На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 32. Звёздные атласы и астрономический зонт.

При астрономических наблюдениях нужны звёздные атласы. Наилучшим из них для школы является "Звёздный атлас" А. А. Михайлова, состоящий из четырёх карт звёздного неба до 400 южного склонения, содержащий все звёзды до 5,5 величины, изданный Московским обществом любителей астрономии. При наблюдениях в астрономическую трубу очень полезен будет более подробный "Звёздный атлас" А. А. Михайлова, содержащий звёзды до 8,25 величины.

Удобен "Карманный звёздный атлас" Г. Г. Ленгауэра. Он издан специально для средней школы, и ввиду его дешевизны следует закупить для школы столько экземпляров, чтобы каждому ученику можно было выдавать его на весь учебный год. Атлас этот будет полезен и для практических занятий.

В "Таблицах по астрономии", издаваемых Учпедгизом под редакцией проф. П.И. Попова, имеется пять комплектов звёздных карт, составленных Л.В. Кандауровьм для индивидуальной работы учащихся. Карты каждого комплекта полезно сшить так, чтобы они образовали звёздный атлас. На картах греческие буквы можно проставить чёрной тушью на синем фоне карты.

Большую подвижную звёздную карту необходимо изготовить и иметь в каждом астрономическом кабинете.

Рис. 30. Астрономический зонт:
изнутри и снаружи.
Рис. 31. Применение астрономи-
ческого зонта при наблюдениях

Для первоначального знакомства с созвездиями, а также для демонстраций полезно использовать зонт с нашитыми на нём изображениями ярких звёзд, образующих характерные фигуры созвездий (рис. 30). Такой зонт был сконструирован и описан в печати М.Е. Набоковым в 1923 г. Позже в некоторых немецких и английских журналах звёздный зонт был описан другими авторами1. Звёздный зонт установлен на полярном указателе астрономической площадки Московского и Сталинградского планетариев (рис. 31). Опыт использования этого простого приспособления как большой складной звёздной карты показывает, что зонт действительно может быть с пользой применён при обучении основам астрономии.

Приводим здесь описание устройства и установки зонта. Поверхность зонта - часть сферы и расположена симметрично относительно ручки зонта. Поэтому центр поверхности зонта всегда находится внутри ручки. На поверхности зонта, в сущности, надо изображать только те созвездия, которые соответствуют этой части сферы, считая, что ось мира изображается ручкой зонта. Однако нет необходимости придерживаться такой скрупулёзной точности, так как глаз наблюдающего не всегда находится в геометрическом центре сферы. Практически на поверхности зонта можно отмечать звёзды от полюса до +30њ склонения.

Чтобы на зонте возможно было изобразить большую область неба, надо выбирать зонт с большей и притом по возможности одинаковой кривизной во всех местах.

Для того чтобы наметить изображение звёзд на поверхности зонта, надо наметить сетку координат: a через 3 часа и d через 10њ. Для этого измеряется дуга зонта от полюса до края зонта и делится на число десятиградусных промежутков между параллелями (если крайнее d=+30њ, то таких промежутков будет шесть). Затем, взяв бечёвку с петлей на конце и закрепив в ней на надлежащем расстоянии кусок мела, последовательно прочерчивают параллели.

Когда проведена самая отдалённая от полюса параллель ею надо воспользоваться для проведения кругов склонения. Нет необходимости проводить на зонте 24 круга склонения, достаточно наметить их для 0 часов, 3 часов, 6 часов и т. д. прямого восхождения. В этом случае поверхность зонта окажется разделённой на 8 секторов. Чтобы наметить эти деления, измерим гибкой сантиметровой лентой длину самой отдалённой от полюса параллели и разделим полученное в результате измерения число на 8. Начав с любой точки этой параллели, отмерим последовательно на ней все деления, отметим их мелом, и, натянув бечёвку, зацепленную за конец ручки так, чтобы она проходила через отметку, намечаем мелом круги склонения.

Иногда зонты делаются состоящими из 8 секторов. Если зонт таков, то никаких измерений и не надо делать; просто надо воспользоваться линиями прутьев.

Нанесённые мелом деления надо закрепить, прошив их ниткой, и притом так, чтобы эти линии были снаружи и внутри поверхности зонта. Нитку лучше всего применить не тонкую и притом не белую, а красную. Если нет толстой вышивальной нитки, то тонкой ниткой следует прошить две линии рядом. Это делается для того, чтобы вечером можно было ясно видеть линии. Красный цвет нитки удобнее белого, потому что к красному глаз менее чувствителен и проведённые линии не будут смешиваться с другими значками, которые мы будем вышивать белыми нитками. Около параллелей и кругов склонений (по краю зонта) надо вышить и соответствующие им числа (80њ, 70њ и т. д.; 1 ч., 2 ч., 3 ч., и т. д.) тоже красной ниткой. Теперь зонт, имея на себе размеченную сетку координат, готов для нанесения на нём звёзд и созвездий.

На поверхности зонта изображения звёзд должны соответствовать не только их взаимному расположению на небе, но и их видимому блеску. Сначала надо наметить положение звёзд точками - по какому-либо каталогу или скопировать со звёздного атласа; около каждой точки мелом же написать блеск звезды в звёздных величинах. После того как такая разметка будет полностью выполнена, самые звёзды нужно будет вышить нитками.

Нет необходимости изображать все звёзды, видимые невооружённым глазом; вполне достаточно расставить главные звёзды каждого созвездия, образующие легко запоминаемую фигуру. Для наглядности звёзды следует вышивать на зонте с тем большим числом лучей, что ярче звезда.

Названий созвездий вышивать не следует, так как при пользовании зонтом как учебным пособием иногда бывает нужно придать ему характер немой карты. Практичнее изготовить бумажки (или даже кусочки материи) с соответствующими надписями и прикалывать их булавками к внутренней поверхности зонта.

Рис.32 Установка для
астрономического зонта
(привинчивается к фото-
графическому штативу

Применение зонта при первоначальном знакомстве с небом требует освещения его изнутри и установки его стержня по направлению оси мира. Для освещения надо завести карманный электрический фонарь или обыкновенный фонарь (со свечой или масляный), но закрыть его так, чтобы он светил лишь в сторону внутренней поверхности зонта. При возможности окрасить линии и изображения звёзд на внутренней поверхности зонта светящейся краской постоянного действия не будет необходимости в его освещении изнутри.

Выше уже было сказано об установке астрозонта на площадке. Этот зонт можно применять и на уроке в классе для всякого рода объяснений, в частности показа расположения небесной сферы на разных широтах.

Для таких демонстраций лучше сделать деревянный штатив с переменным наклоном и прикреплённым к нему кругом с делениями (рис. 32). В нижней части в качестве противовеса, как в штативе для бинокля, коробка для батарейки, питающей лампочку для освещения внутренней поверхности зонта.

Советскими авторами (М. Е. Набоковым и Р. И. Цветовым) изображение звёзд предложено делать на белом зонте, закрашивая фон неба чёрной краской. В этом случае изображения звёзд видны на просвет, если зонт освещать снаружи.

1Это пособие в простейшем виде было описано в 1917 г. К. Фламмарионом в журнале "L'Astronomie", нерегулярно получавшемся в то время у нас. Конструирование автором и разработка методики применения в 1923 г. было сделано независимо, и только в 1953 г. автору стало известно описание К. Фламмариона. Независимость конструкции автора подтверждается соответствующим авторским удостоверением на усовершенствование при участии Р. И. Цветова.

<< Предыдущая