На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Радиотелескоп на страже суверенитета Радиотелескоп на страже суверенитета
15.12.2003 10:25 | ВЕСТИ.ru

Российские ученые получили новый мощный инструмент для исследования дальнего космоса. Закончен монтаж радиоастрономического комплекса "Квазар". Он будет работать как один огромный телескоп, составные части которого находятся в тысячах километров друг от друга.

Это последний из трех входящих в систему радиотелескопов. Он построен в бурятском поселке Бодары, неподалеку от Байкала. Два точно таких же уже работают: один - в Ленинградской области, другой - на Северном Кавказе. Когда в Сибири настроят оборудование, все три тарелки ученые направят в одну и ту же точку небесной сферы.

"Таким образом получается "телескоп" с диаметром 4 тысячи километров и площадью поверхности, образуемой сторонами 4 плюс 4 плюс 2,5 тысячи километров", - рассказывает директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн.

Технически воплотить идею было непросто. Мало того, что многотонные тарелки радиотелескопов должны вращаться с ювелирной точностью, их надо еще синхронизировать между собой. Поэтому сердце каждой обсерватории - атомные часы в специальном бункере, который защитит и от сибирских морозов, и от балтийской сырости.

"Точность этих часов такова, что "убежать" они могут только за миллионы лет. За три миллиона - примерно на одну секунду", - уточняет директор радиоастрономической обсерватории "Светлое" Исмаил Рахимов.

Для астрономических исследований комплекс "Квазар" - как очки для близорукого человека. Один радиотелескоп видит далекую галактику как пятно. Три вместе различают даже отдельные объекты внутри нее. А на Земле "Квазар" дает самую точную систему координат: дальние звезды - лучший неподвижный ориентир. Отслеживая, как изменяется положение телескопа относительно них, можно наблюдать даже движение земной коры. Благодаря этому ученые знают, например, что Япония за год перемещается на 7 сантиметров.

"А вот, скажем, Крымский полуостров движется в сторону нашей территории. Так что это геополитика", говорит Андрей Финкельштейн.

В российскую сторону Крым движется со скоростью 1 сантиметр в год, и суверенитету Украины это вряд ли угрожает. А вот Россия с запуском системы "Квазар" действительно станет сильнее. Точные координаты нужны военным. До сих пор аналогичным радиоастрономическим комплексом обладали только США.

Сергей Бондаренко