Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


Наблюдения серебристых облаков

Серебристые облака появляются в летние месяцы по ночам на сумеречном (освещенном) сегменте неба, в области северной стороны горизонта. В отличие от обычных, низких облаков, кажущихся темными, они имеют светлый жемчужно-серебристый цвет.

Такой вид облаков объясняется тем, что они плавают в атмосфере на высоте 80-85 км над поверхностью Земли и освещаются солнечными лучами.

В средних широтах (от 50 до 60°) серебристые облака, как правило, появляются с конца мая до средины августа.

Простейшие наблюдения серебристых облаков состоят в регистрации их появления и кратком описании их структуры и движения.

Поскольку желательны ежедневные наблюдения серебристых облаков, то лучше всего создать небольшой коллектив наблюдателей, члены которого будут поочередно вести наблюдения каждый безоблачный вечер.

Наблюдения северной (от северо-запада до северо-востока) области неба вблизи горизонта следует начинать с наступления сумерек, осматривая горизонт через каждые 15 минут.

При появлении серебристых облаков необходимо отметить время их появления, с точностью до 1 минуты, после чего, не сходя с места, сделать схематический рисунок формы, размеров и структуры облаков.

При этом отмечается расположение серебристых облаков относительно 2-3 выделяющихся земных предметов. Через 10-15 минут следует снова заметить положение облаков относительно тех же предметов, что даст возможность (при обработке наблюдений) судить о скорости их перемещения. В случае заметных изменений в форме и структуре облаков необходимы повторные зарисовки.

По окончании наблюдений нужно обязательно измерить угловые расстояния (с точностью до 1°) между земными предметами, что может быть легко выполнено с помощью школьного транспортира, имеющегося в каждой школе.

Рис. 1. Фотоснимок серебристых облаков

При получении достаточных навыков в работе с классным транспортиром можно с его помощью определять высоту нижней и верхней границ серебристых облаков, а также их протяженность вдоль горизонта.

Весьма желательны фотографические наблюдения (рис. 1) серебристых облаков простыми фотокамерами, установленными на обычном штативе. Фотоаппарат следует направлять на серебристые облака таким образом, чтобы в поле зрения кадра попало 2-3 земных предмета, высота и азимут которых определяются после наблюдений угломерным инструментом, а при его отсутствии -классным транспортиром.

Моменты начала экспозиции ни в коем случае не должны быть произвольными, а обязательно следующими (по декретному времени): 21 час 00 мин, 21 час 15 мин, 21 час 30 мин, и т. д. через каждые 15 мин. Это необходимо для сопоставления фотографий серебристых облаков, полученных в различных пунктах наблюдения.

Более полезными и ценными являются фотографические наблюдения серебристых облаков из двух пунктов, расположенных на расстоянии 15-20 км друг от друга, в направлении восток-запад. Эти наблюдения дадут возможность определить высоту серебристых облаков.

Фотографические наблюдения серебристых облаков требуют особой обработки, недоступной школьникам. Поэтому экспонированные пластинки нельзя проявлять на месте. Их следует в полной темноте пронумеровать (простым карандашом, в левом верхнем углу, на эмульсии), плотно завернуть в черную бумагу и, уложив в коробку, выслать в Московское отделение ВАГО вместе с журналом наблюдений, в котором фиксируются все сведения о наблюдениях (моменты времени, продолжительность экспозиции, дата наблюдения, место наблюдения и т. д.). Вместе с негативами необходимо выслать чистую (неэкспонированную) фотопластинку, взятую из той же коробки, из которой брались пластинки для фотографирования серебристых облаков. Эта пластинка должна быть завернута совершенно отдельно и на обороте сделана надпись: "Для калибровки".

Наблюдения полярных сияний

Эти наблюдения (рис. 2) также желательно проводить ежедневно, начиная с сумерек, с одного и того же места, с которого хорошо видна северная часть горизонта. Предварительно желательно определить и обозначить направления на следующие точки: север, северо-восток, восток, северо-запад, запад. По этим точкам определяется положение полярных сияний при наблюдениях.

рис.2.
Полярное сияние над Мурманском
 

Наблюдения фиксируются в журнале, в котором указывается название пункта, его географические координаты, дата и время наблюдения, фамилия наблюдателя. Высота и ширина полярных сияний (и отдельных их лучей) определяются классным транспортиром с точностью до 1°.

Различным формам полярных сияний присвоены обозначения:
	 
      Однородные  неподвижные дуги..........НА 
      Однородные полосы  ...................НВ 
      Пульсирующие  дуги....................РА 
      Диффузно-светящиеся  поверхности .....DS
      Пульсирующие поверхности .............PS
      Слабое свечение вблизи горизонта......G 
      Дуги лучистого  строения..............RA 
      Полосы лучистого  строения............RB 
      Драпри  (занавесы)....................D 
      Лучи одиночные или  пучки лучей ......R 
      Корона................................С 
      Пылающее  (пламенное) сияние .........F 
 

Если наблюдается переход формы сияния в другую форму, то дается двойное обозначение со стрелкой, например:

RD или RСD и т. д.

Интенсивность полярных сияний оценивается в условной четырехбалльной шкале: 1-слабозаметное; 2-хорошо заметное; 3-яркое; 4-очень яркое.

Одновременно фиксируются цвет сияния и облачность неба в десятибалльной шкале, т. е. в десятых долях неба. Например, если облаками закрыта одна десятая часть небосвода, то облачность обозначается, как 1 балл. При закрытии облаками половины небосвода облачность будет 5, а при сплошной облачности -10 баллов.

Примерная запись наблюдений будет выглядеть так:

Дата

Время

Форма сияния

Интенсивность

Положение сияния

Высота над горизонтом

Облачность

Цвет сияния

1957г. 13/VIII

20 ч. 16 м.-
21 ч. 43 м.

RD

3

NE

16°

2

Красноватый

Все описанные выше наблюдения очень важны в 1957-1958 гг., поскольку дадут обильный материал для изучения физики атмосферы по программе Международного геофизического года.

В школьных условиях возможны также систематические наблюдения переменных звезд и Солнца. Эти наблюдения требуют применения простейших астрономических инструментов -полевого (призменного) бинокля и небольшого школьного телескопа. Бинокль применяется для наблюдений переменных звезд, а телескоп -для наблюдений Солнца. Поэтому в зависимости от наличия в школе тех или иных простейших инструментов могут быть организованы рекомендуемые наблюдения.

Наблюдения переменных звезд

Для начала мы рекомендуем перечень переменных звезд, указанных в школьном астрономическом календаре, а затем в астрономическом календаре ВАГО.

Для наблюдения переменных звезд необходимо выбрать по звездному атласу соответствующие звезды сравнения. Звезды сравнения подбираются так, чтобы их цвет был одинаковым с цветом изучаемой переменной звезды, а по блеску одна из звезд сравнения должна быть немного ярче, а другая немного слабее переменной звезды.

Разность в блеске между звездами сравнения мысленно делится на 10 интервалов, и блеск переменной звезды оценивается в долях этого интервала.

Так, если выбраны две звезды сравнения а и в, а переменная vоказалась по блеску как раз посредине между ними, то запись звезд такая: а 5 v 5 в.

Если переменная звезда несколько слабее звезды а и заметно ярче звезды в, то запись может быть такой: а 2 v 8 в или, скажем: а 3 v 7 в.

Точность этих оценок достигается опытом, наблюдениями. Зная звездные величины звезд сравнения а и в (некоторые из них приводятся в школьном астрономическом календаре, более подробный список -в астрономическом календаре ВАГО за 1952 и 1953 гг.), можно вычислить звездную величину исследуемой звезды v по формуле:

где: m -звездные величины соответствующих звезд, а n -интервал в блеске между звездой а и переменной звездой v.

Наблюдения переменных звезд следует производить систематически, с интервалами в зависимости от типа переменной звезды. Короткопериодические цефеиды желательно наблюдать в течение вечера несколько раз, через каждые 20-30 минут; долгопериодические цефеиды достаточно наблюдать 2 раза в вечер, с интервалами в 1,5-2 часа, а красные долгопериодические переменные -один раз в 8-10 дней. Что касается затменных звезд, то сроки их наблюдений также зависят от периодов их переменности: чем больше период, тем реже их следует наблюдать. Особое внимание наблюдениям нужно уделять в эпохи максимумов физических переменных звезд (цефеиды, долгопериодические переменные) и в эпохи минимумов затменно-переменных звезд.

После приобретения навыков в наблюдении ярких переменных звезд можно приступить к наблюдению слабых и малоисследованных переменных, согласно перечню, имеющемуся в литературе, указанной в конце статьи (4, б, 7, 8).

При наблюдении переменных звезд обязательно отмечать дату и время с точностью до 1 минуты.

Наблюдения Солнца

Систематические простейшие наблюдения Солнца приобретают особое значение в Международном геофизическом году, когда придается особое значение изучению влияния солнечной активности на геофизический процесс.

Наиболее доступны для школьников наблюдения солнечных пятен. Ни в коем случае нельзя смотреть на Солнце в телескоп во избежание сожжения глаз. Наблюдения Солнца следует вести на легком экране, укрепленном на окулярном телескопе. На экран накалывается (или крепится с помощью колец, изготовленных из бытовой ленточной резинки) лист чистой бумаги, на котором циркулем начерчена окружность радиусом 5 см. Расстояние экрана от окуляра телескопа и фокусировка выбираются такими, чтобы резкое изображение Солнца совпало с начерченной на бумаге окружностью. После этого на бумаге очерчиваются контуры проектирующихся пятен, с наибольшими возможными подробностями.

Ядро пятна затушевывается более плотно, чем его полутень.

Во время зарисовки необходимо все время перемещать телескоп, чтобы изображение Солнца не сходило с нарисованной на бумаге окружности. Поэтому наблюдения Солнца следует производить двум наблюдателям,один из которых зарисовывает пятна, а другой -перемещает телескоп.

После того как зарисовка окончена, необходимо прекратить перемещение телескопа и проследить (по какому-нибудь пятну) движение изображения Солнца по рисунку, отметив это движение прямо на рисунке стрелкой, которая поможет ориентировать рисунок при обработке.

Такие наблюдения желательно проводить три раза в сутки -утром, вблизи полдня и к вечеру.

В журнале наблюдений отмечаются время наблюдений, состояние облачности, тип телескопа, диаметр его объектива и увеличение.

Наблюдения Солнца следует вести всегда при одном и том же увеличении.

Простейшая обработка наблюдений Солнца доступна каждому школьнику старших классов и состоит в подсчете пятен и определении их площади в долях площади солнечного диска.

Пятнообразовательная деятельность Солнца характеризуется относительным числом пятен W, которое определяется по формуле W=10g+f.

Здесь g-число групп пятен;f-общее количество пятен.

Группой называется совокупность близких друг к другу пятен, независимо от их общего числа, причем, если пятно одиночное, то оно также считается отдельной группой. Для подсчета площади пятен нужно использовать шаблон, прилагаемый к инструкциям и справочникам (5, 7, 11), или изготовить шаблон самим. На листе кальки проводится окружность радиусом 5 см, а внутри окружности, сверху вниз, проводятся маленькие окружности радиусом 0,5; 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5 мм. Тогда площади этих окружностей будут равны соответственно: 1, 4, 9, 16, 25, 36, 64, 100-стотысячных долей площади солнечного диска. Накладывая шаблон на рисунок Солнца, можно измерить площадь пятен и получить общую сумму этих площадей, которая также характеризует солнечную активность.

Таковы наиболее простые научные наблюдения, которые вполне доступны школам и при их массовости будут весьма полезными для науки. Мы уже указывали вначале, что каждое наблюдение должно быть подвергнуто обработке и сопоставлению с другими наблюдениями. Поэтому мы приводим адреса некоторых отделений Всесоюзного астрономо-геодезического общества, по которым необходимо высылать наблюдения:

В заключение приводим список литературы, в которой можно найти более подробные указания к наблюдениям различной степени сложности.

ЛИТЕРАТУРА

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 163]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования