На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 24 по 30 июня 2024 года Астрономическая неделя с 24 по 30 июня 2024 года
24.06.2024 8:36 | Александр Козловский

Вопрос недели. При какой фазе Луны ее фаза изменяется быстрее всего?

Ответы можно давать в комментариях к данной страничке.

На данной неделе 27 июня наступит максимум действия метеорного потока Июньские Боотиды (поток переменный, ZHR= 0 - 100), а Луна (Ф= 0,68-) достигнет перигея своей орбиты на расстоянии 369292 км от центра Земли. В этот же день Луна (Ф= 0,65-) пройдет близ Сатурна (покрытие при видимости в Австралии и акватории Тихого океана). 28 июня астроид Isis (42) вступит в противостояние с Солнцем, а Луна (Ф= 0,56-) пройдет близ Нептуна (покрытие при видимости в Америке). 29 июня Луна (Ф= 0,47-) окажется в восходящем узле своей орбиты, а 30 июня Сатурн достигнет стояния с переходом к попятному движению. Кроме этого, имеется возможность появления серебристых облаков на фоне утренних и вечерних сумерек.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет около 57 градусов, а долгота дня на той же широте около 17 часов 30 минут. Видимый диаметр Солнца уменьшается от 31,47 до 31,46 минут дуги, а движется оно по созвездию Близнецов. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 28 июня. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб и Овна, изменяя фазу от 0,95- до 0,27- и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Стрельца. 24 июня Луна перейдет в созвездие Козерога при фазе 0,95-. 25 июня лунный овал (Ф= 0,81-) вступит в созвездие Водолея, где 27 июня при фазе 0,65- покроет Сатурн при видимости в Австралии и акватории Тихого океана. 28 июня при фазе около 0,6- лунный овал перейдет в созвездие Рыб, где при фазе 0,56- пройдет севернее Нептуна (покрытие при видимости в Америке). В этот же день Луна зайдет в созвездие Кита, примет фазу последней четверти и вновь перейдет в созвездие Рыб уже 29 июня. 30 июня Луна (Ф= 0,33-) вступит в созвездие Овна и завершит здесь свой путь по июньскому небу близ Марса при фазе 0,27-. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий виден на фоне вечерней зари, а Венера не видна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун находятся на утреннем небе (лучшая видимость в южных широтах). Подробные эфемериды и карты движения больших планет имеются в Астрономических календарях на ближайшие годы. Эфемериды Солнца, Луны и планет на каждый день - http://astropixels.com/.

Из комет хвостатая странница P/Olbers (13P) находится в созвездии Рыси при блеске около 8m. Комета Tsuchinshan-ATLAS (C/2023 A3) при блеске около 9m движется по созвездию Льва. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в Календаре наблюдателя на ближайшие месяцы, а на другие периоды - в Астрономических календарях на ближайшие годы. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Веста (8,3m) в созвездии Рака и Церера (7,3m) в созвездии Стрельца.

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Обзор интересных явлений от Андрея Климковского имеется на Астрофоруме в теме Астрономические наблюдения.

Ясного неба и успешных наблюдений!

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Близнецов. Меркурий находится на вечернем небе. Элонгация планеты увеличивается от 11 до 17 градусов к востоку от Солнца. Блеск Меркурия уменьшается от -1,1m до -0,5m, видимый диаметр составляет более 5 секунд дуги, а фаза уменьшается до 0,78. Расстояние между Меркурием и Землей уменьшается от 1,27 до 1,18 а.е.. Положения планеты во время всех максимальных элонгаций 2024 года имеются в Астрономическом календаре на 2024 год. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов. Венера находится на вечернем небе, но не видна. Элонгация планеты к концу недели увеличится до 7 градусов. Видимый диаметр ее составляет около 10 угловых секунд. Блеск планеты имеет значение около -4m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой составляет около 1,72 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день .

Марс. Загадочная планета имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Овна. Марс находится на утреннем небе (лучшая видимость в южных широтах). Блеск планеты составляет около +1m, а видимый диаметр - более 5 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,77 до 1,74 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день .

Юпитер. Газовый гигант имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Тельца близ Альдебарана. Юпитер находится на утреннем небе (лучшая видимость в южных широтах). Видимый диаметр планеты составляет около 34 секунд дуги при блеске -2m и расстоянии от Земли 5,92 - 5,87 а.е.. Большие спутники Юпитера видны уже в бинокль. В небольшой телескоп (в период видимости) можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали. Покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой наиболее хорошо видны в период противостояния. Конфигурации и явления (прохождения и покрытия) в системе спутников Юпитера имеются в Календаре наблюдателя на ближайшие месяцы. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день.

Сатурн. Окольцованная планета движется в одном направлении с Солнцем, перемещаясь по созвездию Водолея. Сатурн находится на утреннем небе. Блеск планеты составляет +1,0m, а угловой диаметр - около 18 секунд дуги. В телескоп видно тонкое кольцо планеты. Спутник Сатурна Титан (8m) можно увидеть даже в бинокль, а другие относительно яркие спутники планеты - в телескоп с диаметром объектива от 60мм (лучше всего в период противостояния). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 9,40 до 9,29 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день .

Уран. Планета (m= +6, d= 3,4 угл. сек.) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Тельца. Уран находится на утреннем небе (лучшая видимость в южных широтах). Расстояние между Землей и Ураном уменьшается от 20,38 до 20,30 а.е.. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планета лучше всего наблюдается около противостояния в безлунные ночи. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день .

Нептун. Планета (m= +8, d= 2,3 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем, перемещаясь по созвездию Рыб. Нептун находится на утреннем небе. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 29,83 до 29,71 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Козерога на расстоянии около 35 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru ( разная астроинформация и журнал Небосвод )

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
26 Jun 2024  19h13m53.08s  S28 30' 23.2"  2.893   1.894  7.4 166.8  33.12 247.3 Sgr
 1 Jul 2024  19h09m12.93s  S28 55' 10.8"  2.897   1.887  7.3 171.3  34.14 249.4 Sgr
Паллада (2)
26 Jun 2024  15h59m22.26s  N25 36' 53.5"  3.030   2.386  9.4 120.4  23.04 227.1 Ser
 1 Jul 2024  15h57m10.72s  N25 03' 03.2"  3.040   2.431  9.4 117.7  22.80 216.2 Ser
Веста (4)
26 Jun 2024   8h20m51.52s  N22 12' 52.7"  2.458   3.311  8.3  27.9  65.82 101.3 Cnc
 1 Jul 2024   8h30m07.55s  N21 46' 12.6"  2.454   3.334  8.3  25.3  66.45 102.1 Cnc
Ирида (7)
26 Jun 2024  21h26m25.73s  S 8 58' 32.4"  2.373   1.558  9.3 133.2  10.17 324.0 Aqr
 1 Jul 2024  21h25m20.71s  S 8 43' 29.2"  2.360   1.504  9.2 138.0  13.15 300.4 Aqr
Isis (42)
26 Jun 2024  18h32m56.32s  S26 46' 20.9"  2.009   0.994  9.3 175.5  39.12 240.9 Sgr
 1 Jul 2024  18h27m54.60s  S27 23' 45.0"  2.000   0.985  9.3 174.8  39.48 242.5 Sgr
Ariadne (43)
26 Jun 2024  16h24m44.76s  S21 57' 46.3"  1.846   0.880  9.8 153.4  23.32 300.3 Oph
 1 Jul 2024  16h22m26.64s  S21 36' 02.2"  1.843   0.900 10.0 148.1  17.34 307.3 Sco
Herculina (532)
26 Jun 2024  13h32m27.96s  N 9 56' 44.2"  2.349   1.912 10.1 102.3  40.66 146.6 Vir
 1 Jul 2024  13h35m45.10s  N 8 48' 33.1"  2.355   1.971 10.2  99.0  43.15 142.9 Vir

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2024 год с общим обзором звездного неба и явлений июня месяца. Сведения от других явлениях имеются в Календаре наблюдателя на текущий месяц, Астрономическом календаре на 2024 год и Астрономическом календаре - справочнике .

24 июня и всю неделю - Возможность появления серебристых облаков на фоне утренних и вечерних сумерек.

25 июня и всю неделю, утро - Юпитер близ Альдебарана.

26 июня и всю неделю, ночь - Церера близ звезды тау Стрельца.

27 июня, 11 часов 45 минут - Луна (Ф= 0,68-) в перигее своей орбиты на расстоянии 369292 км от центра Земли.

28 июня, 21 час 53 минуты - Луна в фазе последней четверти.

29 июня, 04 часа 25 минут - Луна (Ф= 0,47-) в восходящем узле своей орбиты.

30 июня, 22 часа 15 минут - Сатурн в стоянии с переходом к попятному движению.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Новости науки, Метеовеб, Мир астрономии и ДваСтрельца.

Вид звездного неба на нужный день недели и на нужное время для вашего пункта наблюдения можно получить при помощи карты неба на Астронет

Источники: Календарь Наблюдателя 06-2024 АстроКА; GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), Астрономический календарь-справочник от 1901 до 2100 года, http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом