не ограничивается одним годом.

Старшие кружковцы, среди которых всегда бывали учащиеся даже VIII класса, надолго связывают себя с полюбившимся им планетарием. Они частично втягиваются и в его трудовую жизнь -помогают в работе астрономической площадке и агитавтобусу, проводят доклады в кружках и их группах, выполняют более или менее ответственные поручения.

О программах и иных особенностях кружков этих различных ступеней будет сказано дальше.

Для того чтобы руководить занятиями детского кружка, требуется гораздо больше, чем просто знание предмета. Необходимы достаточные пропагандистские способности, педагогический такт и непременно любовь к детям. Поэтому при наличии в штате планетария значительного числа научных работников обычно было почти невозможно найти настоящих руководителей кружков для постоянной работы. Особенно большие трудности возникали при намерении расширить и углубить кружковую работу.

Казалась совершенно очевидной необходимость проводить занятия в младшем кружке по крайней мере двумя (или даже тремя) группами. Одногодичный курс приблизительно в 25 занятий, конечно, не мог дать серьезным кружковцам всего того, что им надо было бы получить в процессе работы. Продолжение занятий в следующем году в среднем кружке, казавшееся на первый взгляд естественным, не очень точно осуществлялось, так как основной состав этого кружка комплектовался из учащихся X класса (частично и IX класса), большинство которых только начинало знакомиться с астрономией. Следовательно, младшие кружковцы, уже занимавшиеся в предыдущем году, оказывались, по крайней мере на первых порах, более подготовленными, чем их старшие по возрасту товарищи.

Дистанция, отделявшая одних от других, довольно быстро сокращалась по мере выполнения теоретической части программы, которую старшие дети могли пройти и быстрее, и основательнее (что могло быть полезным и тем, кто занимался до этого в младшем кружке). Затем теория уступала все больше места самодеятельности, практическим работам. Здесь более подготовленные нередко вырывались несколько вперед, но в то же время те из старшеклассников, которые обладали большей энергией и желанием работать, быстро преодолевали то, что отделяло их сначала от более подготовленных младших.

Конечно, различия по линии подготовки могли сохраняться и далее, как, впрочем, всегда возможные стественные различия в способностях, усердии, любви к астрономии и т. п. Следует еще раз подчеркнуть, что, может быть, и лучшие варианты деления кружков на более подходящие ступени были вынужденно отставлены, так как осуществление более разнообразных вариантов порождало гораздо больше трудностей по сравнению с возможными достижениями.

Некоторое время в планетарии господствовала, пока, впрочем, еще и не вовсе оставленная, идея о том, что планетарские кружки -это своего рода учебные заведения с определенной цельной программой. Пытались иногда настаивать на том, что в кружках проводится обучение детей, их серьезная подготовка, которая неизбежно требует переводных испытаний и должна заканчиваться выпуском из кружков по прохождении всех их ступеней с выдачей "дипломов"-удостоверений. Конечно, это было необоснованным увлечением.

Кое-что из подсказанных подобными стремлениями приемов нашло, однако, практическое осуществление: нечто вроде переводных испытаний временами практикуется (об этом будет сказано дальше). Кружковцы, дошедшие уже до пределов мыслимой в существующей обстановке сколько-нибудь систематической подготовки, "выпускаются". В торжественной обстановке, обычно на заседаниях в "дни открытых дверей", некоторым кружковцам, прошедшим, что называется, "огонь и воду", вручаются документы, премии в виде книг, торжественно оглашаются постановления совета кружков.

Вопреки вышеописанной тенденции на проведение строгой линии "учебы", в планетарских кружках появилась, можно сказать, диаметрально противоположная точка зрения, согласно которой занятия в кружках-это забава, занимательная игра, близкая к развлечению, увлекающая своими благородными целями и полная глубокого смысла. Значит, кружки никак не могут превращаться в какие-то "классы", где учителя "обучают" детей разным предметам, предусмотренным точными программами. Конечно, занятия в кружках не должны превращаться в пустые развлечения, но они, безусловно, никак не должны походить на занятия в классах. Пишущий эти строки всегда отстаивал ту точку зрения, что планетарские астрономические кружки никогда и никак не могут являться учебными организациями. Даже при самых точных и определенных, хорошо продуманных и реальных программах, очень строго и обязательно для всех кружковцев проводимых, никакой кружок не заменит настоящего изучения астрономии, например в университете. При всех условиях студент, избравший своей будущей специальностью астрономию, должен будет проходить любые ее курсы, начиная, так сказать, с азбуки. Между тем увлечение слишком серьезной учебой в кружках, бывало даже с решением задач из теоретической астрономии и небесной механики, с применением интегралов, впоследствии приводило некоторых хорошо успевавших кружковцев к опасной самоуверенности, к пренебрежению вопросами проходимых ими в высшей школе курсов ( "мы-де это знаем!"), а затем и к отставанию и к путанице в прохождении этих курсов.

Любые астрономические кружки должны прежде всего растить и укреплять глубокий интерес к науке вообще, к естествознанию в частности, к астрономии в особенности, а также к математике и физике. Они должны прививать вкус к серьезному самостоятельному чтению, расширять общеобразовательный кругозор и повышать культурные запросы. Занятия астрономией всегда и всем приносят огромное удовлетворение теми знаниями, которые эта наука может сообщить.

Заполняется досуг детей, организуется их культурный отдых и развлечения. Вместо бесконечных танцев, частого посещения кинотеатра, тяги ко всем без исключения телевизионным передачам -вместо пустых развлечений в жизнь ребенка, юноши или девушки входит и становится привычным серьезное чтение, общественная деятельность, возникает активный интерес ко многим и многим существенным вопросам жизни, учебы, деятельности.

Совет кружков. Этот орган призван координировать работу всех кружков, намечать и санкционировать те или иные отдельные мероприятия. В состав совета, по положению, входят руководители всех кружков, их помощники или заместители, а также некоторые, особо назначенные директором планетария сотрудники, близко стоящие к тем сторонам работы нашего учреждения, которые касаются кружковых занятий. Председателем совета является заведующий научно-методическим отделом планетария.

Органы самоуправления в кружках. Очень важным условием для повышения активности членов кружка является предоставление им некоторой возможности самоуправления. Осуществление этого условия заключается в том, чтобы кружок имел выборный руководящий орган -бюро и редколлегию кружковой стенгазеты. К сожалению, на первых шагах работы младшего или среднего кружка, пока пришедшие в него ребята как следует не сумели еще и оглядеться в новой для них обстановке, обычно невозможно избрать работоспособное бюро. Невозможен и выпуск сколько-нибудь интересной стенгазеты, которая может оказаться в случайных условиях неинтересной, лишней.

Однако к тому времени, когда в кружке уже выявляются наиболее активные его члены, которым и руководитель кружка, и значительная часть членов кружка могут доверить решение некоторых вопросов, бюро кружка (4 -5 -6 человек) избирается. Этому органу предоставляется право обсуждать и рекомендовать к постановке на занятиях кружка те или иные вопросы, организовывать группы для более глубоких занятий отдельными вопросами программы (например, фотографирование). Бюро кружка обсуждает вопросы, связанные с составом кружка, в частности может поставить на общем собрании кружка вопросы о мерах воздействия на тех, кто, например, проявил недисциплинированность. Постановка таких вопросов на бюро, а затем на общем собрании всегда имеет большое воспитательное значение. Значительно большими правами и возможностями всегда обладало бюро старшего кружка. Что касается среднего кружка, то при его многочисленности самоуправление чаще всего сводилось к избранию старост групп.

Групповые занятия членов кружка допускаются при наличии достаточного числа желающих, притом не очень часто, во всяком случае не более одного раза в неделю. Непременным условием для организации таких занятий является то, чтобы кто-либо из достаточно подготовленных и способных членов среднего или старшего кружка согласился проводить эти занятия в удобное для всех время.

Самостоятельные доклады членов кружка на первых его шагах не практикуются: кружковцев надо еще очень во многом осведомить, обосновать и углубить их интерес к вопросам астрономии. Когда, обычно уже во втором семестре, самостоятельные доклады (достаточно краткие, по очень конкретным вопросам) ставятся, они поручаются тем, кто проявил себя как серьезный и знающий любитель астрономии, способный заинтересовать детскую аудиторию. Такими чаще всего являлись и являются члены старшего кружка.

К числу всегда применявшихся правил младшего и среднего кружков планетария относится то, что занятия их открыты. Чаще всего на эти занятия допускаются все желающие, независимо от того, числятся ли они в составе того или иного кружка. Это правило важно на первых шагах вновь организованного кружка. Однако в дальнейшем ходе занятий неизбежно встает вопрос об оформлении в кружке.

Сначала проводится простая регистрация пришедших на каждое очередное занятие. Далее, при некоторой кристаллизации основного состава на каждого регулярно посещавшего еженедельные занятия младшего кружка заводится регистрационная карточка, содержащая о нем минимальные сведения. При этом предъявляется требование: представить характеристику из школы, где бы указывалось, что со стороны школы нет возражений к посещению занятий кружка данным учащимся, и, кроме того, письменное разрешение родителей или лиц, их заменяющих, на посещение занятий кружка в такие-то дни и часы.

Еще далее подходит время проверки результатов работы в кружке, после чего, обычно уже к концу учебного года, детям, успешно занимавшимся в кружке, выдаются справки, удостоверения и даже иногда билеты с фотокарточкой, предоставляющие предъявителям их право посещать лекции планетария (при наличии свободных мест в зале), наблюдать в общедоступные телескопы астрономических площадок планетария, пользоваться библиотекой планетария.

В среднем кружке был введен и в последние годы соблюдается порядок сдачи некоторого минимума, касающегося знания устройства различных астрономических инструментов и обращения с ними. Уставом кружка предусматривается присвоение сдавшим зачеты "званий" наблюдателей двух-трех разрядов (в зависимости от числа и сложности освоенных инструментов). Таким кружковцам выдаются привлекательные книжечки с отметками о "присвоении званий".

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 162]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования