по текстам( в разделе)   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу

АНКа Дня Астрономическая Научная Картинка Дня

за май 2003 года.

Джет пульсара в Парусах Джет пульсара в Парусах
31.05.2003 0:25 | С. Б. Попов/ГАИШ, Москва

Данный выпуск АНКи Дня является поясняющим к замечательному мультфильму, полученному командой из Пенсильванского университета (PennState) по тринадцати наблюдениям на спутнике Чандра. Благодаря новой технике стало возможным очень детальное изучение пульсарных туманностей. И здесь ученых ждало несколько сюрпризов, например тор у Краба, туманность вокруг радиотихой нейтронной звезды RX J1856 и вот - "вихляющий" джет у Велы.

Спектры Сверхновой SN 1998aq Спектры Сверхновой SN 1998aq
29.05.2003 18:09 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

Сверхновая типа Ia - это взрыв коллапсирующего белого карлика. При массе равной Чандрасекаровскому пределу (он примерно равен 1.4Mo и слегка зависит от химического состава звезды) белый карлик теряет устойчивость и начинает сжиматься. Плотность его вещества резко возрастает, что может привести к запуску и взрывному развитию термоядерных реакций.

Войды: Вселенная в миниатюре Войды: Вселенная в миниатюре
27.05.2003 0:46 | С. Б. Попов/ГАИШ, Москва

Как известно Вселенная на больших масштабах состоит из волокон и пустот (войдов). Это достаточно хорошо видно по распределению галактик и их скоплений, т.е. "светящегося вещества". Практически весь "свет" находится в филаментах. В местах пересечения этих волокон располагаются сверхскопления. А в войдах (пустотах) - пусто. Размеры этих образований составляют порядка 10-30 Мпк.

Планетарная туманность в рентгеновском свете Планетарная туманность в рентгеновском свете
25.05.2003 21:30 | С. Б. Попов/ГАИШ, Москва

Планетарные туманности бывают разные. По всеобщему мнению это одни из самых красивых объектов (вспомните замечательные хаббловские фотографии). Бывают еще очень красивые "не совсем планетарные туманности". Тонкость тут в том, что классическая планетарная туманность - это сброшенная оболочка звезды, посвеченная появившимся белым карликом. Т.е.

Химические часы в коллапсирующих ядрах молекулярных облаков Химические часы в коллапсирующих ядрах молекулярных облаков
23.05.2003 21:24 | Д. З. Вибе/ИНАСАН, Москва

Общая последовательность этапов образования звезд ученым, в целом, понятна, но вот с деталями, к сожалению, они все еще не разобрались. Вся совокупность теоретических и наблюдательных данных указывает на то, что звезды рождаются в плотных ядрах молекулярных облаков, но до сих пор неясен механизм образования самих этих ядер.

Законы поглощения света в Магеллановых Облаках и Млечном Пути Законы поглощения света в Магеллановых Облаках и Млечном Пути
21.05.2003 20:25 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

Свет поглощается при распространении в межзвездной среде. Как хорошо известно, в направлении центра нашей Галактики поглощение очень велико. Сильно поглощается свет звезд, расположенных внутри или за плотными газовыми облаками и туманностями. Основную роль в поглощении света играет пыль (на втором месте - поглощение в линиях водорода). При исследовании межзвездного поглощения всегда ставились две проблемы.

Спектр мощности реликтового фона Спектр мощности реликтового фона
19.05.2003 23:18 | С. Б. Попов/ГАИШ, Москва

Реликтовое излучение дает нам массу информации о ранней Вселенной. Само излучение имеет красное смещение порядка тысячи, но приносит данные и о гораздо более далеких этапах жизни Вселенной. Дело в том, что хотя излучение почти...

Какие образуются звезды? Какие образуются звезды?
15.05.2003 21:38 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

Сегодня считается, что вначале, на достаточно больших красных смещениях z>30, конденсировалось темная материя. Затем в потенциальные ямы, образовавшиеся в областях повышенной плотности, натекало обычное барионное вещество. По мере охлаждения в нем возникала тепловая (Джинсовская) неустойчивость - газ разбивался на сгустки, из которых затем образовывались звезды или группы звезд.

Массы и радиусы кварковых звезд Массы и радиусы кварковых звезд
15.05.2003 21:31 | С. Б. Попов/ГАИШ, Москва

Десять лет назад кварковые звезды казались редкостной экзотикой. Теперь все изменилось. Есть довольно много хороших кандидатов, и данные со спутников Чандра и Ньютон продолжают подкидывать дрова в пламя дискуссии о реальности этих странных странных объектов. На рисунке показаны расчеты зависимости масса-радиус для нескольких уравнений состояния при сверхвысокой плотности (уравнение состояния - это зависимость давления от плотности).

Распределение космических лучей по небу Распределение космических лучей по небу
13.05.2003 18:33 | С. Б. Попов/ГАИШ, Москва

Происхождение космических лучей сверхвысоких энергий остается загадкой. Ситуация немного похожа на ту, что была с космическими гамма-всплесками до спутника BeppoSAX. И точно также разные авторы пытаются исследовать проблему распределения наблюдаемых событий на небе. На нижнем рисунке показано распределение на небе 99 событий: 49 от установки SUGAR, работавшей в Австралии с января 1968 г.

1 | 2 | След.