Астрономический календарь на 2021 год Астрономический календарь на 2021 год
25.10.2020 11:10 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Этот календарь описывает основные астрономические явления, которые должны произойти в 2021 году. Он содержит данные по Солнцу, Луне, большим планетам, кометам и астероидам, доступным для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даются описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках и т.п..

Астрономический календарь - справочник (1901 - 2100 годы)

Рекомендую также Астрономический календарь Сергея Гурьянова на 2021 год

Астрономический календарь на 2021 год нижегородских любителей астрономии (продолжение выпускавшегося ранее Астрономического календаря ВАГО)

Астрономический календарь-памятка на 2021 год Федора Шарова

Астрономический календарь Александра Кузнецова

Веб-версия иллюстрированного Астрономического календаря на месяц на сайте Метеовеб

Астрономический календарь на месяц на сайте "Небо над Братском"

ТАБЕЛЬ - КАЛЕНДАРЬ НА 2021 ГОД

КРАТКИЙ ОБЗОР ЯВЛЕНИЙ 2021 ГОДА.

Первое затмение 2021 года будет полным лунным. Оно произойдет при полнолунии 26 мая, а а его видимость распространится на восточные районы страны. Максимальная фаза затмения составит 1,015, а поскольку Луна пройдет через северную часть тени Земли, то верхний ее край практически будет касаться северной границы земной тени. Отсюда весьма небольшая продолжительность полной фазы затмения - 9 с небольшим минут. Граница видимости частных фаз затмения пройдет от Байкала до Чукотки. Западнее этой линии частные, а тем более полная фазы этого лунного затмения наблюдаться не будут. Полностью затмение увидят жители Австралии, Новой Зеландии и Океании.

Второе затмение 2021 года будет кольцеобразным солнечным и произойдет при новолунии 10 июня, а полоса кольцеобразной фазы пройдет по Северной Америке, Северному Ледовитому океану и по северо-восточной части России. К сожалению, полоса кольцеобразной фазы пройдет по малонаселенным областям нашей страны и увидеть это замечательное явление без выезда в места видимости кольцеобразной фазы сможет немногочисленное местное население. Максимальная фаза затмения составит 0,943 при продолжительности кольцеобразной фазы затмения 3 минуты 51 секунду в середине полосы затмения. Частные фазы будут видны в некоторых странах Европы и Азии, а также практически на всей территории нашей страны за исключением небольшой части юга России, а также Приморья, Сахалина и Камчатки.

Третье затмение года будет частным лунным и произойдет в полнолуние 19 ноября. Это затмение будет наблюдаться в разных фазах в восточной половине страны, а полностью затмение смогут наблюдать жители Чукотки и Камчатки, на севере России (севернее 69 широты, где луна в этот день не заходит за горизонт). Максимальная теневая фаза затмения составит 0,978, поэтому это лунное затмение будет практически полным. Естественный спутник Земли пройдет в это затмение через южную часть земной тени. Полностью это лунное затмение можно будет наблюдать на территории Северной Америки, а различные фазы затмения будут видны в Южной Америке, Австралии и некоторых странах Европы и Азии.

Четвертое затмение 2021 года будет полным солнечным. Оно произойдет при новолунии 4 декабря, а полоса полной фазы затмения пройдет по акватории Тихого и Атлантического океанов, а также по Антарктиде. Максимальная продолжительность полной фазы составит менее 2 минуты, а наблюдать это затмение смогут немногочисленные исследователи ледяного континента. Небольшие частные фазы затмения будут наблюдаться на юге Африки и на юге Австралии. В России не будут наблюдаться даже частные фазы затмения.

Статьи (рекомендации к наблюдениям) о солнечных затмениях 2006 года и 2008 года, а также лунном затмении 2005 года наблюдавшиеся на территории России и стран СНГ.

ПЛАНЕТЫ

Видимость планет в 2021 году достаточно благоприятна. Меркурий в течение года достигнет 3 утренних (март, июль, октябрь) и 3 вечерних (январь, май, сентябрь) элонгаций, не отходя от Солнца более чем на 27 градусов.

Утренние элонгации Меркурия в 2021 году

Вечерние элонгации Меркурия в 2021 году

Для Венеры в 2021 году благоприятным временем для наблюдений будет вторая половина года (29 октября - максимальная вечерняя элонгация 47 градусов). Для Марса 2021 год - не совсем благоприятное время для наблюдений, т.к. 8 октября планета достигнет соединения с Солнцем. Наилучшая видимость Юпитера (созвездия Козерога и Водолея) относится к периоду противостояния (20 августа). Сатурн (созвездие Козерога) также лучше всего виден в период противостояния (2 августа). 27 июня. Уран (созвездие Овна) и Нептун (созвездие Водолея) являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем, соответственно, 4 ноября и 14 сентября.

Ежедневные эфемериды Солнца, Луны и планет на 2021 год Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Из 19 соединений планет друг с другом в 2021 году самыми близкими (менее полградуса) будут 8 явлений (6 февраля - Венера и Сатурн, 11 февраля - Венера и Юпитер, 5 марта - Меркурий и Юпитер, 14 марта - Венера и Нептун, 23 апреля - Венера и Уран, 29 мая - Меркурий и Венера, 13 июля Венера и Марс, 19 августа - Меркурий и Марс - самое близкое до 0,07 гр.). Менее 1 градуса (но более полградуса) станет угловое расстояние между Меркурием и Ураном 24 апреля, а также между Меркурием и Марсом 10 ноября. Соединения других планет можно найти в календаре событий АК_2021.

Среди 7 покрытий Луной больших планет Солнечной системы в 2021 году: Меркурий покроется 2 раза (3 ноября и 4 декабря), Венера - 2 раза (12 мая и 8 ноября) и Марс - 3 раза (17 апреля, 3 декабря и 31 декабря). Покрытий Луной Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна в этом году не будет. Юпитер в следующий раз покроется Луной 22 февраля 2023 года, а Сатурн - только 6 апреля 2024 года. Очередной серии покрытий Урана придется ждать до 7 февраля 2022 года. Покрытия Нептуна Луной начнутся не ранее 1 сентября 2023 года.

Покрытий Луной ярких звезд в 2021 году не будет. Покрытия звезды Антарес придется ждать до 25 августа 2023 года, покрытия звезды Альдебаран (альфа Тельца) - до 18 августа 2033 года, покрытия звезды Регул (альфа Льва) - до 26 июля 2025 года, а покрытия звезды Спика (альфа Девы) до 16 июня 2024 года.

Астероид Веста станет самым ярким в этом году. Его блеск в период противостояния 4 марта достигнет 5,8m (созвездие Льва). Блеска 6,8m 27 ноября достигнет Церера (созвездие Тельца - близ звездного скопления Гиады). Сведения об этих других ярких астероидах публикуются ежемесячно в Календаре наблюдателя на http://www.astronet.ru/ .

Среди комет доступными для малых и средних телескопов станут небесные странницы: P/Tempel (10P), P/Pons-Winnecke (7P), P/Tuttle (8P) и P/Borrelly (19P), ожидаемый блеск которых составит ярче 10m. Следует отметить, что приведенный список может значительно меняться, ввиду открытия новых комет и увеличения блеска ожидаемых, а также потерь известных комет. Следите за обновлениями на Астронет в Календаре наблюдателя и Астрономической неделе.

Из метеорных потоков лучшими для наблюдений будут эта-Аквариды, Персеиды, Дракониды и Геминиды. Общий обзор метеорных потоков на сайте Международной Метеорной Организации http://www.imo.net

Сведения по покрытиям звезд астероидами в 2021 году имеются на сайте http://asteroidoccultation.com . Наиболее интересным покрытием будет покрытие 4 ноября.

Сведения по переменным звездам находятся на сайте AAVSO.

Атлас звездного неба (все небо со звездами до 6,5 звездной величины)

Источники изображений: сайт NASA и StarryNightBackyard 3.1.0

Предстоящие явления на другие годы можно самостоятельно определить при помощи весьма подробного он-лайн календаря CalSky

Помесячный календарь на 2016 - 2050 годы

Хочется надеяться, что АК_2021 послужит Вам надежным спутником при наблюдениях в течение года!

Ясного неба и успешных наблюдений!

Тематические ссылки