На сайте
Солнце

Журнал "Небосвод" за июнь 2021 года Журнал "Небосвод" за июнь 2021 года
25.05.2021 17:10 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Июньское светлое ночное небо в средних широтах нашей страны менее всего пригодно для наблюдений туманных объектов. Те не менее, Виктор Смагин расскажет нам о том, что можно наблюдать из галактик в июне.

Когда выдалась одна из первых ясных ночей, при помощи новых карт я по звездным цепочкам отыскал ярчайшую пару галактик в Большой Медведице, которая и произвела на меня неизгладимое впечатление. Во-первых, это были настоящие объекты глубокого космоса, недоступные невооруженному глазу и обычным смертным - в отличие от тех, что я наблюдал до той поры. Туманности Андромеды и Ориона, Ясли, Гиады и Плеяды и даже шаровое скопление в Геркулесе можно было увидеть темной безлунной ночью.

М81 седьмой звездной величины лежит вне пределов чувствительности человеческого глаза. Во-вторых, и это самое главное, картина этой пары галактик, находящихся в одном поле зрения, и ее смысловое наполнение были выше всех моих ожиданий. Даже очковый телескоп позволил рассмотреть М81 как овальное пятнышко с более яркой сердцевиной, а М82 - словно в противоположность соседке - вытянутой полоской. Было заметно, что неправильная галактика, хоть и более слабая, обнаруживается ничуть не хуже спиральной, а в чем-то даже лучше - вот один из самых ярких примеров в разнице поверхностных яркостей.

Воспитанный на книгах Зигеля, я знал, что М82 является необычной, <взрывной> галактикой, сам же взрыв состоялся несколько миллионов лет назад. Но что такое миллион лет с точки зрения Вселенной? Это ни что иное, как один день для человека, находящегося в расцвете сил, а то, что Космос сейчас пребывает именно в таком состоянии, я практически уверен.

Полностью статью можно прочитать в июньском номере журнала Небосвод за 2009 год. Не смотря на давность публикации, она актуальна и сейчас. Наблюдайте, делитесь впечатлениями и присылайте ваши статьи в журнал Небосвод.

Ясного неба и успешных наблюдений!

Редакция журнала Небосвод