На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 26. О прохождении курса астрономии в 34 часа.

На курс астрономии при часе в неделю приходится 34 часа, из которых фактически приходится вычесть часы, приходящиеся на праздничные дни и на учёт успеваемости. Эти потери уроков можно сократить, если при составлении расписания, взяв табель-календарь, учесть календарное расположение уроков.

Конечно, прохождение курса астрономии за 34 часа представляет известные трудности. Учитель должен строго планировать материал и следовать составленному плану, не допуская потери времени. Следует, однако, обратить внимание и на ряд обстоятельств, облегчающих преподавание астрономии в школе. Важнейшим из таких обстоятельств является то, что уроки астрономии в большинстве случаев поручаются учителю физики. Это даёт возможность несколько маневрировать во времени, заменяя иногда, когда это вызывается необходимостью, уроки одного предмета другими, не изменяя при этом ни в коем случае общего числа часов, отводимых на каждый предмет. Другим преимуществом преподавания астрономии учителем физики является возможность связывать её изложение с содержанием курса физики. В особенности это относится к астрофизической части, изучение которой тесно связано с изучением физики, хотя несколько и расходится с ним по времени. Большое значение имеет также то, что учитель физики, приступив к преподаванию астрономии в Х классе, не тратит времени на знакомство с классом. Наконец, учитель физики обладает необходимыми навыками и умениями в постановке демонстраций, обращении с физическими (в частности, с оптическими) приборами, что также весьма существенно для правильной постановки преподавания астрономии. Учителя физики в педагогических институтах изучают астрономию и краткий курс её методики.

Задача планирования курса в предоставленное время сводится к тому, чтобы найти способ на каждом уроке изложить определённую часть программы, закрепить изложенный материал и проверить знание пройденного на предыдущих уроках. Для выполнения этих задач необходимо очень чётко вести урок, не допуская никакого отклонения от намеченного плана, ни малейшей потери времени.

В практике работы учителей, однако нередко бывают причины лишней траты времени. Одна из них заключается в неверном истолковании учителями первой части программы - элементов сферической астрономии, которая считается самой трудной из всех частей программы. Однако трудоёмкость её отчасти обусловлена неправильным отношением к ней самих учителей, часто придающих ей формальный характер, без нужды математизируя её, вводя и то, что не является необходимым. Следует твердо помнить, что первая часть, по содержанию представляющая элементы сферической астрономии, имеет целью помочь учащимся овладеть методами ориентировки, умением сознательно пользоваться звёздной картой и получить понятие о способах и некоторых инструментах, обеспечивающих практические применения астрономии. Следовательно, все детали этой части программы не имеют самодовлеющего значения и поэтому должны излагаться не формально, а в связи с основными задачами, с объяснением происхождения понятия, без ненужных дополнений.

В настоящей книге описаны и методы изложения некоторых понятий, необязательных для курса общеобразовательной средней школы. Это сделано потому, что в средних школах специального типа (например, суворовских и нахимовских училищах) такие понятия необходимы. Учитель из этого общего описания может выделить то, что нужно в той школе, где он преподаёт.

Излишнюю затрату времени вызывает незнакомство учащихся с небесными явлениями. Хорошо известно из практики преподавания, что элементарные наблюдения учащихся значительно сокращают время изложения на уроке, но, к сожалению, не все учителя придают этому надлежащее значение.

Другое обстоятельство, затрудняющее обучение, заключается в том, что не все школьники умеют в учебнике выделить самое основное, что нужно запомнить и твердо знать. Поэтому, готовясь к уроку и видя в учебнике много страниц, охватывающих урок, они лишь прочитывают эти страницы, но не закрепляют основное, а учитель, спрашивая урок, приходит в уныние от того, что учащиеся не восприняли преподаваемого. Следовательно, надо помочь учащимся разобраться в учебнике, найти в нём основное.

Таковы главные обстоятельства, вызывающие большую трату времени. Значит, первую часть (сферическую астрономию) надо и излагать, и требовать от учащихся не в отвлечённой, а в наглядной, близкой к практике форме. Рассмотрим в качестве примера два способа изложения вопроса об экваториальных координатах.

1) Учитель на доске чертит небесную сферу, проводит на ней линии параллелей и склонений. Даёт определения склонения и прямого восхождения. Приводит числовые примеры a и d каких-либо звёзд. После этого для закрепления вызывает одного из учеников и предлагает ему сделать подобный же чертёж и дать определение.

2) Учитель говорит, что на небесной сфере можно отмечать положение любого светила таким же способом координат, как и на поверхности Земли. Указывает, что для этого есть основания, так как на небесной сфере имеются полюсы вращения. На колбе или чёрном глобусе наносит линии параллелей и склонений. Показывает их на внутренней поверхности астрономического зонта и на звёздной карте. Даёт учащимся для закрепления тут же в классе по звёздной карте в учебнике сделать отсчёт a и d какой-либо звезды и, следя за выполнением, помогает им исправлять ошибки. После этого даётся обратная задача - нахождение планеты по её a и d .

В первом случае учащиеся получают лишь математическое определение, которое ими нелегко воспринимается вследствие слабости пространственных представлений, и не знакомятся тут же с применением определения. Во втором случае учитель идёт прямо к цели и, в сущности, используя уже известные понятия и наглядные представления, ведёт учащихся к умению пользоваться звёздной картой. Следовательно, для достижения наилучших результатов нужно:
1) В самом начале обучения астрономии тщательно и обдуманно поставить астрономические наблюдения, и тогда затрата времени на изложение будет меньшей. Эти наблюдения не нужно направлять главным образом в сторону сферической астрономии (высоты, азимуты и т. п.), а следует использовать по преимуществу для общего знакомства со звёздным небом. Наблюдения-демонстрации небесных светил надо стараться проводить так, чтобы они предшествовали прохождению соответствующей астрофизической части курса.
2) Не придавать самодовлеющего значения сферической астрономии и преподавать элементы её не формально, не отвлечённо, а наглядно, обосновывая наблюдаемое движение небесных тел вращением Земли.
3) Готовясь к уроку, заранее тщательно обдумать, какие определения и положения надо в логической последовательности выделить и чётко сформулировать. Внимательно прочитать учебник, чтобы дать указания учащимся по подготовке урока.

Если учитель ведёт урок чётко, прочитывает основное положение, после этого хорошо, сжато излагает его доказательство или пояснение, то ученики хорошо усваивают сущность. Опыт показывает, что диктовать эти положения нерационально, так как учащиеся пишут медленно. Лучше давать классу необходимый материал в написанном виде (учащиеся переписывают его затем друг у друга при домашней работе). При опросе каждый учащийся должен представить учителю свою тетрадку. Трёхлетний опыт проведения этого метода по всему курсу показывает, что изложение учителя делается более чётко, учащиеся получают облегчение и одновременно научаются разбираться в учебнике; в результате учитель успевает изложить больше материала.

4) В астрофизической части курса не только следует говорить о мировоззренческом значении излагаемого, но самим подбором фактов и систематичностью изложения подводить учащихся к нужным выводам и чётко, ясно их формулировать.
5) Неуклонно знакомиться с новыми достижениями астрономии, особенно советской, с тем чтобы самому всегда знать больше, чем сказано в учебнике, используя на уроке в случае надобности лишь самое важное.
6) Строго планировать курс, учитывать текущий опыт своего преподавания, самокритично относиться к нему.

Выполнение этих советов, конечно, требует внимательного и постоянного труда.

В § 27 приведено начало плана преподавания одного из учителей астрономии - не как образец или рецепт, а как один из примеров.

Каждый учитель сможет внести в него исправления и изменения и продолжить его на весь курс до конца.

В этом плане применены следующие сокращённые обозначения: Д. 3. - домашнее задание, 3. - закрепление, Об. - оборудование учебного процесса, Т. - тема урока, Оп. - опрос, П. - подготовка, С. - содержание нового материала и методика. (В плане не указывается естественное домашнее задание параграфов по учебнику.)

<< Предыдущая