На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Глава вторая

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В СОВЕТСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Логика природы есть самая доступная для детей
 логика - наглядная и неопровержимая.
К.Д. Ушинский

§ 6. Общие принципы преподавания астрономии. Методика преподавания астрономии в советской средней школе должна быть построена так, чтобы воспитать диалектико-материалистически мыслящего человека, имеющего широкое общее представление о вселенной, направленное против фидеизма и догматизма, способного по своим знаниям и умениям быть сознательным, целеустремлённым деятелем в строительстве коммунизма. При преподавании астрономии надо стремиться излагать достижения науки во взаимосвязи теории и практики, историческом развитии взглядов на вселенную, не допуская догматизма, разъяснять на основе фактов, методов исследования, законов природы бесконечность и вечность вселенной, происхождение и развитие небесных тел. Одновременно в связи с этим следует приучать учащихся к наблюдательности и основным практическим применениям астрономии, знакомство с которыми должно проходить в курсе общеобразовательной школы.

При этом, как и всякая методика, методика астрономии должна выбирать из всего педагогического опыта преподавания астрономии те методы, которые могут успешно привести к основной задаче советской школы - учитывать современное состояние науки, возраст и общую подготовку учащихся. Поэтому методика астрономии у нас не представляет собой сборника застывших "окончательных" методов - рецептуры преподавания, она должна непрерывно совершенствоваться, следуя основным принципам коммунистического воспитания.

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза постановил, в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условии для свободного выбора профессий, приступить к осуществлению политехнического технического обучения в средней школе. Астрономия, как известно, имеет вполне определённое и немаловажное практическое значение для составления географических карт, трассировки каналов, разведки полезных ископаемых, морской и воздушной навигации, службы времени и др. Поэтому в преподавании астрономии следует во всех частях курса проводить мысль о взаимной связи теории и практики и в меру понимания знакомить учащихся с принципами современной практической астрономии.

При этом нужно разъяснять учащимся не только применение теории к практике, но и их взаимосвязь, показывает те случаи, когда практика способствует выработке новой теории или видоизменению ранее применявшихся практических приёмов.

Понимание взаимосвязи теории и практики есть необходимый элемент марксистского мировоззрения. Поэтому эта связь должна пронизывать курс астрономии на всём его протяжении. На каждом уроке учитель, разъясняя какие-либо основные понятия, должен тут же показывать и примеры их практического приложения.

В результате изучения школьного курса астрономии учащиеся должны усвоить основы астрономии как науки: законы движения и развития небесных тел, методы астрономии и её практические применения в социалистическом строительстве, а также приобрести практические навыки и умения в ориентировке по небесным светилам, познакомиться с некоторыми способами наблюдений для определения широты и долготы и т. п. Нельзя при этом ограничиваться указанием лишь на простейшие и уже устаревшие методы, следует давать представление и о современных методах и инструментах.

Изучение основ астрономии должно воспитывать основы диалектико-материалистического мировоззрения, свободного от фидеизма и идеализма. Учащиеся должны отчётливо сознавать ложность всякого рода измышлений о "начале" или "конечности" мира, о его непознаваемости и т. п. Понимание сущности астрономии во многих случаях оказывается более глубоким, если учащиеся видят, как накапливание новых фактов приводит к изменению взглядов. Следовательно, изложение основ астрономии необходимо должно содержать элементы истории.

<< Предыдущая