
1.04.2025 9:37 | А. И. Еремеева/ГАИШ, Москва
В последнем справочнике «Астрономы России. 1917 – 2022» (как и в предыдущем его издании: 1917 – 2017 ) неожиданно оказалось пропущенным имя одного из наиболее значительных отечественных астрономов-конструкторов – Николая Георгиевича Пономарева (1900 – 1942). Имя его, конечно, широко известно среди отечественных астрономов-специалистов, прежде всего как конструктора первого советского рефлектора, 13-дюймового, достаточно крупного для тех лет, изготовленного в 1932 г. и благодаря ряду обстоятельств оказавшегося в свое время едва ли не главным приобретением новой тогда обсерватории в Абастумани (куда он был передан, поначалу на время, из Пулковской обсерватории, да так там и остался). Известен Н.Г. Пономарев специалистам и как автор первых предвоенных больших солнечных телескопов для Пулкова – башенного типа и более простого, горизонтального.
Основополагающими для современной мировой астрономии стали предложенная им азимутальная установка для больших рефлекторов и особая, «сотовая» форма задней поверхности зеркал для таких телескопов – в виде системы сваренных вместе ячеек- стаканчиков, вроде пчелиных сот, – разгружающая огромный вес сплошных стеклянных зеркал. Но достойный сожаления пропуск его имени в главном современном астрономическом отечественном справочнике, а также его 125-летие со дня рождения послужили стимулом к тому, чтобы напомнить подробнее о жизни и научном творчестве этого талантливого русского специалиста, так рано ставшего по существу жертвой Великой отечественной войны.
Николай Георгиевич Пономарев родился 8 (21) марта 1900 года в Уфе (ныне в Башкортостане). После окончания мужской классической гимназии поступил в Уфимский институт народного образования. Студентом уже работал в экспериментальных мастерских Уфимского физического института. Рано проявил талант изобретателя-конструктора. Заметив это, его учитель профессор К.П.Краузе (1877 – 1964) поспособствовал его переезду для дальнейшего образования в Петербург (ставший тогда, в первую мировую войну, Петроградом). В 1920 г., окончив здесь университет по специальности «Астрономия», Николай Георгиевич стал сотрудником Государственного оптического института (ГОИ) и одновременно только что основанного Б.В.Нумеровым Астрономического института в Петрограде (с 1924 года переименованном в Ленинград). В становлении Н.Г. Пономарева как инженера - телескопостроителя (как и в судьбе его близкого в дальнейшем сотрудника, известного оптика Д. Д. Максутова, 1896 – 1964) большую роль сыграл замечательный русский ученый-самоучка, с 1919 г. сотрудник ГОИ, Александр Андреевич Чикин (1865—1924). В интернете (в Википедии) сообщается, что якобы «ещё будучи студентом университета, Н.Г.Пономарёв сконструировал для астрономической обсерватории Одесского университета телескоп-рефлектор диаметром 30см, с помощью которого уже в 1925 году проводились наблюдения великого противостояния Марса». Но, если вспомнить о его первом в СССР 13-дюймовом рефлекторе 1932 года, то эти сведения, хотя и небезынтересны, но вызывают сомнения… В поисках своего пути Н.Г.Пономарев в 1927 г. публикует в ведущем немецком физическом журнале «Zeitschrift für Physik» (в соавторстве с будущим известным физико-химиком А.Н.Терениным, 1896 – 1967) одну из первых своих работ «Оптическое возбуждение в парах цинка».
В 20—30-е гг. в нашей астрономии наметился поворот от традиционного импорта к освоению собственного, отечественного производства астрономической техники. В 1928 г. в Астрономическом институте была создана опытная механическая мастерская для изготовления гравиметрических маятниковых приборов, в дальнейшем развившаяся в конструкторское бюро астроприборостроения. В 1931 г. Н. Г. Пономарев совместно с директором Харьковской университетской обсерватории Н. П. Барабашовым (1894 – 1971) создал первый отечественный спектрогелиоскоп (по идее изобретателя прибора Дж. Хейла, США). В том же году по инициативе Б. В. Нумерова при Всесоюзном объединении оптико-механической промышленности (ВООМП) была создана Комиссия астрономического приборостроения (КАП), дополненная в 1932 г. конструкторским бюро и цехом астроприборостроения. В ее состав, наряду с ведущими пулковскими астрономами и двумя крупными физиками-оптиками, был приглашен и инженер Н. Г. Пономарев. Создававшиеся новые органы астроприборостроения тут же наполнялись рабочими программами. В 1931г. на Всесоюзной астрофизической конференции в Пулкове был утвержден перспективный план Комиссии (КАП), предполагавший создание целой серии новых телескопов и приборов. Главными изготовителями намечались ГОИ и Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ) имени (!) ОГПУ; ныне Ленинградское оптико-механическое объединение – ЛОМО) 1.
Одной из первых крупных работ КАП и стало создание в 1932 г. по проекту и под руководством Н. Г. Пономарева первого достаточно большого тогда отечественного рефлектора (с диаметром зеркала в 13 дюймов, ок. 33 см), который, как уже говорилось выше, был затем передан первой нашей высокогорной обсерватории в Абастумани (Грузия).
В 1934 г. Н.Г.Пономарев стал первым руководителем организованного в ГОМЗе конструкторского бюро по астроприборостроению (куда он был приглашен в качестве консультанта). Одновременно он становится и старшим научным сотрудником Пулковской обсерватории. В 1935 году на ГОМЗе был начат регулярный выпуск рефракторов небольшого диаметра и сконструированных им (совместно с Н. П. Барабашовым) спектрогелиоскопов. Н.Г.Пономаревым были разработаны коронографы и целостаты экспедиционного типа, использовавшиеся в наблюдении знаменитого для нашей страны полного солнечного затмения 19 июня 1936 года. (Его полоса полной фазы простиралась от крайних западных до восточных границ СССР, что привлекло к участию в его наблюдениях многих иностранных астрономов, организацию работы которых, как и отечественных, возглавил директор Пулковской обсерватории Б.П.Герасимович.) Для наблюдений этого затмения под руководством Н.Г.Пономарева было изготовлено пять высококачественных целостатов (четыре среднего типа с зеркалами в 250 мм и один прецизионный — с зеркалом в 300 мм).
В предвоенные годы Н.Г.Пономарев начинает работать по заказу Пулковской обсерватории над своим проектом Большого солнечного телескопа башенного типа (БСТ). Его подробно описал в своей статье 1944 г.известный деятель Московского планетария С.А.Шорыгин.– Оптические части его были изготовлены в лаборатории астрономической оптики Государственного Оптического института. Этот башенный телескоп по своим размерам и мощности был одним из крупнейших в мире. Он был снабжен вертикальным спектрографом с дифракционной решеткой, обладающим разрешающей силой 5 мм на 1Å. Это давало возможность одновременного фотографирования солнечной детали на пластинке длиной около метра. Весь спектрограф мог вращаться вокруг вертикальной оси, так что его щель могла быть любым образом ориентирована по диску изображения Солнца, диаметр которого составлял 550 мм.
О ходе работ над БСТ Н.Г.Пономарев доложил в своем выступлении на Юбилейной сессии АН СССР в 1940 г., посвященной 100-летию Пулковской обсерватории. (Перенос ее юбилея с 1939 года был связан с трагическими событиями 1936—1937 гг., когда на пике политических сталинских репрессий их волна накрыла, прежде всего, Ленинград, включая Астрономический институт и Пулковскую обсерваторию, которые лишились многих ведущих ученых, начиная со своих директоров Б. В. Нумерова (1891– 1941) и Б. П. Герасимовича (1889 – 1937)). В начале 1941 года БСТ был установлен в Пулковской обсерватории. В июне Н.Г. Пономарев закончил юстировку БСТ и приступил к получению первых снимков Солнца.
В те же годы (1935—1937). Пономарев сконструировал еще и более простой и дешевый горизонтальный, «малый» солнечный телескоп (МСТ) для фотографического исследования фотосферы Солнца и происходящих в ней явлений – грануляции, пятен и факелов. В ходе осуществления проекта он решил ряд сложных проблем по сведению к минимуму деформации зеркала от его собственного веса с помощью предложенной им новой системы, так называемой боковой (радиальной) разгрузки. Телескоп обладал плоским и вогнутым зеркалами по 500 мм (фокусное расстояние последнего 17 м), дополнительным зеркалом в 670 мм и дополнительной кассегреновской системой зеркал с эквивалентным фокусным расстоянием 115 м, что обеспечивало изображение Солнца (на экране) диаметром 1050 мм. Весной 1941 г. МСТ также вступил в строй. Н.Г.Пономареву принадлежит также разработка проекта универсального телескопа с целостатом. Он создал для него оригинальный спектрогелиограф для синхронного фотографирования избранного участка поверхности Солнца в двух монохроматических лучах.
Важным и общепризнанным вкладом Н.Г.Пономарева стало изобретение им так называемых сотовых зеркал для рефлекторов. Давней, с 1929 года, мечтой Николая Георгиевича было создание крупного отечественного телескопа, с зеркалом в несколько метров (самого большого тогда в Европе). Для решения одной из главных проблем – облегчения получавшегося при этом огромного веса сплошного стеклянного зеркала (10—12 т при диаметре 3м) Пономарев использовал идею профессора И. В. Гребенщикова по формовке полых стеклянных шаров при высоком давлении и предложил делать большие стеклянные зеркала, задние поверхности которых были бы сварными из отдельных полых ячеек - стаканов. Оборотная сторона зеркала при этом оказывалась ребристо-ячеистой, напоминая пчелиные соты. Это не только в 2,5 раза облегчало зеркало, но и делало его более жестким, сопротивляющимся боковым деформациям. Н. Г. Пономареву принадлежит здесь разработка методов сварки отдельных ячеек в диск и последующего отжига заготовки (для уменьшения возникавших при сварке напряжений в стенках «сот»). К 1940 г. было изготовлено два экземпляра таких «сотовых» зеркал диаметром по 1 м. В дальнейшем зеркала этого типа для крупных инструментов прочно вошли в практику мирового телескопостроения 2.
14 марта 1941г. Н.Г.Пономарев получил Сталинскую премию (III степени) – «за создание астрономических и оптических приборов» (разделив ее с Д. Д. Максутовым). С.А.Шорыгин в своей статье отмечал: «В этом году сталинские премии были присуждены впервые за выдающиеся работы в области науки и изобретения предшествующих 6—7 лет. Таким образом, Н. Г. Пономарев и Д. Д. Максутов явились первыми лауреатами сталинской премии из числа советских астрономов».
Начинавшийся год наполнял жизнь талантливого инженера-астронома и первыми высокими оценками успехов, и предстоявшей работой по освоению, совершенствованию и введению в строй в Пулковской обсерватории – главной тогда в стране –– новых, прежде всего солнечных, телескопов, с дальним замахом на создание в СССР крупнейших, нового типа – с более простой, устойчивой и надежной в работе азимутальной установкой отечественных рефлекторов…
Вероломное нападение 22 июня 1941 г. на СССР лишь недавно заключившей с нами договор «о дружбе» гитлеровской Германии оборвало мирную жизнь и все работы. Обстрелы и бомбежки варварски разрушали Пулковскую обсерваторию. Эвакуировать удалось только инструменты малых и средних размеров, от больших были спасены лишь некоторые оптические части. Уникальный солнечный телескоп БСТ погиб.
Н. Г. Пономарев оставался в осажденном Ленинграде в самую тяжелую первую блокадную зиму 1941—1942 гг., продолжая работать над новыми своими проектами. К сожалению, ряд ценных его идей и изобретений не получили своевременного развития и были обнаружены лишь спустя десятки лет в его рукописях. Так, еще в конце 1936 г. он начал работу над новой «следящей системой в качестве часового механизма для телескопа» и первым в мире предложил использовать фотоэлектрический метод гидирования 3. Сохранилось два эскиза этой установки в рукописях Николая Георгиевича, обнаруженных лишь в 1951 г. (впервые фотогид был введен в США в 1937 г. Уитфордом и Кроном).
Для будущего гигантского рефлектора Н.Г.Пономарев разработал более простую и дешевую альт-азимутальную установку (т. е. с движением инструмента по высоте и азимуту), которая, однако, при ведении инструмента за светилом, требовала непрерывного перевода экваториальных координат светила в горизонтальные. Для этой цели Пономарев придумал оригинальное механическое «счетно-решающее, построительного типа» устройство, как его назвали впоследствии. Оно не только обеспечивало плавное преобразование одних координат в другие, но и вносило поправку за вращение поля зрения при таком переходе. Однако и эта работа, проделанная Пономаревым в январе 1942 г., была обнаружена лишь... в 1970 г. (в личном архиве одного из старейших пулковских астрономов после его кончины). Идея альт-азимутальной монтировки, сходная с предложенной Н. Г. Пономаревым, к тому времени была уже воплощена в конструкции первого в мире 6-метрового «Большого телескопа азимутального» (БТА), установленного в 1975 г. в Специальной астрофизической обсерватории (САО) АН СССР на Северном Кавказе, в Нижнем Архызе. Его главным конструктором стал ученик Н.Г. Пономарева, другой уникальный конструктор-самородок Б.К. Иоаннисиани (1911 – 1985). Работа над «построителем азимутальных координат...», как называл это устройство сам его автор, стала последней в жизни Николая Георгиевича Пономарева, талантливого ученого, инженера-изобретателя и конструктора, одного из основоположников отечественного астроприборостроения.
После прорыва блокады Ленинграда Н.Г.Пономарев в феврале 1942 г. был эвакуирован в тыл, но по пути следования эшелона, он при ухудшении состояния вследствие крайнего истощения был снят с поезда и помещён в больницу в г. Коврове Ивановской области, где его семья – в изоляции от других астрономов и астрономических учреждений – оказалась, к тому же, в тяжелейшем материальном положении. Действие блокады на организм оказалось необратимым. Спустя пять месяцев, 18 июля 1942 г. Николай Георгиевич Пономарёв скончался и был похоронен там же, в г. Коврове (хотя он был достоин, чтобы его прах перенесли на Пулковское мемориальное кладбище, этого не произошло.). В его честь именем «Ponomarev». была названа малая планета № 2792, открытая Н. С. Черных 13 марта 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории. Замечательные слова о своем учителе сказал Б.К. Иоаннисиани: «Советское астроприборостроение начиналось с него, его идеи были нашими идеями, идеями его учеников. Ведь если книги ещё горят, а записи теряются, то идеи не горят и не теряются, они— воспламеняют. Они— как свет от вспышки сверхновой звезды: как бы ни была она от нас далеко, но все равно мы её увидим».
Публикации Н.Г.Пономарева, использованная литература и др. источники о нем:
Пономарев Н.Г. (соавтор А.Н.Теренин) «Оптическое возбуждение в парах
цинка».//
«Zeitschrift für Physik», 1927.
Пономарев Н.Г. К вопросу о применении азимутальной установки для больших
телескопов-рефлекторов.
Акад. Наук. Главн. Астроном. Обсерв. Пулково. 17-1-42 г.. (Записка ) –
В сб. Проблемы исследования Вселенной. Вып.6. Проблемы наблюдательной и теоретической
астрономии. М. -Л.: Институт теоретической астрономии, 1977. 272 с .Под ред. В.К.Абалакина.
Пономарев Н.Г. Современная астрономическая обсерватория.– Там же.
О нем:
Торбин Б. Ф. „Советский солнечный телескоп". // „Оптико-механическая
промышленность". 1940 г. ,№№ 10, 11, 1.
Шорыгин С.А. Сталинские лауреаты — создатели астрономических приборов.
// АК-1944, Горьковское областное изд-во, 1944, с.123 – 125.
Михельсон Н.Н. О работе Н.Г.Пономарева "Следящая система в качестве часового
механизма для телескопа" – В сб. Проблемы исследования Вселенной. Вып.6, 1977г.
Еремеева А.И. Памятные даты истории астрономии в 1992 г. // АК-1992, 316
–320.
Примечания
1 Обилие аббревиатур в жизни новой, послереволюционной России, становилось чуть ли не символом ее обновления.
2 «Стеклянные» (из обычного, аморфного стекла) зеркала в дальнейшем стали изготавливать из особого сплава – ситалла (расплавленного и охлажденного, с кристаллизаций, стекла) – уникального по своим физическим свойствам материала, широчайшим образом используемого в современной технике и промышленности.
3 Напомним, что «гидирование— точное позиционирование телескопа по опорным звёздам, необходимое, наряду с компенсацией суточного вращения Земли…. Фотоэлектрический метод гидирования телескопа (фотоэлектрический гид) —вспомогательное фотоэлектрическое устройство, автоматически выполняющее гидирование телескопа.
Публикации с ключевыми словами:
персоналии - Телескопы оптические
Публикации со словами: персоналии - Телескопы оптические | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |