На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 27. Примерный план преподавания астрономии, составленный по окончании предыдущего учебного года. Подвести итоги прошлогодней работы, отметить для себя достоинство и недостатки этой работы, отсутствие или недостатки использованных учебных пособий, - всё это надо записать пока свежо в памяти. Составить список необходимого на будущий учебный год оборудования и представить его директору школы.

С 20 августа по 1 сентября пересмотреть записи итогов предыдущего года и наметить, что из опыта предыдущего года надо использовать в предстоящем. Приобрести всё, что возможно, для оборудования учебного процесса. Подготовить материал для самодельных учебных пособий, сделать некоторые из них, отметить, что именно можно выполнить при участии школьников в течение года. Проверить инвентарь учебных пособий по астрономии, сделать необходимые починки или изменения. Проверить и оборудование класса, где будут вестись занятия (проекционный фонарь, экран, затемнение, настольная лампа, астрономический календарь). Проверить астрономическую площадку для школьных наблюдений. Если её ещё не было в предыдущем учебном году, найти для наблюдений наиболее выгодное место и максимально оборудовать его. Освежить в памяти сведения по современной астрономии, используя для этого новую астрономическую литературу. Сделать для себя записи и выписки того, что следовало бы учесть при изложении учебного материала на уроках. Составить план работы на год. Выбрать такой день в расписании, чтобы на него по возможности не приходились нерабочие дни.

Если в городе имеется планетарий, наметить дни посещения его с таким расчётом, чтобы учащиеся получали фактический материал до соответствующего урока. Если в городе есть астрономическая обсерватория, наметить возможный день экскурсии в неё, провести переговоры с администрацией её. Просмотреть астрономический календарь и заметить даты особых астрономических явлений (главным образом затмений), чтобы провести заранее подготовку к наблюдению их.

Первое школьное наблюдение (желательно до первого урока).

П. Проверить инструменты и пособия. Если есть телескоп, то установить правильно искатель при нём. Подготовить возможность освещения для записей. Днём в классе показать учащимся, как надо смотреть в телескоп (установка окуляра по глазу), как пользоваться микрометрическими винтами, указать размеры поля зрения. По астрономическому календарю рассчитать время наступления темноты и назначить приход учащихся несколько ранее конца астрономических сумерек. Если стоит устойчивая ясная погода, то назначить ближайший вечер. Выбрать двух помощников из учащихся и им подробно показать управление телескопом (или биноклями). Если вечера прохладные, то предупредить учащихся, чтобы они соответственно оделись. Всё это возможно сделать не на уроке, а после уроков - в первый же день учебного года. Если погода пасмурная, то в случае прояснения организовать через помощников оповещение о дне и часе прихода на наблюдения.

Об. Астрономический зонт на подставке, освещение его. Мелом надписать названия созвездий. Астрономическая труба на штативе или бинокли.

Т. Изучение околополярных созвездий и метода нахождения других созвездий по мысленным линиям, идущим от околополярных. Обнаружение суточного вращения светил. Ознакомление с разнообразием блеска и цветов звёзд. Ознакомление с видом поверхности Луны, с Юпитером и его спутниками. (Если они не видны, то с какими-либо другими объектами солнечной системы или звёздного мира.)

С. 1) Во время сумерек предложить запомнить положение относительно горизонта трёх ярких звёзд (на востоке, на юге и на западе).
2) При помощи зонта обучить нахождению созвездий: Малой Медведицы (по Большой Медведице), Кассиопеи, Цефея, головы Дракона. Показать на зонте линии для нахождения этих созвездий. Обучить нахождению созвездий Лебедя, Орла, Лиры, Возничего, Волопаса.
3) Обратить внимание на различие блеска и цветности звёзд Веги (0,11 зв. вел., АО), Арктура (0,24 зв. вел., КО), Денеба (1,33 зв. вел., А2), Капеллы (0,21 зв. вел., СО), Антареса (1,22 зв. вел., М1). Кратко сказать, что цвет связан с температурой, в круглых числах, указав, каковы они для Веги ( » 12 000њ), Арктура (5000њ), Антареса (3000њ).
4) В конце наблюдений обратить внимание учащихся на положение относительно горизонта трёх наблюдавшихся ранее звёзд и сделать вывод о их перемещении.
5) Показать в трубу планету или Луну (что можно). Примечание. Если класс многолюден, удобно разделить его на две части. Всем сразу показать № 1. Одной части показать № 5 (помощники), другой № 2 и 3. Затем поменять их местами. В конце со всеми № 4.

3. Зарисовка фигур созвездий. Перевести учащихся в другое место и после этого найти Полярную, направление север - юг, главные созвездия.

1-й урок

Т. Понятие о содержании, методе астрономии и её мировоззренческом значении.

Об. Картины главных небесных объектов. Модель размера Солнца и Земли и расстояния между ними.

С. Краткое описание вселенной (с использованием первого наблюдения, если оно проведено ранее). Астрономия как наука об изменениях, взаимодействии и развитии небесных тел. Основной метод астрономии - наблюдения. Возникновение астрономии в древности из практики, развитие в связи с практикой и другими науками. Указание, что полное разъяснение этого будет в курсе. Изложить сжато по картинкам и моделям. Разъяснить выполнение самостоятельного наблюдения.

Д. 3. Зарисовать положения созвездий северной и южной половин небосвода в начале вечера и через 2 часа.

2-й урок

Т. Созвездия. Понятие небосвода и небесной сферы и суточного вращения её в связи с вращением Земли.

Оп. Астрономия, её методы. Околополярные созвездия.

Об. Колба с водой. Астрономический зонт. Географический глобус и модели горизонта к нему. Карта околополярных созвездий.

С. Исходя от наблюдений объяснить основные понятия. Небесную сферу объяснить как удобное и необходимое понятие, исходя из соответствия дуг углам. С помощью колбы показать суточное вращение и сейчас же, применив географический глобус и астрономический зонт с моделями, объяснить вращение небесной сферы вращением Земли. Сопоставив видимое движение Солнца днём и движение звёзд ночью, установить единство этих движений. Показать, как надо выполнять рисунок небосвода и небесной сферы.

3. Пользуясь астрономическим зонтом, проверить и закрепить знание созвездий.

Примечание. Если по условиям погоды наблюдения не были выполнены, надо начать с демонстрации астрономического зонта и ознакомления с созвездиями.

3-й урок

Т. Понятие оси мира, полюсов в связи с вращением Земли. Ознакомление с элементами астрономической ориентировки.

Оп. Спросить определение основных понятий и после ответа требовать показа на моделях (географический глобус, астрономический зонт и небесный экватор).

Об. Колба или чёрный глобус. Астрономический зонт. Географический глобус. Модель небосвода.

С. Высота или зенитное расстояние. Напомнить географические координаты. Ввести понятие оси мира и экватора, показывая модели на географическом глобусе. Так же ввести понятие небесного меридиана. Окончательно разъяснить способ отыскания Полярной, точки севера и трёх других точек. Показать, как на рисунке небосвода и небесной сфере изображать ось мира, экватор и плоскость меридиана.

3. Наметить в классе воображаемую Полярную, показать движением рук направление оси мира, плоскости меридиана, плоскости экватора, провести мелом на полу направление (при таком расположении) полуденной линии.

В ближайший ясный день отмечать конец тени гномона. Когда это будет сделано, собрав класс, провести полуденную линию.

4-й урок

Т. Дать понятие о небесных экваториальных координатах с точки зрения построения и пользования звёздными картами.

Оп. Основные определения с показом их на географическом глобусе.

Об. Звёздная карта (круглая). Колба. Чёрный глобус. Астрономический зонт.

С. Объяснить экваториальные координаты по аналогии с географическими и при этом начать не с чертежей, а с моделей (колба, астрономический зонт, чёрный глобус). Начать со склонения, показав его на астрономическом зонте, потом на колбе, и, наконец, на чёрном глобусе. После объяснения понятия прямого восхождения сейчас же показать на звёздной карте отсчёты a и d .

3. Дать всем учащимся в классе работу по отсчёту a и d на карте в учебнике одной из известных им звёзд. Пройдя по рядам, проследить возникающие у учащихся трудности, помочь (обычно затрудняются в отсчётах на глаз промежутка между параллелями и в направлении отсчёта a ) и затем для всего класса дать дополнительные объяснения по возникавшим трудностям. Дать вторую работу, взяв a и d из астрономического календаря планеты, видимой в это время или несколько позже.

Д. 3. Дать работу по нанесению на звёздной карте положений одной и той же планеты на три предстоящих месяца (по одной точке на каждый месяц) по астрономическому школьному календарю.

Наблюдать фазы Луны и её положение на небе. Убедиться собственными наблюдениями в передвижении планеты.

5-й урок

Т. Связь широты места и расположения небесной сферы с высотой полюса.

Оп. Экваториальные координаты. Задача нахождения на карте планеты по a и d. Проверить умение показа основных направлений.

Об. Географический глобус. Картонная модель небосвода. Эклиметр (высотомер). Колба и астрономический зонт.

С. Начать с показа модели небосвода на географическом глобусе, ставя её на полюс, среднюю широту и экватор, на чертеже вывести hS=j . При помощи колбы и астрозонта показать видимость небесной сферы на разных широтах.

На звёздной карте определить границы видимости небесной сферы для какой-либо широты и d зенитной параллели.

Д. 3. Измерение высоты Полярной эклиметром.

Сделать из картона небольшую модель небосвода.

Модель основных плоскостей (стр. 102 и 150) здесь для краткости названа модель небосвода.

<< Предыдущая