Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 19. Наблюдения иллюстративные имеют, в сущности, то же содержание, что и вводные. В некоторых случаях приходится вводные наблюдения заменять иллюстративными; наоборот, можно некоторые иллюстративные обратить во вводные. К иллюстративным наблюдениям следует отнести и такие, объекты которых представляют явления особого порядка: солнечные и лунные затмения, кометы, метеорные потоки. Объектами иллюстративных наблюдений прежде всего должны быть небесные тела нашей солнечной системы: Солнце, Луна, планеты, а затем объекты звёздного неба: туманности, звёздные скопления, Млечный Путь, двойные и переменные звёзды.

Здесь уместно предостеречь от погони за большими увеличениями при телескопических наблюдениях. Недостаточно хорошие атмосферные условия, отсутствие у учащихся навыков в производстве наблюдений - всё это может создать такие обстоятельства, при которых, рассматривая с большим увеличением планету, учащиеся будут разочарованы низким качеством изображений.

Следует обращать особенное внимание на такие случаи, когда возможно демонстрировать изменение в наблюдаемом объекте. Для этого надо ставить показ и давать указания так, чтобы учащиеся могли это изменение заметить. Замеченное изменение всегда производит большое впечатление. Например, при рассматривании Солнца на экране надо обратить внимание учащихся на структуру какого-нибудь большого неправильного пятна, так как именно в таких пятнах изменение деталей происходит сравнительно быстро, в течение часа и даже менее.

При рассматривании Юпитера в хорошую трубу точно так же бывает возможно заметить вращение планеты при двух последовательных наблюдениях, разделённых промежутком времени в 1-2 часа.

Особенно просто заметить изменение освещения Солнцем поверхности Луны. Во всякое время близ края тени до полнолуния нетрудно подыскать какую-нибудь вершину, которая в начале наблюдения выделяется как небольшое светлое пятнышко на тёмном фоне, а через полчаса или через час уже становится явственно заметной. Вообще подробное изучение особенностей лунной поверхности является одной из хороших тем иллюстративных наблюдений, тем более, что такое наблюдение можно провести с очень небольшими инструментами.

Что касается планет, то из них наиболее подходящей для подобных наблюдений является Юпитер, большой угловой диаметр которого даёт возможность использовать и несильные трубы. Вращение Юпитера можно подметить за тот промежуток времени, в течение которого ведутся наблюдения.

Демонстрирование Венеры имеет целью ознакомить учащихся с её фазами. Вследствие большой яркости этой планеты наблюдение её в рефрактор лучше делать до наступления полной ночи, в начале сумерек. При неполной ахроматизации объективов рефракторов цветные каёмки около изображения становятся ночью очень заметны. Наиболее выгодное положение Венеры для рассматривания фазы с небольшим инструментом - время между наибольшей элонгацией и нижним соединением. Видимый диаметр планеты в это время достаточно велик и фаза - серпом, что заметнее, чем полукруг. Если во время наблюдения Венеры видна и Луна в той же стороне неба, то следует сопоставить фазу Луны с фазой Венеры.

Сатурн с его кольцами надо показать учащимся, и если в трубу заметна тень планеты на кольце, то обратить их внимание на это.

Демонстрирование двойных звёзд лучше всего начинать с Мицара и Алькора, а затем показать более тесные пары1, если возможно, с разноцветными составляющими. Очень полезно показать кратные звёзды (например q Ориона).

Наблюдения лунных и солнечных затмений должны быть включены в план наблюдений на год и поставлены как работы по заданию.

Наблюдения ярких комет и особенно новых звёзд не могут быть календарно предусмотрены, но если случается такое явление, на него надо обратить внимание и организовать наблюдения.

Рис. 5. Рисунки лунного затмения, сделанные учащимся
14 сентября 1932 г. (подлинные рисунки выполнены в красках).

Задачей наблюдения лунного затмения должно быть поставлено ознакомление с ходом этого явления, с очертаниями тени Земли (убедительный довод в пользу шарообразности Земли) и с теми особенностями окраски Луны, которые бывают в этом случае. Наблюдения можно проводить с небольшими увеличениями (чтобы была видна вся Луна). Учащиеся должны, имея бумагу с заранее начерченными на ней одинаковыми кругами, изображающими диск Луны, через определённые промежутки времени зарисовать вид Луны в течение затмения, по возможности цветными карандашами, с указанием момента зарисовки. Такой лист с рисунками даёт хорошую картину хода явления и может быть использован как иллюстрация на уроке (рис. 5). По выполнении работы следует показать учащимся наиболее удачные рисунки и указать их достоинства, а также и недостатки худших рисунков.

При наблюдении солнечного затмения таким же порядком ведётся зарисовка вида затмевающегося Солнца, причём в этом случае изображения Солнца надо отбрасывать на экран через трубу или бинокль. В случае полного солнечного затмения надо обязательно включить в программу наблюдений зарисовку солнечной короны, по возможности цветными карандашами или красками. Такие рисунки затмений, кроме прямой пользы для учащихся, могут иметь и более общий интерес. Перед этими наблюдениями следует по астрономическому календарю подсчитать с возможно большей точностью главные моменты затмения и тщательно выверить часы.

Необязательные наблюдения метеорного потока имеют целью дать учащимся понятие о закономерности в этом явлении, о нарастании числа метеоров и о существовании радианта. Для таких наблюдений у каждого из учащихся должна быть карта соответствующей области неба, с которой он должен быть заранее достаточно хорошо знаком, чтобы, заметив метеор, нанести его путь на карту. Учащихся при этом следует разделить на небольшие группы, каждой из которых поручить наблюдение определённой области неба в той его стороне, где ожидается появление метеоров. Такие наблюдения можно ставить как коллективные, так и индивидуальные, с обязательной последующей сводкой всех наблюдений на один лист.

О появлении кометы на небе, если она доступна наблюдению невооружённым глазом или в трубу, учащиеся должны быть оповещены учителем. При этом он должен сообщить сведения об условиях видимости кометы, её положении и предполагаемом движении. Карту той области неба, где видима комета, следует выставить в кабинете. Задачей наблюдения кометы является зарисовка видимого движения (как для планеты) и изменении вида самой кометы. Эти наблюдения можно проводить как коллективно, при непосредственном участии учителя, так и путём дачи заданий, по самостоятельным наблюдениям. Самое лучшее - провести одно общее наблюдение и после него дать задание.

В случае появления новой звезды извещение делается так же, как и комете. Задачей наблюдений являются оценки блеска звезды, т. е. используются навыки в наблюдении переменных звёзд.


1 Подбор таких пар зависит от качества инструмента, и учителю можно порекомендовать, пользуясь каким-либо из справочников, предварительно самому испробовать, что именно можно показать.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [2]
Оценка: 3.3 [голосов: 182]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования