АНКа Дня

Астрономическая Научная Картинка Дня

<< Предыдущая 2.12.2014

Гравитационная линза: четыре изображения одной сверхновой

На изображениях скопления галактик MACS J1149.6+2223, полученных космическим телескопом им.Хаббла 10 ноября 2014 г., были обнаружены сразу четыре новых звездообразных объекта (обозначены S1-S4). Объекты расположены вокруг эллиптической галактики, являющейся членом скопления MACS J1149.6+2223, с красным смещением z=0.544. Правее и выше эллиптической галактики видно ядро спиральной галактики с красным смещением z=1.491. Ее рукава искажены в результате гравитационного линзирования эллиптической галактикой и всем скоплением галактик. Несомненно, новые объекты – это множественные изображения одной сверхновой, вспыхнувшей в спиральном рукаве далекой галактики. Это – первое открытие сверхновой, у которой в результате гравитационного линзирования появилось несколько изображений. Открытие представляет большой интерес, так как измерения временной задержки между изображениями и степени их увеличения могут дать информацию о распределении светящегося и темного вещества в галактике-линзе и во всем скоплении галактик, а также о геометрии и скорости расширения Вселенной.

На втором рисунке показаны изображения области MACS J1149.6+2223, полученные камерой WFC3 на телескопе им.Хаббла в трех ближних инфракрасных диапазонах. Верхний ряд – архивные снимки, полученные с 5 декабря 2010 г. по 10 марта 2011 г., средний ряд – cложенные изображения, полученные в ноябре 2014 г., нижний ряд – разности изображений. Ясно видно, что объекты S1-S4 отсутствуют на ранних снимках. Искаженное гравитационным линзированием изображение спирального рукава далекой галактики образует кольцо вокруг галактики-линзы, в котором и находятся источники S1-S4. Светлые полосы на снимках – дифракционные лучи от близкой яркой звезды.

Сообщение об открытии опубликовано 24 ноября (arXiv:1411.6009). Авторы назвали сверхновую "SN Refsdal", так как ровно 50 лет назад, в 1964 году, норвежский астрофизик Сюр Рефсдаль (Sjur Refsdal) опубликовал статью о возможности определения масс галактик и постоянной Хаббла по наблюдениям гравитационного линзирования сверхновых (MNRAS V.128, P.307, 1964).

Update:

How One Supernova Measured The Universe

Версия на русском: Как предсказать взрыв сверхновой, а заодно найти постоянную Хаббла?

Д. Ю. Цветков/ГАИШ, Москва