На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 17 по 23 августа 2020 года Астрономическая неделя с 17 по 23 августа 2020 года
14.08.2020 7:01 | Александр Козловский

На данной неделе 17 августа Меркурий вступит в верхнее соединение с Солнцем, Луна (Ф= 0,02-) пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44), а метеорный поток каппа-Цигниды из созвездия Лебедя (ZHR= 3) достигнет максимума действия. 19 августа Луна (Ф= 0,0) пройдет близ Меркурия и Регула, а 20 августа Меркурий пройдет в 1,3 гр. севернее Регула. 21 августа Луна (Ф= 0,08+) достигнет перигея своей орбиты на расстоянии 363511 км от центра Земли, а 22 августа при фазе 0,2+ пройдет севернее Спики. 23 августа произойдет покрытие Луной (Ф= 0,28+) звезды каппа Девы (4,2m) при видимости на Европейской части страны. Кроме этого, всю неделю на фоне вечерних и утренних сумерек возможно появление серебристых облаков, а в телескоп можно сфотографировать три кометы на вечернем небе: NEOWISE (C/2020 F3), PANSTARRS (C/2017 T2) и Lemmon (C/2019 U6). Комета NEOWISE (C/2020 F3) движется по созвездию Девы, а две другие небесные странницы перемещаются по созвездию Волопаса недалеко от яркой звезды Арктур.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы уменьшается до 45 градусов, а долгота дня на той же широте - до 14 часов 30 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается до 31,63 минут дуги, а движется оно по созвездию Льва. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу новолуния 19 августа. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Близнецов, Рака, Льва, Девы и Весов, изменяя фазу от 0,05- до 0, а затем до 0,30+ и уменьшая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Близнецов. 17 августа Луна перейдет в созвездие Рака, где в тот же день пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44). 18 августа тонкий лунный серп вступит в созвездие Льва, где 19 августа примет фазу новолуния, а затем пройдет севернее Регула. Увеличивая фазу, Луна перейдет в созвездие Девы 20 августа, совершив по нему трехдневное путешествие, пройдя севернее Спики 22 августа. 23 августа Луна вступит в созвездие Весов, где пробудет до 25 августа, когда примет фазу первой четверти. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы (утренний парад планет): Меркурий не виден, Венера имеет утреннюю видимость, а Марс, Уран и Нептун можно наблюдать ночью и утром. Юпитер и Сатурн наблюдаются большую часть ночи. Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2020 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364099 . Эфемериды Солнца, Луны и планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ .

Из комет хвостатая странница NEOWISE (C/2020 F3) движется по созвездию Девы с блеском около 8m. Комета PANSTARRS (C/2017 T2) при блеске около 10m перемещается по созвездию Волопаса. Lemmon (C/2019 U6) движется по созвездию Волопаса с блеском около 10m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на август, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2020 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Веста (8,3m) в созвездии Рака и Церера (7,7m) в созвездии Водолея.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: S Жирафа 8,1m - 19 августа и S Близнецов 9,0m - 22 августа.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Ясли (М44), Луна - Меркурий, Луна - Регул, Луна - Спика, Юпитер - Сатурн, Уран - альфа Овна, Нептун - фи Водолея, кометы NEOWISE (C/2020 F3) - Lemmon (C/2019 U6) - PANSTARRS (C/2017 T2).

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Ясного неба и успешных наблюдений!

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 17 августа вступая в соединение с Солнцем и переходя на вечернее небо. Угловые размеры Меркурия составляет около 5 секунд дуги при блеске около -1,5m. Фаза имеет значение 1,0, а элонгация увеличивается к концу недели до 6 градусов. На следующей неделе планета будет доступна для наблюдений в телескоп в южных широтах. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 1,35 до 1,36 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2020 года имеются в Астрономическом календаре на 2020 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2020.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов. Венера видна утреннем небе в виде самой яркой звезды неба. Элонгация планеты имеет значение почти 46 градусов к западу от Солнца. Видимый диаметр Венеры уменьшается от 23 до 21 угловых секунд, а блеск имеет значение -4,2m при фазе около 0,5. В телескоп планета видна в виде полудиска без каких-либо деталей на поверхности. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 0,74 до 0,79 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2020.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Марс наблюдается ночью и утром над восточным и южным горизонтом. Блеск планеты увеличивается от -1,4 m до -1,6 m, а видимый диаметр возрастает 16,7 до 17,7 секунд дуги. В телескоп виден диск, на котором в любительские телескопы можно рассмотреть детали поверхности и полярную шапку. Фотографические методы наблюдения с последующей обработкой на компьютере принесут более качественный результат. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 0,56 до 0,53 а.е.. 6 октября 2020 года произойдет сближение Марса с Землей до 0,415 а.е., а 13 октября наступит противостояние (близкое к великому) планеты (Астрономический календарь на 2020 год). Видимый диаметр Марса в период противостояния превысит 22 угловые секунды при хорошей видимости с территории нашей страны. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2020.html

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Стрельца. Юпитер наблюдается на ночном небе близ Сатурна. Выше 68 параллели Юпитер не восходит вообще. Угловой диаметр планеты составляет около 45,5 секунд дуги при блеске -2,5m и расстоянии от Земли 4,29 - 4,36 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали. Покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой наиболее хорошо видны в период противостояния. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на август. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2020.html

Сатурн. Окольцованная планета имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Стрельца. Сатурн имеет ночную видимость, а наблюдать его можно близ Юпитера. Выше 69 параллели Сатурн вообще не виден. Блеск планеты имеет значение +0,2m, а угловой диаметр - 18,2 секунд дуги. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно наблюдать в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается от 9,10 до 9,16 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2020.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется попятно по созвездию Овна (южнее звезды альфа Овна (+2m)). Уран имеет ночную и утреннюю видимость. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается за неделю от 19,52 до 19,41 а.е.. Диск планеты в периоды видимости различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2020.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m), участвуя в параде планет. Нептун находится на ночном и утреннем небе. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 29,01 до 28,97 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2020.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
16 Aug 2020  23h03m00.29s  -22 28.114'  2.982   2.015  7.8 159.0  30.25 235.3 Aqr
21 Aug 2020  22h59m14.83s  -23 01.802'  2.982   2.002  7.7 162.4  31.59 238.8 Aqr
Паллада (2)
16 Aug 2020  18h42m48.79s  +16 25.573'  3.390   2.690  9.8 126.3  31.34 204.4 Her
21 Aug 2020  18h41m15.62s  +15 27.468'  3.392   2.729  9.8 123.4  30.96 197.6 Her
Веста (4)
16 Aug 2020   8h16m35.79s  +20 37.021'  2.518   3.431  8.3  21.6  65.44  99.9 Cnc
21 Aug 2020   8h25m44.58s  +20 13.695'  2.515   3.402  8.4  24.3  65.22 100.6 Cnc
Ирида (7)
16 Aug 2020  17h52m18.27s  -19 48.937'  2.527   1.809  9.8 124.8   3.57 288.8 Sgr
21 Aug 2020  17h52m12.41s  -19 46.984'  2.516   1.853  9.9 120.0   2.19  68.3 Sgr
Флора (8)
16 Aug 2020   2h33m34.18s  + 6 40.044'  1.891   1.357  9.7 105.0  47.14  84.5 Cet
21 Aug 2020   2h39m36.70s  + 6 47.151'  1.887   1.307  9.6 108.3  43.05  86.6 Cet
Массалия (20)
16 Aug 2020  22h40m09.66s  - 7 25.915'  2.601   1.611 10.0 164.5  33.05 247.9 Aqr
21 Aug 2020  22h35m52.96s  - 7 51.758'  2.595   1.592  9.9 170.5  35.46 247.9 Aqr

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2020 год с общим обзором звездного неба и явлений августа месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на август, Астрономическом календаре на 2020 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

17 августа, утро - Луна (Ф= 0,02-) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44)

18 августа, и всю неделю, вечер - Видимость трех доступных любительским средствам комет на вечернем небе.

19 августа, 02 часа 41 минута - Новолуние.

20 августа, вечер - Луна (Ф= 0,01+) проходит севернее Регула.

21 августа, 10 часов 58 минут - Луна (Ф= 0,08+) в перигее своей орбиты на расстоянии 363511 км от центра Земли.

22 августа, вечер - Луна (Ф= 0,2+) проходит севернее Спики.

23 августа, 18 часов 16 минут - Покрытие Луной (Ф= 0,28+) звезды каппа Девы (4,2m) при видимости на Европейской части страны.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Новости науки, Метеовеб, Мир астрономии и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 20 августа в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 20 августа в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 20 августа