Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 20. Практические наблюдательные работы, как было указано выше, имеют целью дать учащимся возможность применить свои знания к решению ряда практических задач. Содержание этих практических задач вытекает из знания теории и применений астрономии в жизни, которые связаны с задачами строительства коммунизма и обороны страны. Дело тут не только в ознакомлении с применением астрономии в этих областях, но и прямой выработке тех элементарных навыков ориентировки, которые могут быть полезны будущим советским лётчикам, морякам и путешественникам.

Конечно, умение ориентироваться по Полярной звезде - дело хорошо известное, мимо которого не должен пройти ни один учитель астрономии в своём плане практических работ. Следует, однако, иметь в виду, что в случае надобности ориентироваться можно и по Луне, и по экваториальным созвездиям, и по Солнцу.

Ориентировка по Луне может быть выполнена приближённо, если учащиеся будут твердо помнить, на какой угол отстоит Луна от Солнца (на небесной сфере) при различных фазах и в какой стороне небосвода она должна быть видна. Если же точки горизонта известны, то Луна может послужить (при отсутствии часов) для приближённого определения времени.

Экваториальные (в частности, зодиакальные) созвездия (если закрыта облаками северная часть неба) точно так же могут служить ориентиром южного направления (если известно время) или времени (если известны направления). Каковы бы ни были темы текущих наблюдений, на ознакомление с созвездиями экваториальной зоны всегда нужно обращать надлежащее внимание.

Ознакомление с экваториальными созвездиями, видимыми около полуночи желательно потому, что в летнее время вечера светлые, и созвездия становятся достаточно отчётливо видимы именно ко времени полуночи. Если же запоминать созвездия, видимые при наступлении темноты, то осенью и зимой почти не будет никакой разницы, так как от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния темнеет всё раньше и раньше. При этом учитель может ознакомить учащихся с тем, как можно, пользуясь картой с сеткой прямых восхождений, приближённо рассчитать созвездия, видимые в верхней кульминации за 1, 2, 3 часа до полуночи или позднее.

Что касается ориентировки днём по Солнцу, то она может быть сделана, более точно, чем это обычно делается, если изготовить горизонтальные солнечные часы из картона (с отгибающимся теневым указателем, чтобы их можно было положить в карман или в записную книжку). Такие часы (при наличии карманных часов) в любое время дня покажут достаточно точно направление юг - север. Для этого надо, держа циферблат горизонтально, установить их так, чтобы они показывали местное время, которое вычисляется по показаниям карманных часов. Конечно, часы должны быть построены для средней широты (в пределах 2-3њ) той местности, где может встретиться надобность в ориентировке.

Практические наблюдения и работы возможны и нужны главным образом по первой части курса - сферической астрономии. В числе этих наблюдений могут быть такие: определение направления меридиана по Полярной (приближённое), определение направления полуденной линии по Солнцу, определение широты по высоте Полярной и звёзд в меридиане (возможен вариант - определение склонения по известной широте).

Практические работы по ориентировке надо проводить на экскурсиях и во время туристских и пионерских походов. Эту практику следует разработать заранее с руководителем, который может внести в неё какие-нибудь интересные и полезные детали.

Следует заметить, что приведённый список практических работ в сущности - желательный максимум. Особенности школьного оборудования, местности, времени, местного рабочего уклада - всё это и многое другое учитель должен учитывать при планировании таких работ. В приморской, например, местности нужно, конечно, поставить работы, выявляющие значение астрономии для навигации.

Из области астрофизики тоже можно указать несколько практических работ, по содержанию близких к общим вводным и иллюстративным наблюдениям. Эти работы следующие: наблюдения солнечных пятен, наблюдения переменных звёзд, фотографирование неба обыкновенной камерой. Пользуясь весьма простой установкой, учащиеся, сменяя друг друга, могут получить фотографию с экспозиций в полчаса - час и, проявив пластинку, убедиться в могуществе этого метода наблюдения.

Работа по измерению излучения Солнца интересна тем, что вводит учащихся в задачу непосредственного использования солнечной энергии, уже отчасти разрешённую в СССР. Работу можно выполнить с небольшими инструментальными средствами: использовать банку из-под консервов с зачернённым дном и ширмой над ней.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.3 [голосов: 182]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования