Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 53. Законы Кеплера и закон тяготения Ньютона должны быть охарактеризованы с их астрономической стороны, как окончательный разрыв со старой геоцентрической теорией и переход от кинематики к динамике (вопрос о причинах движений планет занимал уже Кеплера).

Для разъяснения взаимного расположения плоскостей орбит очень полезно применить картонную или проволочную модель эллиптической орбиты, наклонной к плоскости эклиптики. Эта модель даёт наглядное представление о расположении орбиты и величинах, характеризующих её положение. Перечисление всех элементов орбит планет не является необходимым, но нельзя обойтись без представлений о перигелии, наклоне орбиты и узлах, и поэтому показать их на модели необходимо.

При изложении законов Кеплера надо прежде всего дать ясное представление о тех элементах эллипса, которые имеют значение в астрономии (а, b, е), вычертив эллипс обычным способом (нить, закреплённая концами в фокусах) и проведя два радиуса-вектора, чтобы показать эллиптические секторы.

На том же чертеже надо показать и дуги, проходимые планетами в равные времена, построив два эллиптических сектора одинаковой площади около перигелия и около афелия. Вообще объяснение 2-го закона Кеплера лучше начинать, именно, построив секторы равных площадей и показав, что за равные времена планета проходит неравные дуги, а не с формулировки, что площади пропорциональны временам.

Приведённая здесь табличка даёт при четырёх значениях эксцентриситета угол между радиусами-векторами в афелии и перигелии при одной и той же площади сектора для данного эксцентриситета. Эксцентриситет обозначен е, угол между радиусами-векторами в афелии Ањ, в перигелии Пњ (среднее положение точно по этим направлениям). Данные округлены до 1њ.

e Пњ Ањ Примечание
0,0 30њ 30њ окружность
0,1 37њ 22њ эллипс
0,2 45њ 21њ
0,3 57њ 17њ

По этой табличке можно сделать построение при изложении второго закона Кеплера.

Правильность третьего закона показывается на табличке или путём непосредственного вычисления равенства отношений квадратов периодов и кубов больших полуосей. В качестве практической задачи на этот закон лучше всего дать определение времени обращения Нептуна - это послужит для последующей части курса.

При изложении законов Кеплера учитель должен привести примеры наибольших эксцентриситетов орбит и обязательно напомнить о незначительном эксцентриситете земной орбиты.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [2]
Оценка: 3.3 [голосов: 182]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования