На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 29 июня по 5 июля 2020 года Астрономическая неделя с 29 июня по 5 июля 2020 года
20.06.2020 13:41 | Александр Козловский

На данной неделе 30 июня Луна (Ф= 0,70+) окажется в перигее своей орбиты на расстоянии 368960 км от центра Земли, а 1 июля Меркурий пройдет нижнее соединение с Солнцем. 2 июля Луна (Ф= 0,92+) пройдет севернее Антареса, а 4 июля яркий лунный диск (Ф= 0,99+) достигнет нисходящего узла своей орбиты. В этот же день Земля достигнет афелия своей обриты на расстоянии 1,0166943 а.е. от Солнца, а 5 июля Луна (Ф= 1,0) пройдет точку максимального склонения к югу от небесного экватора. 5 июля наступит полнолуние и произойдет полутеневое лунное затмение (Ф= 0,38) невидимое на территории нашей страны (видимость в Африке и Америке). Кроме этого, всю неделю на фоне вечерних и утренних сумерек возможно появление серебристых облаков.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет около 57 градусов, а долгота дня на той же широте - 17 часов 20 минут. Видимый диаметр Солнца имеет значение 31,46 минут дуги, а движется оно по созвездию Близнецов. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 5 июля. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Девы, Весов, Скорпиона, Змееносца, Стрельца, изменяя фазу от 0,5+ до 1,0 и уменьшая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии 29 июня лунный полудиск пройдет севернее Спики, а 30 июня перейдет в созвездие Весов, где и закончит свой путь по июньскому небу при фазе около 0,8+. 2 июля лунный овал посетит созвездие Скорпиона, а затем войдет в созвездие Змееносца, пройдя 2 июля севернее Антареса. 3 июля яркий лунный диск перейдет в созвездие Стрельца, чтобы 5 июля принять здесь фазу полнолуния около максимального склонения к югу от небесного экватора. В это время Луна будет наблюдаться весьма низко над горизонтом всю ночь. В данное полнолуние произойдет полутеневое лунное затмение с максимальной полутеневой фазой 0,38. Это затмение не будет наблюдаться в нашей стране, а увидят его жители Африки и Америки. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий переходит с вечернего неба на утреннее, Венера видна на фоне утренней зари, а Марс, Уран и Нептун имеют утреннюю видимость. Юпитер и Сатурн наблюдаются всю ночь, Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2020 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364099 . Эфемериды Солнца, Луны и планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ .

Из комет хвостатая странница PANSTARRS (C/2017 T2) при блеске около 9m движется по созвездию Гончих Псов, комета Энке при блеске около 5m перемещается по созвездию Рака. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на июнь, КН на июль, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2020 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Веста (8,1m) в созвездии Близнецов и Церера (8,5m) в созвездии Водолея.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: U Кассиопеи 8,4m - 1 июля, R Рыб 8,2m - 2 июля, W Орла 8,3m - 2 июля, S Микроскопа 9,0m - 3 июля, U Возничего 8,5m - 5 июля, S Волопаса 8,4m - 5 июля.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Спика, Луна - Антарес, Луна - Юпитер, Венера - Альдеберан, Марс - Нептун, Юпитер - Сатурн, Уран - альфа Овна, Нептун - фи Водолея.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Ясного неба и успешных наблюдений!

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета перемещается попятно по созвездию Близнецов, 1 июля проходя нижнее соединение с Солнцем. После соединения Меркурий переходит на утреннее небо, и будет наблюдаться в лучах восходящего Солнца к концу недели. Угловые размеры Меркурия составляет около 12 секунд дуги при блеске около +3m. Фаза увеличивается от 0,01 до 0,03. При наблюдении в телескоп планета имеет вид небольшого серпа без деталей. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 0,56 до 0,59 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2020 года имеются в Астрономическом календаре на 2020 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2020.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Венера видна на фоне утренней зари. Элонгация планеты увеличивается от 32 до 37 градусов к западу от Солнца. Видимый диаметр Венеры уменьшается от 45 до 40 угловых секунд, а блеск превышает -4,3m при фазе около 0,2. В телескоп планета видна в виде серпа без каких-либо деталей на поверхности. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 0,38 до 0,42 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2020.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Марс наблюдается ночью и утром над восточным и южным горизонтом. Блеск планеты составляет около -0,5m, а видимый диаметр - около 12 секунд дуги. В телескоп виден крохотный диск, на котором в любительские телескопы можно рассмотреть детали поверхности и полярную шапку. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 0,83 до 0,79 а.е.. 13 октября 2020 года наступит противостояние (близкое к великому) планеты (Астрономический календарь на 2020 год). Видимый диаметр Марса в период противостояния превысит 22 угловые секунды при хорошей видимости с территории нашей страны. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2020.html

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Стрельца. Юпитер наблюдается на ночном небе близ Сатурна. Выше 69 параллели Юпитер не восходит вообще. Угловой диаметр планеты составляет около 47,5 секунд дуги при блеске -2,5m и расстоянии от Земли 4,18 - 4,15 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали. Покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой можно будет наблюдать по мере отдаления Юпитера от Солнца на небесной сфере. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на июнь и КН на июль. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2020.html

Сатурн. Окольцованная планета имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Козерога, 3 июля переходя в созвездие Стрельца. Сатурн имеет ночную видимость, а наблюдать его можно близ Юпитера. Выше 70 параллели Сатурн вообще не виден. Блеск планеты имеет значение +0,1m, а угловой диаметр составляет около 18,5 секунд дуги. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно наблюдать в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 9,07 до 9,02 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2020.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc (4,2m)). Уран имеет утреннюю видимость. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается за неделю от 20,32 до 20,21 а.е.. Диск планеты в периоды видимости различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2020.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m).. Нептун находится на утреннем небе. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 29,62 до 29,51 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2020.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 1 Jul 2020  23h14m17.25s  -17 54.807'  2.979   2.386  8.6 116.3  12.88 132.9 Aqr
 6 Jul 2020  23h15m20.79s  -18 14.062'  2.980   2.329  8.5 120.8  11.90 151.8 Aqr
Паллада (2)
 1 Jul 2020  19h14m13.45s  +21 59.520'  3.360   2.572  9.6 134.2  28.45 262.0 Vul
 6 Jul 2020  19h10m07.81s  +21 48.133'  3.364   2.563  9.6 135.5  29.66 255.5 Vul
Веста (4)
 1 Jul 2020   6h50m10.01s  +22 48.792'  2.543   3.558  8.1   2.2  65.69  92.2 Gem
 6 Jul 2020   6h59m39.71s  +22 42.590'  2.540   3.557  8.0   0.4  65.79  93.2 Gem
Ирида (7)
 1 Jul 2020  18h24m48.65s  -20 35.160'  2.629   1.615  8.9 175.5  38.30 274.7 Sgr
 6 Jul 2020  18h19m24.95s  -20 28.822'  2.619   1.612  9.0 170.0  37.57 274.8 Sgr
Евномия (15)
 1 Jul 2020   4h53m17.37s  +28 54.662'  2.205   3.087 10.1  24.8  76.16  85.8 Aur
 6 Jul 2020   5h04m49.59s  +29 04.274'  2.210   3.069 10.1  26.9  75.50  87.0 Aur
Геркулина (532)
 1 Jul 2020  18h47m39.93s  -19 43.908'  2.741   1.726  9.3 176.3  37.91 243.0 Sgr
 6 Jul 2020  18h42m53.50s  -20 18.235'  2.750   1.736  9.4 175.1  37.47 242.9 Sgr

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2020 год с общим обзором звездного неба и явлений июня и июля месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на июнь, КН на июль, Астрономическом календаре на 2020 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

29 июня и всю неделю, сумерки - Возможность появления серебристых облаков в средних широтах.

30 июня, 02 часа 10 минут - Луна (Ф= 0,70+) в перигее своей орбиты на расстоянии 368960 км от центра Земли.

01 июля, вечер - Долгопериодическая переменная звезда R Рыб близ максимума блеска (7m).

02 июля, ночь - Луна (Ф= 0,92+) близ Антареса

03 июля, утро - Долгопериодическая переменная звезда W Орла близ максимума блеска (7m).

04 июля, 11 часов 35 минут - Земля в афелии своей орбиты на расстоянии 1,0166943 а.е. от Солнца.

05 июля, 03 часа 04 минуты - Начало полутеневого лунного затмения (Ф= 0,38) невидимого на территории нашей страны (Африка и Америка).

05 июля, 04 часа 44 минуты - Полнолуние.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Новости науки, Метеовеб, Мир астрономии и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 2 июля в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 2 июля в городах на широте Москвы.

Вид западной и северо-западной части неба через час после захода Солнца 2 июля в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N 06 и 07 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), Астрономический календарь-справочник от 1901 до 2100 года, http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом