На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 18 по 24 декабря 2023 года Астрономическая неделя с 18 по 24 декабря 2023 года
11.12.2023 10:29 | Александр Козловский

На данной неделе 18 декабря астероид Fides (37) вступит в противостояние с Солнцем, а 19 декабря Луна (Ф= 0,47+) пройдет южнее Нептуна (покрытие при видимости в Антарктиде). 20 декабря Меркурий пройдет перигелий своей обриты, а 21 декабря Луна (Ф= 0,70+) окажется в восходящем узле своей орбиты. 22 декабря Веста (4) и Метида (9) вступят в противостояние с Солнцем, Луна (Ф= 0,79+) пройдет севернее Юпитера, а Меркурий достигнет нижнего соединения с Солнцем. В этот же день наступит зимнее солнцестояние. В северном полушарии Земли в этот день будет самая длинная ночь и самый короткий день, а в южном - наоборот. Севернее 66,5 градусов северной широты идет полярная ночь, а южнее 66,5 градусов южной широты - полярный день. Солнце достигает минимального отрицательного склонения 23,5 градуса, начиная свой путь по эклиптике к северу. Через три месяца Солнце пересечет небесный экватор (весеннее равноденствие), а через полгода достигнет своей верхней точки эклиптики (летнее солнце стояние), после чего опять начнет опускаться к югу. 23 декабря наступит максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы, а Луна (Ф= 0,86+) пройдет севернее Урана. 24 декабря Луна (Ф= 0,93+) будет наблюдаться близ Плеяд и Гиад (покрытие звезд Плеяд при видимости в южной части Тихого океана).

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы придерживается значения 11 градусов, а долгота дня на той же широте - 7 часов 00 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается от 32,50 до 32,52 минут дуги, а движется оно по созвездию Стрельца. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 19 декабря. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Водолея, Рыб, Овна и Тельца, изменяя фазу от 0,3+ до 0,95+ и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Водолея. 19 декабря при фазе 0,47+ Луна пройдет южнее Нептуна (покрытие при видимости в Антарктиде). В этот же день ночное светило примет фазу первой четверти, а затем перейдет в созвездие Рыб при фазе 0,51+. 20 декабря при фазе около 0,6+ лунный овал побывает в созвездии Кита, вновь перейдя в созвездие Рыб при фазе 0,61+. 22 декабря Луна (Ф= 0,74+) вступит в созвездие Овна, где в этот день при фазе 0,79+ пройдет севернее Юпитера. 23 декабря при фазе 0,86+ ночное светило пройдет севернее Урана, а 24 декабря (Ф= 0,9+) перейдет в созвездие Тельца, где в этот день будет наблюдаться близ Плеяд и Гиад при фазе около 0,93+. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий заканчивает вечернюю видимость, Венера наблюдается на утреннем небе в виде самой яркой звезды, Марс начинает утреннюю видимость в южных широтах, Юпитер и Уран наблюдаются в ночное время, а Сатурн и Нептун - по вечерам. Подробные эфемериды и карты движения больших планет имеются в Астрономических календарях на ближайшие годы. Эфемериды Солнца, Луны и планет на каждый день - http://astropixels.com/.

Из комет хвостатая странница P/Pons-Brooks (12P) с блеском около 8m находится близ Веги. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в Календаре наблюдателя на ближайшие месяцы, а на другие периоды - в Астрономических календарях на ближайшие годы. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркой на данной неделе будет Веста (около 6,5 m) в созвездии Ориона.

Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Обзор интересных явлений от Андрея Климковского имеется на Астрофоруме в теме Астрономические наблюдения.

Ясного неба и успешных наблюдений!

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета движется попятно по созвездию Стрельца. Меркурий заканчивает вечернюю видимость и проходит нижнее соединение с Солнцем 22 декабря. Угловое расстояние быстрой планеты к соединению до 3 градусов. Блеск Меркурия уменьшается от +2m до +3,6m, видимый диаметр увеличивается от 9 до 10 секунд дуги, а фаза уменьшается от 0,1 до 0. Расстояние между Меркурием и Землей уменьшается от 0,72 до 0,68 а.е.. Положения планеты во время всех максимальных элонгаций 2023 года имеются в Астрономическом календаре на 2023 год. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2023.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов. Венера наблюдается на утреннем небе в виде самой яркой звезды. Элонгация планеты уменьшается до 39 градусов к западу от Солнца, а видимый диаметр составляет около 15 угловых секунд. Блеск Венеры имеет значение около -4m при фазе около 0,75. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 1,09 до 1,14 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2023.html

Марс. Загадочная планета имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Змееносца. Марс начинает утреннюю видимость в южных широтах. Блеск планеты составляет +1,3m, а видимый диаметр - менее 4 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 2,46 до 2,44 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2023.html

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Овна. Юпитер виден на ночном небе. Видимый диаметр планеты составляет около 45 секунд дуги при блеске -2,6m и расстоянии от Земли 4,29 - 4,38 а.е.. Большие спутники Юпитера видны уже в бинокль. В небольшой телескоп (в период видимости) можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали. Покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой наиболее хорошо видны в период противостояния. Конфигурации и явления (прохождения и покрытия) в системе спутников Юпитера имеются в Календаре наблюдателя на ближайшие месяцы. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2023.html

Сатурн. Окольцованная планета движется в одном направлении с Солнцем, перемещаясь по созвездию Водолея. Сатурн можно наблюдать по вечерам. Блеск планеты составляет +0,9m, а угловой диаметр - около 16 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты. Спутник Сатурна Титан (8m) можно увидеть даже в бинокль, а другие относительно яркие спутники планеты - в телескоп с диаметром объектива от 60мм (лучше всего в период противостояния). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается от 10,09 до 10,20 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2023.html

Уран. Планета (m= +6, d= 3,4 угл. сек.) имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Овна. Уран виден на ночном небе около противостояния с Солнцем. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 18,81 до 18,89 а.е.. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно наблюдать вблизи противостояния в безлунные ночи. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2023.html

Нептун. Планета (m= +8, d= 2,3 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем, перемещаясь по созвездию Рыб. Нептун можно наблюдать вечером и ночью. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается от 29,90 до 30,02 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2023.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится у границы созвездий Стрельца и Козерога на расстоянии около 35 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru ( разная астроинформация и журнал Небосвод )

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
21 Dec 2023  16h37m14.85s  S19 50' 34.1"  2.751   3.670  8.9  18.1  62.85 101.6 Oph
26 Dec 2023  16h45m55.10s  S20 14' 50.9"  2.755   3.650  8.9  21.0  62.34 100.8 Oph
Паллада (2)
21 Dec 2023  15h02m21.06s  N 0 38' 27.9"  2.599   3.152  9.6  48.0  61.84  85.7 Vir
26 Dec 2023  15h10m28.06s  N 0 49' 24.1"  2.612   3.115  9.6  51.1  60.89  84.0 Vir
Юнона (3)
21 Dec 2023  11h12m11.70s  S 1 30' 43.3"  2.475   2.124  9.8  98.9  23.98 104.6 Leo
26 Dec 2023  11h15m02.66s  S 1 40' 42.2"  2.489   2.072  9.8 103.2  19.40 101.7 Leo
Веста (4)
21 Dec 2023   5h57m54.92s  N20 30' 34.4"  2.566   1.583  6.4 176.9  40.93 279.1 Ori
26 Dec 2023   5h52m16.59s  N20 43' 36.5"  2.565   1.585  6.5 174.0  40.58 279.2 Ori
Астрея (5)
21 Dec 2023   6h29m51.51s  N16 05' 30.3"  2.206   1.233  9.4 168.7  35.70 278.1 Gem
26 Dec 2023   6h24m57.58s  N16 16' 46.2"  2.199   1.220  9.3 172.6  37.50 279.5 Ori
Метида (9)
21 Dec 2023   6h04m29.53s  N27 11' 50.0"  2.101   1.119  8.4 175.5  40.35 283.1 Gem
26 Dec 2023   5h58m45.33s  N27 29' 01.0"  2.103   1.122  8.4 174.4  39.80 281.4 Tau
Мельпомена (18)
21 Dec 2023   2h46m25.06s  S 2 03' 49.3"  1.889   1.118  9.1 127.9  24.55  15.4 Eri
26 Dec 2023   2h47m46.92s  S 1 14' 24.1"  1.898   1.166  9.3 123.8  28.63  26.2 Eri
Fides (37)
21 Dec 2023   5h39m45.36s  N28 49' 31.8"  2.195   1.214  9.7 173.8  35.72 268.2 Aur
26 Dec 2023   5h34m34.79s  N28 46' 15.4"  2.198   1.224  9.8 169.3  34.10 266.0 Aur

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2023 год с общим обзором звездного неба и явлений декабря месяца. Сведения от других явлениях имеются в Календаре наблюдателя на ближайшие месяцы, Астрономических календарях на ближайшие годы и Астрономическом календаре - справочнике .

18 декабря, ночь - Астероид Fides (37) вступит в противостояние с Солнцем.

19 декабря, 18 часов 39 минут - Луна в фазе первой четверти.

20 декабря и всю неделю, ночь - Комета P/Pons-Brooks (12P) близ Веги.

21 декабря, 13 часов 53 минуты - Луна (Ф= 0,70+) в восходящем узле своей орбиты.

22 декабря, 03 часа 28 минут - Зимнее солнцестояние.

23 декабря, ночь - Луна (Ф= 0,83+) близ Юпитера и Урана.

24 декабря, ночь - Луна (Ф= 0,9+) близ Плеяд и Гиад (покрытие звезд Плеяд при видимости в южной части Тихого океана).

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Новости науки, Метеовеб, Мир астрономии и ДваСтрельца.

Источники: Календарь Наблюдателя N 12 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), Астрономический календарь-справочник от 1901 до 2100 года, http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом