Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 21. Экскурсии на астрономическую обсерваторию.

В преподавание астрономии должно быть включено проведение экскурсий. Целями экскурсий могут быть: знакомство с видом небесных светил путём наблюдений на астрономической обсерватории, посещения планетария, осмотр астрономической обсерватории, осмотр предприятий или научных учреждений, связанных с астрономией или геодезией.

Конечно, часть этих экскурсий (например, в планетарий или на астрономическую обсерваторию) доступна не всем школам, но при экскурсиях школ в большие города не следует упускать этих возможностей и правильно их использовать.

При экскурсии на астрономическую обсерваторию для наблюдений необходимо иметь в виду, что на такой экскурсии вследствие краткости времени учитель не имеет возможности так широко поставить работу, как, может быть, было бы желательно, и, кроме того, он должен обеспечить надлежащую дисциплину, особенно необходимую в условиях научного учреждения. Поэтому на то время, пока учащиеся не заняты непосредственно наблюдениями с помощью инструментов, им следует дать задание по зарисовке и записыванию наблюдений невооружённым глазом той именно области неба, которая будет видима в разрез купола. Имея определённую работу, учащиеся не будут мешать тем из своих товарищей, которые поочерёдно подходят к трубе для наблюдений.

Перед экскурсией необходимо уделить некоторое время для рассказа учащимся, какие объекты они будут наблюдать, на что именно надо обратить внимание при рассматривании этих объектов и поговорить об их зарисовке. Во избежание довольно обычных разочарований при наблюдении неба в трубу, учитель заранее должен разъяснить, что такое угловое увеличение трубы, как изменяется поле зрения трубы в зависимости от увеличения, как изменяется яркость объектов и, что тоже весьма существен но, как влияет на качество изображений неспокойствие атмосферы и её недостаточная прозрачность.

Договорённость с научным руководителем экскурсии должна быть полная: ему необходимо сообщить о степени подготовленности учащихся, заранее наметить, что он будет показывать и какими объяснениями сопровождать показывание. Рекомендуется просить руководителя предварительно, при освещении, показать трубу и её установку, дать указания, как надо смотреть в окуляр, и сказать, какое увеличение и при каком поле зрения предполагается применить.

После экскурсии необходимо ознакомиться с зарисовками и записями учащихся, выяснить по ним, что было воспринято верно и что неверно, и тогда уже провести заключительную беседу и дать задание наиболее интересующимся учащимся сделать объединительный общий рисунок.

При экскурсии по осмотру обсерватории надо также тщательно договориться с руководителем экскурсии и при его помощи избрать основные объекты осмотра. Не надо увлекаться показом мелких деталей астрономических инструментов. Следует продемонстрировать измерительный угломерный инструмент, меридианный круг или пассажный инструмент, рефрактор на экваториальной установке, астрономическую камеру, хронометр и часы. Измерительные инструменты для исследования негативов следует показать (не вдаваясь в детали), кратко сообщив их на значение. Если в обсерватории поставлена служба времени, то общая схема этой работы тоже должна быть показана учащимся.

Наконец, надо показать учащимся какой-нибудь из подробных звёздных атласов и звёздный каталог. В конце экскурсии хорошо в краткой форме ознакомить учащихся с результатами наблюдений в форме негативов или полученных с них позитивов (Солнце, Луна, звёздная фотография, спектрограмма) или наиболее понятных рисунков в изданиях этой обсерватории.

Словесные пояснения должны быть таковы, чтобы не повторять уже знакомого учащимся, а углублять имеющиеся сведения и давать представление о высокой точности астрономических наблюдений. Перед экскурсией учитель, сам достаточно с этим предварительно ознакомившись, должен рассказать учащимся о задачах астрономических обсерваторий, и в частности о данной обсерватории. Полезно при этом заранее пояснить устройство куполов и башен и причину, почему башни не отапливаются.

По окончании экскурсии заключительная беседа может быть сравнительно небольшой. Следует дать задание учащимся кратко описать устройство обсерватории.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.3 [голосов: 182]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования