На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 61. Галактика и звёздные системы.

Сведения о Галактике и местной системе галактик очень существенны и дают основу для представления о бесконечности вселенной. Изложение надо начать с рассмотрения распределения звёзд на небе относительно млечного Пути и привести табличные данные, показывающие концентрацию слабых звёзд к плоскости Млечного Пути. Эта таблица даст возможность показать учащимся существование закономерности в распределении звёзд в пространстве. Когда этот факт установлен, можно перейти к предположению, что закономерность эта обусловлена общей формой галактики, подобной форме сильно сплюснутого шара. Пояснение правильности такого воззрения учитель может сделать, изобразив на доске эллипсоид в разрезе и проведя из точки внутри него (но не из центра) пучок прямых по разным направлениям. Из этого чертежа учащиеся убеждаются, что если даже плотность распределения звёзд всюду одинакова, то длины отрезков, проведённых внутри эллипсоида, соответствуют получаемой из наблюдений видимой плотности звёзд. Таким образом, устанавливается понятие о пространственной форме нашей звёздной системы, в которой Млечный Путь определяет экваториальную плоскость. Полезно это пояснить наглядно при помощи двух часовых стёкол, сложенных краями.

Если учитель не имеет в своём распоряжении таких стёкол, то можно сделать модель формы Галактики из глины или проволочного каркаса, обёрнутого ватой1.

Когда учащиеся восприняли представление о Млечном Пути как об экваториальном сечении Галактики, можно перейти к разбору строения Галактики. Надо прежде всего установить, что небесные объекты, концентрирующиеся к плоскости Млечного Пути, должны принадлежать к нашей звёздной системе, а не концентрирующиеся - находятся вне её. Во избежание путаницы в терминологии следует установить и объяснить два термина - "Галактика" как звёздная система, и "галактический экватор" как средняя линия Млечного Пути.

Показав на картинах и кратко описав основные образования, видимые на звёздном небе - светлые и тёмные туманности, звёздные скопления, спиральные туманности (о других внегалактических объектах лучше не говорить, чтобы не загромождать память учащихся), - учитель уже может выделить из них принадлежащие и не принадлежащие Галактике.

Затем, показав разветвления Млечного Пути на картинках и спиральные туманности в различных ракурсах, можно рассказать, что дало основания астрономам считать нашу Галактику спиральной туманностью, указав её размеры, положение в ней Солнца и наличие поглощения света. В этой части изложения значительную помощь восприятию учащихся окажет демонстрирование описанной выше модели Галактики. Полезно также заготовить чертёж или диапозитив Галактики по работе Б.В. Кукаркина. В заключение следует упомянуть о действии закона тяготения в Галактике и о вычислении орбиты Солнца в ней, которое П.П. Паренаго провёл иным путём, чем это делается в солнечной системе (так как каждая звезда тяготеет не только к центру, но и ко всей массе звёзд системы). Следует также сказать о диффузной материи, рассеянной в Галактике, и о её возможном происхождении по работам Б.А. Воронцова-Вельяминова и других астрономов. Всё это приблизит изложение к современным представлениям о Галактике.

Краткое описание скоплений галактик и расстояний до них даёт учащимся представление о том, до каких пределов нам известна вселенная в настоящее время. Именно эту оговорку "в настоящее время" и следует подчеркнуть в изложении и дать понять, что успехи в строительстве новых более мощных телескопов всё время дают возможность наблюдать всё новые и новые светила, так что "конца" вселенной не обнаруживается, да и не может быть.

При описании звёздных систем надо напомнить, что наша Галактика по исследованиям не является однородной, а состоит из взаимно проникающих сферической и плоской составляющих. При этом составляющие разнятся между собой природой их звёздного состава. Другие звёздные системы далеко не все похожи на нашу. Есть совершенно неправильные, есть эллиптические, есть подобные нашей - спиральные, состоящие из сферической и плоской составляющих. Эти описания надо дать, использовав таблицы по астрономии, показав на них или же на диапозитивах основные типы. При этом следует дополнить показывание картин указанием, что внутри каждого типа имеются различия как в степени сплюснутости (эллиптические), так и в развитии ветвей (спиральные). Указания на это разнообразие важно в том отношении, что даёт представление учащимся о возможной, пока ещё исследуемой, эволюции звёздных систем.

В настоящее время происходит пересмотр и уточнение расстояний, определяемых по светимостям цефеид. По исследованиям П.П. Паренаго, расстояние до туманности (звёздной системы) Андромеды надо считать не 680 000 светолет, а 1 000 000. Следовательно, и расстояния до других галактик надо увеличить в том же отношении (I, 47).

Полезно показать модель ближайшей части вселенной.

1 Подобная модель снята в кинофильме "Вселенная", научным консультантом которого был С.В. Орлов.

<< Предыдущая