Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 2. Обучение основам астрономии при Петре I. Деятельность Л. Ф. Магницкого.

В Московском государстве до времени царя Алексея Михайловича обучение астрономии, удовлетворяя практическим потребностям, в том числе построению карты растущего государства, не имело систематического характера, но в очень элементарном виде, несомненно, входило в круг обучения.

В период царствования Алексея Михайловича были предприняты робкие шаги по ознакомлению русских с основами астрономии. Более решительные меры в этом направлении осуществил Пётр I. Проводя реформу России, Пётр I принимал меры к подготовке как широко образованных, так и специально обученных людей.

14 января (25 января н. ст.) 1701 г. Пётр I учредил школу "Математических и навигацких хитростно искусств учения", и эту дату надо считать началом узаконенного систематического обучения астрономии в русской школе. 23 июня 1701 г. особым указом Пётр I распорядился поместить школу в "Сретенской" ("Сухаревой") башне. Навигацкая школа была расположена в верхнем (третьем) этаже основного здания, над которым находилась галерея для наблюдений; для наблюдений же служила и сама башня (рис. 1 и 2).

Рис 1. Сухарева башня в
Москве в начале XIX в.
(по экспонату Музея
истории и реконструкции
Москвы).
. Рис. 2. Разрез Сухаревой башни
(реконструкция). (По материалам
Музея Академии архитектуры.)
Я.В. Брюс.
(1670-1735)

Это была первая в России учебная астрономическая обсерватория, в которой проводил свои научные наблюдения близкий сподвижник Петра - Я. В. Брюс. Для практических занятий по астрономии имелись инструменты, вполне отвечавшие целям научной и педагогической работы: телескопы, секторы, квадранты, приборы для определения времени по звёздам Большой и Малой Медведиц, большой звёздный глобус, сделанный для царя Алексея Михайловича. Эти инструменты частью выписывались из-за границы, частью же изготовлялись в специальной мастерской при школе русскими мастерами. Навигацкая школа выпускала не только моряков - часть кончивших школу назначалась учителями "цифирных" школ. В 1715 г. морские (старшие) классы были переведены в Петербург и получили название "Морская академия", а младшие ещё оставались в Москве. В постановке преподавания основ астрономии в России огромное значение имела деятельность замечательного русского учителя Л.Ф. Магницкого.

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739)1 получил образование в Славяно-греко-латинской академии и, имея склонность к математическим наукам, изучил по имевшимся в то время книгам математику и астрономию. Он ознакомился с книгами, излагавшими гелиоцентрическую систему мира, и с результатами современных ему астрономических исследований. Магницкий видел необходимость создания русского, понятного школьникам учебника, к составлению которого он приступил в 1694 г. и закончил его в 1700 г.

Рис. 3. Страница из книги
Л. Ф. Магницкого
"Арифметика" (1703 г.).

Магницкий, как видно из титульного листа, "ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста людей" составил учебник, в который были включены не только арифметика, начала алгебры и геометрии, но и основы практической астрономии. Магницкий был автором первого русского учебника астрономии и с законным основанием в предисловии к своей книге написал, что в ней "разум весь собрал и чин Природной русской, а не немчин"2. Учебник Л. Ф. Магницкого вышел из печати 11 января 1703 г. под заглавием "Арифметика, сиречь наука числительная".

Изложение астрономии начинается в предисловии ко второй части ("второй книге") определением содержания предмета астрономии и объяснением её практического значения для "инженеров", "кораблеходцев" и "ратоборцев". Разъяснив основные положения сферической астрономии, автор даёт описание методов определения широт и долгот и надлежащие таблицы. Указывая на шарообразность Земли и "сферовидность" неба, Магницкий не высказывает собственного мнения о системе мира, ограничиваясь изложением взглядов "отцов церкви".

Таково в немногих словах содержание и порядок изложения этого первого русского оригинального учебника сферической и практической астрономии. Можно думать, что Магницкий соблюдал ту осторожность перед церковными кругами, которой придерживался первое время и сам Пётр I. В издании звёздной карты 1707 г. были по углам равномерно изображены четыре системы мира (до Коперника включительно), в переводе книги Гюйгенса "Космотеорос", в которой была изложена система Коперника, было помещено предисловие примиренческого содержания, также с изложением взглядов "отцов церкви". Все эти издания выходили под наблюдением Петра I или фактически редактировались им самим. Пётр I был сторонником системы Коперника, но, по-видимому, считал преждевременным явно пропагандировать гелиоцентризм. Л. Ф. Магницкий был передовым педагогом и методистом, которого должно считать первым автором учебника и первым методистом по астрономии.

По своим убеждениям Л. Ф. Магницкий принадлежал к той части русской интеллигенции, которая, признавая необходимость практических реформ, в то же время стремилась сохранить старорусский уклад мысли в области идеологии. Отсюда некоторая половинчатость Магницкого, бывшего прогрессивным деятелем в области просвещения и вместе с тем яростно выступавшего против одного писца, обвинённого в отходе от догматов православия.

Учебник Магницкого был издан вторым изданием и имел широкое распространение. Известно, что М. В. Ломоносов учился по этому учебнику, принёс его в своей котомке из Архангельска в Москву, хранил до конца дней своих и считал "вратами своей учёности".

По образцу навигацкой школы были организованы школы артиллерийская и инженерная.


   1Ни в одном из источников о Магницком нет ни его портрета, ни указания на существование такового.
   Немчин - иностранец

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.3 [голосов: 182]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования