На первую страницу 2.1 Видимые и абсолютные звёздные величины

Фотометрические характеристики звёзд

2.1 Видимые и абсолютные звёздные величины

Фотометрия космических объектов является частью астрофизики. Однако фотометрия, особенно звёздная, играет огромную роль в звёздной астрономии, поэтому необходимо ознакомиться с основными понятиями фотометрии.

Видимая звёздная величина m является мерой освещенности E, создаваемой источником на перпендикулярной к его лучам поверхности в месте наблюдения с учетом поглощения света атмосферой Земли. Связь между звёздной величиной m и освещенностью E есть отражение установленного экспериментально психофизиологического закона Вебера-Фехнера и выражается формулой:
в которой коэффициент введен в середине XIX в. английским астрономом Н. Погсоном, подметившим, что в среднем у наблюдателей интервалу в 5 звёздных величин соответствует отношение световых потоков или освещенностей около 100. Погсон принял это отношение в точности равным 100, при этом
В итоге ослабление блеска на одну звёздную величину соответствует ослаблению освещенности от объекта лишь немногим более чем в 2.5 раза. Величина a представляет собой нуль-пункт шкалы звёздных величин, связанный с выбором фотометрического стандарта. В качестве стандарта обычно выбирается та или иная группа звёзд с точно измеренным блеском. По отношению к звёзде стандарта можно определить блеск любой звезды по формуле:
где нулевым индексом обозначена соответствующая величина для звезды-стандарта.

Для звезды с известной видимой звёздной величиной и известным расстоянием от Солнца можно вычислить абсолютную звёздную величину, которая является мерой ее светимости - количества энергии, излучаемой звёздой во всех направлениях. Абсолютная звёздная величина определяется как видимая величина звезды, перенесенной на стандартное, общее для всех звёзд расстояние. Зная видимую звёздную величину V (с этого момента мы для определенности будем обозначать звёздные величины так, как это принято в фотометрической системе UBV) и расстояние до объекта, можно легко определить абсолютную величину MV, помня, что изменению расстояния до объекта в отношении r/r0 соответствует изменение освещенности в отношении (r/r0)2. Следовательно,
и логарифмирование этого выражения показывает, что абсолютная величина MV определяется по формуле:
Расстояние r0 удобно принять равным 10 парсекам. Таким образом, если расстояние до звезды выражено в парсеках, то имеем:
Последнее выражение справедливо только в том случае, если между наблюдателем и звёздой нет рассеивающей (поглощающей) свет материи. Если такая материя имеется, то часть разницы (V - MV) следует отнести за счёт рассеяния или поглощения света этой материей. При этом поглощение света влияет только на видимую звёздную величину V, не меняя MV, так как абсолютная звёздная величина является характеристикой самой звезды. Поглощение света уменьшает блеск звезды, поэтому увеличивает значение видимой звёздной величины, и в выражение (2-6) следует ввести член, учитывающий поглощение света AV, которое является, в общем случае, функцией расстояния от наблюдателя и направления на звёзду:
Величина V - MV носит название модуль расстояния, при этом, если мы не учитываем поглощение света, то модуль расстояния называется видимым, а если поглощение света учтено, то истинным, обозначаемым (V0 - MV). Естественно, мы должны всегда стремиться получить из наблюдательных данных истинный модуль расстояния, так как только эта величина дает возможность оценить истинное расстояние до космического объекта. Определение абсолютных звёздных величин (а, значит, и светимостей) звёзд и модулей расстояния (а, значит, и самих расстояний) является важнейшей задачей звёздной астрономии.

Отметим, что мы ставим в обозначении абсолютной звёздной величины индекс V для того, чтобы подчеркнуть, что MV есть мера энергии, излучаемой звёздой в определенном спектральном интервале, а не во всех областях спектра.

В заключение приведем очевидную связь между абсолютной звёздной величиной MV и светимостью L звезды, аналогичную связи видимой звёздной величины и освещенности:
где индексом s отмечены величины для Солнца. При этом MVs = +4m.83.

Публикации с ключевыми словами: звездная астрономия