Содержание

Другие свидетельства аккреции и оттока газа

Как видно из предыдущих пунктов этого обзора, для объяснения наблюдаемого химсостава и темпов звёздообразования подавляющего большинства близких галактик разных типов необходимо наличие аккреции и/или оттока газа. На больших красных смещениях картина не меняется: моделирование галактик со звёздообразованием с z ~ 2-3 показало, что учёт аккреции и оттока газа при построении моделей их эволюции тоже необходим [67,68]. Требуемые темпы аккреции иногда могут достигать значений 50-60 Msun/год [68], так что возникает закономерный вопрос: почему до сих пор практически нет наблюдений, которые бы подтверждали наличие аккреции?

Одна из причин отсутствия прямых наблюдений аккреции газа заключается в том, что интервал скоростей аккрецирующего вещества, вполне вероятно, намного уже разброса в несколько сотен км/сек, который наблюдается при оттоке газа из галактик [68]. Другое предположение (для галактик с большими z) состоит в том, что на больших z может доминировать аккреция холодных ``филаментов'' вещества, а её обнаружение сильно зависит от эффектов проекции. Также аккреция может происходить путём малых мержингов или же аккрецирующее вещество слишком горячее, чтобы излучение от него можно было обнаружить [68].

Как было описано в предыдущих разделах, необходимость аккреции обнаруживается также при попытке восстановить историю звёздообразования в галактиках. Моделируя историю звёздообразования выборки близких SDSS галактик, Кауффманн и др. [69] обнаружили, что история SF качественно различается для галактик с характерной поверхностной плотностью звёздного диска, большей и меньшей 3 108 Msun/kpc2, что соответствует ``переходу'' между дисковыми галактиками поздних типов и системами ранних типов с доминирующим балджем. Они пришли к выводу, что в системах с низкими характерными поверхностными плотностями диска SF стимулируется притоком холодного газа извне и темпы расходования аккрецированного вещества обратно пропорциональны поверхностной плотности звёзд: tрасхода ~ σ-1звезд. Предполагается, что тёмные гало, которые заключают в себе массивные галактики с высокими поверхностными плотностями звёзд, тоже растут под действием аккреции [69]. Кампакоглу и др. [70] утверждают, что предпочтительнее модели, в которых образование звёзд поддерживается аккрецией, притоком газа и мержингом, чем сценарии с быстрым и эффективным SF. Моделирование показало, что наилучшее согласие с наблюдениями иерархические модели достигают тогда, когда в рассмотрение (помимо притока вещества) вводится эффективный отток газа из галактики, сгенерированный вспышками сверхновых [70].

Публикации с ключевыми словами: галактики - эволюция галактик - аккреция - химия межзвездной среды