На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 52. Видимые движения планет и система Коперника.

Изложение должно быть начато с описания фактов, даваемых наблюдениями, т. е. с демонстрирования звёздной карты с нанесёнными на ней путями планет. При этом следует выбрать по крайней мере две планеты - Марс и Сатурн; к ним возможно присоединить и Венеру. Уже на этих рисунках, отсчитывая экваториальные координаты, учащиеся могут увидеть, что петли, описываемые планетами, имеют различную величину, и это важно для дальнейшего изложения. Если учащиеся уже успели провести наблюдения передвижения какой-либо планеты по небу, то следует в связи с этой частью программы продолжить эти наблюдения. Если таких материалов ещё не удалось собрать, то изложение послужит некоторым добавочным стимулом к проведению наблюдений.

При переходе к теории Коперника очень важно показать, что планетные петли в сущности являются своеобразным параллактическим смещением планет, изменяющим своё положение на небе из года в год лишь вследствие передвижения планеты по своей орбите.

При этом учитель может разъяснить, что главное затруднение в предвычислении видимых движений до Коперника заключалось в объяснении петель планет и Коперник сумел именно это затруднение обратить в доказательство обращения Земли, как и всех планет, вокруг Солнца. Кроме того, следует иметь в виду, что петли планет не только обусловлены обращением самой Земли вокруг Солнца, но и наклонениями орбит планет к эклиптике.

Объяснение видимых планетных движений обычно ведётся при помощи чертежа на доске, на котором изображаются последовательные положения Земли и планеты и проводятся линии, намечающие положения планеты на небесной сфере. Это построение должно быть сделано очень тщательно, чтобы учащиеся не запутались в пересечениях линий. Полезно при этом применить разноцветные мелки. Это же объяснение возможно провести, пользуясь описанными выше моделями. Линий направления от Земли на планету вообще лучше не проводить; гораздо яснее будет, если, отметив на орбитах положения Земли и планеты для одного и того же момента, наложить на них линейку и по ней отметить видимое положение планеты на небесной сфере.

Рис. 69. Чертеж для пояснения петлеобразных движений планет
(при воспроизведении чертежа на классной доске пунктирные
линии не следует проводить, а лишь накладывать линейку)

Однако чертёж в плоскости орбиты показывает только прямые и обратные движения планеты, но не даёт объяснения петель, обусловленных несовпадением плоскостей орбит Земли и планеты. Сделать хороший чертёж такого рода во время урока на доске - дело нелёгкое и требующее много времени. Приходится заготовить его заранее на большом листе бумаги или на диапозитиве по приведённому здесь рисунку 69 с более ясным представлением наклонения.

Правильность теории проверяется её практическим применением и теми новыми выводами, которые из неё возможно сделать.

Заключением описания системы Коперника должно быть объяснение возможности определения расстояний и сидерических периодов обращений. Так как учащиеся знакомы с началами тригонометрии, то следует показать способ вычисления расстояния Венеры от Солнца. Надо показать необходимость фаз у Венеры, что важно как одно из доказательств правильности теории Коперника и ложности системы Птолемея. Историческая часть этого раздела программы, как уже сказано, не должна отрываться от изложения теории - такое изложение выигрывает в живости, учащиеся как бы живут вместе с великими учёными того времени, воспринимая и их последовательность исследования, и борьбу за свои идеи с церковью. В заключение исторического обзора следует разъяснить, что в России учение Коперника стало известно примерно к концу XVII в., но встречало явное или неявное противодействие церкви почти до середины XIX в.1 . При этом надо рассказать, что М.В. Ломоносов настойчиво боролся с реакционностью церкви, старался распространить гелиоцентрическое мировоззрение и церковь пыталась организовать суд над ним. При подготовке к повествованию о борьбе Ломоносова за гелиоцентризм и за мысли о жизни на планетах учителю полезно сделать некоторые выписки из его поэтических произведений, в которых эти идеи нашли свое выражение.

1 В 1817 г. министр духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицын запретил учебники, трактующие о вращении Земли и происхождении мира, как "богопротивные".

<< Предыдущая