Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Методические рекомендации по работе с пакетом игр по астрономии
Леус Е.В.
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования
Городской Дворец детского (юношеского)
творчества.
Творческая лаборатория "Сияние".
Целью данной работы было обобщение и изложение опыта работы с созданным кружковцами пакетом астрономических игр для учащихся разного возраста, позволяющего разнообразить учебный процесс в школе, астрономическом кружке и помочь любителям астрономии.
Для того, чтобы более качественно отразить все составляющие этой работы, было составлено дерево задач: обобщить опыт работы с кружковцами на этапе создания пакета астрономических игр; обобщить опыт работы педагогов с пакетом астрономических игр; наметить перспективы данной работы.
Итогом обобщения опыта работы на первом этапе можно считать отработанную технологию создания цикла предметных игр:
Поиск и сбор информации по теме "Предметные игры": знакомство с ранее выпущенными настольными и компьютерными предметными играми; опрос в своем окружении (среди кружковцев, одноклассников, преподавателей, взрослых в семье); поиск информации в литературе, в архивах, на сайтах в Internet; деление игр на группы.
2. Творческая обработка собранного материала.
2.1. Определение концепции создания пакета предметных игр: создание не одной предметной игры, а целого пакета игр; использование игр должно помочь не только формировать, но и закреплять, и оценивать общие и узкоспециальные знания по предмету; игры должны быть красочно оформлены; заготовки для игр (задания, игровые поля и карточки) хранятся в электронном варианте, чтобы любой человек мог их распечатать для себя, скомпоновать задания по своему желанию.
2.2. Проведение "мозгового штурма": подбор идей хода игр; разделение на авторские группы.
Подбор и обработка текстового и графического материала для компоновки заготовок игр: поиск информации и графического материала в литературе, в архивах, в фотогалереях компьютерных программ по предмету, на сайтах в Internet; составление черновиков заданий и вопросов к играм; обработка фотографий и рисунков с помощью графического редактора Photoshop и редактора рисунков Microsoft Word; создание графических файлов с помощью компьютерных программ по предмету.
Компоновка заготовок игр в текстовом редакторе Microsoft Word. Распечатка игрового материала.
Проведение занятий с использованием предметных игр.
Эта технология может быть использована как для индивидуального, так и для коллективного творчества. В процессе создания игр может участвовать не только педагог или педагоги, но и обучающийся или обучающиеся. Во втором случае самое важное - создать у ребят мотивацию, соответствующий настрой для выполнения работы и четко распланировать время. И тогда, на первый взгляд, непосильная задача превращается: в инструмент формирования знаний, навыков и умений по изучаемому предмету; в инструмент формирования общих знаний и умений; в инструмент формирования и развития интеллектуальных умений; в инструмент развития творческих способностей; в инструмент развития самостоятельности в учении.
Для этих целей лучше всего подходит проблемно-поисковый метод. Например, поставить перед коллективом ребят как перед творческим коллективом Дисней-индустрии задачу разработки предметного пакета игр и вовлечь их, таким образом, в ролевую игру.
Такой подход был использован в работе с коллективом ребят творческой лаборатории "Сияние" омского городского Дворца творчества. В итоге на свет появился пакет астрономических игр, который используется на занятиях в коллективах нескольких школ и объединениях дополнительного образования.
В этот пакет входят:
Игры с маршрутами по игровым полям. Они представляют собой географические и топографические карты планет, карты звездного неба с нанесенными на них маршрутами движения (от 15 до 60 ходов) или без них. Играющие поочередно выбрасывают кубики и по количеству выпавших очков движутся по данным маршрутам, либо прокладывают маршрут другим образом. По ходу игры ребята выполняют задания: отвечают на вопросы (загадки); описывают объекты по определенным алгоритмам; по рисункам или фотографиям распознают объекты; работают с контурными картами; проводят опыты; делают зарисовки с использованием малой оптики; делают коллажи; сочиняют стихи (буриме); собирают мозаики; разыгрывают пантомимы; разыгрывают сценки по ролям; находят выход из проблемной ситуации; задают вопрос команде-сопернице; ведут поиск информации в печатных изданиях, компьютерных программах, в видеорядах.
Настольные игры. Они представляют собой игровые комплекты, прототипами для которых стали обычные настольные игры (карты, домино, лото). Игровой материал (карточки-бочонки и карточки-пустышки лото, костяшки домино, карты с контурами сезонных созвездий, карточки для игры "Подбери пару") заполнен материалом по астрономии, красочно оформлен. Игра идет, как и в обычных настольных играх.
Сценарии ролевых игр. Игровые комплекты представляют собой карточки с обозначением ролей для играющих, красочно оформленные "древние манускрипты", карты звездного неба с нанесенными на них маршрутами. Ход игры может быть как простым, когда играющие просто инсценируют легенды, так и более сложным, когда играющие должны войти в роль специалиста наблюдателя звездного неба или продемонстрировать работу слаженной команды специалистов со звездного корабля. Играя, ребята не только получают знания, оценивают свой уровень подготовки, но и развивают творческие способности, логическое мышление.
Итогом обобщения опыта работы на втором этапе можно считать создание методических рекомендаций по работе с созданным пакетом астрономических игр на основе анализа цикла занятий в школе и в кружке:
1. Методические рекомендации по использованию пакета астрономических игр. Все игры данного набора предлагают учащимся не знания в "готовом" виде, а среду, в которой их можно получить, самостоятельно рассуждая, анализируя и сравнивая различную информацию.
Использование игр помогает не только формировать, но и закреплять, и оценивать общие и узкоспециальные знания по астрономии (с учетом направлений работы нашего объединения). Это достигается благодаря использованию трех вариантов заготовок для каждой игры. Первый вариант содержит необходимые подписи, описания, пояснения и краткие теоретические справки. Третий вариант - немой. Второй вариант - комбинированный (50/50). Этот пакет игр можно использовать и как часть подготовки опытных наблюдателей объектов звездного неба, нестационарных явлений на Луне, метеорных потоков, команды по поиску метеоритов и сбору информации о болидах.
Заготовки для игр (задания, игровые поля и карточки) хранятся в электронном варианте. Поэтому любой человек может их распечатать для себя, скомпоновать задания по своему желанию, либо совсем изменить их. Стоит добавить, что игры красочно оформлены, а фотографии объектов звездного неба на рубашках карт, карточек лото можно использовать для знакомства с их названиями.
Наш опыт организации досуга показал, что ролевые игры являются не только обучающими, но и с успехом могут быть использованы в качестве зрелищных мини-спектаклей в играх КВН, астрономических праздниках. А настольные игры, такие как лото, домино, карты, могут скрасить минуты ожидания в поездках и экспедициях.
Приведенные в описаниях игр возрастные границы играющих условны. Для среднего школьного возраста педагог может на свое усмотрение выбрать игру, рассчитанную на старший школьный возраст, но при этом остановиться на варианте, содержащем необходимые подписи, описания, пояснения и краткие теоретические справки. Количество игроков, указанное в описании игр, тоже может быть изменено.
2. Методическая сетка для профессиональной работы педагога с пакетом астрономических игр, построена по принципу выбора игр для решения основных образовательных задач в ходе обучения. Таковыми являются: формирование знаний, навыков и умений по изучаемому предмету; формирование общих ученических знаний и умений (коммуникативных, познавательных, интеллектуальных и организационных умений, самостоятельности в учении и самоконтроля своей деятельности); формирование нравственности; развитие творческих способностей; развитие памяти, речи, воли, эмоций и другое. И хотя темп обучения с помощью игр медленный, есть моменты, которые компенсируют этот недостаток: мотивация учения в данном случае высока; имеющиеся различные варианты игр и возможность изменить или скомпоновать задания по своему усмотрению делают предложенный пакет игр многовариативным по содержанию учебного материала; а формы организации познавательной деятельности обучающихся, как уже было отмечено выше, тоже могут быть разнообразными для одной и той же игры (командная, индивидуальная или коллективная).
3. Методическая сетка (таблица), составленная творческим коллективом ребят, помогла определить универсальный вариант игр. В соответствие с ней педагог или любой играющий может выбрать из пакета игр ту, которая необходима на данном этапе. Вариант игры, в котором часть информации дана, но есть и "немой" материал, самый универсальный.
Намеченные перспективы данной работы: распространение пакета астрономических игр в среде педагогов, любителей астрономии; пополнение пакета новыми играми, расширяя банк игровых идей за счет предложений коллег и заинтересованных лиц; создание пакета компьютерных астрономических игр с использованием наработанных идей.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |