Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Методические рекомендации по работе с пакетом контурных карт по астрономии
Леус Е.В.
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования
Городской Дворец детского (юношеского)
творчества.
Творческая лаборатория "Сияние"
Место контурных карт звездного неба в процессе обучения.
Первый этап обучения. Рассказ педагога под живым звездным небом о созвездиях, объектах звездного неба, демонстрация этих объектов в телескоп - все это вызывает живой интерес ребенка-новичка.
Второй этап обучения. Получение ребенком фундаментальных знаний по астрономии. Работа под куполом планетария, работа с компьютерными программами и тренажерами, практические наблюдения - динамичные формы обучения. Работа с контурными картами звездного неба - форма обучения на сегодняшний день довольно "сухая".
Третий этап обучения. Закрепление изученного материала посредством конкурса наблюдателей, олимпиады, ролевой игры, работы в учебном экспедиционном выезде и т. д.
Четвертый этап обучения. Использование полученных знаний и приобретенного опыта в НИР на конференциях и конкурсах различного уровня (местный, региональный, республиканский, международный).
Очевидно, что изучение созвездий и объектов звездного неба по контурным картам - неотъемлемая часть преподавания практической астрономии. В прошлом для ученика этот процесс был рутинным, а порой и усыпляющим. Чтобы запомнить конфигурацию созвездия, названия ярких звезд, местоположение объектов, требовалась не только сообразительность, зоркость глаз, но и "ловкость" рук. На копирование карт уходили рулоны кальки, пачки карандашей, драгоценное время.
Сегодня ситуация изменилась. Офисная техника и компьютерные технологии дают возможность получить любые карты областей звездного неба за считанные минуты. Но мы снова не рады. Знания не оседают в голове ученика, если он не добыл их самостоятельно.
Предлагаемый пакет контурных карт, на мой взгляд, может стать золотой серединой в этой ситуации. При работе с ними оптимально расходуется время, у учеников задействуется зрительная и моторная память, что позволяет лучше усвоить материал. Кроме этого ребята учатся пользоваться атласами, астрономическими календарями, справочными изданиями и компьютерными программами по астрономии.
Основная цель создания данного пакета контурных карт - сделать процесс изучения созвездий и объектов звездного неба более интересным и привлекательным для обучающихся. Чтобы добиться этого, я решила сначала провести небольшой поиск идей, или как говорят в научных кругах, патентный поиск. Для этого воспользовалась богатой библиотекой планетария и астрономического кружка "Альбирео". К сожалению, найденные мной разработки в этой области хотя и оказались интересными, но были разрозненны или носили узкоспециальный характер.
А вот общение на эту тему с коллегами заставило задуматься о единой системе контурных карт, приспособленных к занятиям в течение учебного года. Тогда на свет появились черновики возможных заданий, а затем выстроилась четкая структура предстоящей работы.
Пакет контурных карт состоит из 4-х блоков:
- Контурные карты для изучения созвездий (основные и неяркие звезды, контуры, границы, сезонность видимости, легенды).
- Контурные карты для изучения объектов в созвездиях (яркие звезды, двойные и переменные звезды, звездные скопления, туманности, галактики, транзитные объекты, наблюдаемые на момент изучения созвездий: планеты, астероиды, кометы).
- Контурные карты для обучения астронавигации (определение времени по большому ковшу созвездия Большой медведицы и Полярной звезде, ориентация в созвездиях по большому ковшу созвездия Большой медведицы, Полярной звезде и ярчайшим звездам других созвездий, по объектам в созвездиях).
- Контурные карты для ролевой игры (двум командам, в состав которых входят различные специалисты - капитаны, астронавигаторы, исследователи двойных и переменных звезд, звездных скоплений, туманностей, галактик; описать путешествие по проложенному курсу).
Задания образуют 9 групп:
1. Работа с экваториальными координатами (определение
координат двойных звезд, туманностей,
галактик, планет).
2. Поиск объектов по координатам и визуально
(отождествление переменных звезд).
3. Работа с характеристиками объектов (границы,
конфигурация созвездий, цвет, размеры звезд).
4. Знание классификаций (определение типа
галактик).
5. Работа со справочными материалами,
компьютерными программами по астрономии.
Уточнение информации (уточнение заданных
координат и нанесение на контурную карту
переменных звезд, уточнение данных о
планетах). Поиск информации (поиск
координат двойных звезд, описание типов
туманностей, звездных скоплений).
6. Ориентация среди звезд, созвездий и
объектов (определить навигационные звезды).
7. Задания различного уровня сложности (поиск
Полярной звезды по звездам большого ковша и
ориентация среди созвездий).
8. Графические задания (по фотографии
участка рельефа планеты определить
название этого участка).
9. Для младших школьников (мозаика сезонного
неба, закрасить звезды, убрать лишние,
добавить недостающие объекты - звезды).
Из этого разделения видно, что задания имеют несколько уровней сложности: для новичков более легкие, направленные на получение знаний; для опытных старших ребят, выбрав более сложные задания, можно провести занятия по подготовке группы наблюдения слабо светящихся объектов, планет и их спутников, двойных и переменных звезд, метеоров. Это позволяет отшлифовать их навыки в поиске и наблюдении объектов на звездном небе. Кроме того, задания формировались так, чтобы в процесс их выполнения преподаватель мог включить игровые и соревновательные элементы, предложить дискуссию.
Схема разработки пакета контурных карт проста:
1. Работа с графикой. Создание пакета
контурных карт требует большого объема
работ с графикой (сами карты, схемы).
Рисовать весь этот материал руками было бы
нелепо. Поэтому я решила использовать
компьютер. Чтобы получать графические
изображения различных областей звездного
неба, я выбрала программу Skymap Pro 6. Она
позволяет моделировать различные области,
варьировать объекты, их обозначения,
задавать многие другие фильтры. Но самое
важное то, что эти изображения можно
сохранять в виде рисунков в формате BMP. При
необходимости полученные рисунки я
дообрабатывала в графическом редакторе
Photoshop 3. Например, удаляла или добавляла
отдельные звезды.
2. Работа со справочной информацией.
Материал справочного характера я брала из
программ по изучению звездного неба Skymap,
Redshift 3, каталогов, энциклопедий и
справочников.
3. Компоновка материала. Далее весь этот
материал я компоновала в текстовом
редакторе Word.
Пакет представлен в электронном варианте.
Принципы работы с пакетом контурных карт для кружковцев и школьников разного возраста:
- Пакетом может воспользоваться любой педагог, преподающий астрономию.
- В занятиях с новичками обязательно используются игровые и соревновательные элементы.
- Для педагогов, занимающихся с младшими школьниками (3-5 классы), учитывая психологию возраста, на работу с контурными картами следует отводить около 20% от времени занятия. Подобраны доступные и интересные задания (сокровища звездного неба), а виды и приемы их освоения - игровые.
- Во время занятий с ребятами среднего школьного возраста (6-9 классы), на работу с контурными картами отводится больше времени. Задания способствуют максимальному развитию самостоятельности в мышлении, освоению этапов научного творчества (постановка проблемной ситуации, исследование), а виды и приемы освоения заданий - игровые (ролевые игры), соревновательные (викторина), дискуссионные (обсуждение вариантов решения, "мозговой штурм").
- В работе со старшеклассниками (10-11 классы) занятия с контурными картами используются для специальной подготовки наблюдения редких и малоизученных астрономических явлений. Задания учитывают темы научно-практических работ, которые проводятся ребятами.
Проделав работу по созданию пакета контурных карт, я обратила внимание на то, что пакет можно дополнить заданиями по изучению классификаций звездных скоплений, туманностей, по изучению спутников планет. Следует добавить что я собираюсь дополнить электронный вариант пакета контурных карт, представив в графическом разделе самые разные варианты областей звездного неба: с координатной сеткой и без нее; с объектами глубокого космоса; с планетами; со звездами до различной звездной величины (до +6m, +8m, +12m); с границами и контурами созвездий и без них; с обозначениями (подписями) объектов и без них.
Таким образом, преподаватель по своему желанию сам может формировать или варьировать задания, а если педагог располагает возможностью работать с графическими редакторами, то в составлении заданий он ограничен лишь фантазией.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |