На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 3, 2020 г. Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 3, 2020 г.
29.06.2020 17:54 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ

«Экзотариумы других солнц: крупные достижения в изучении внесолнечных планет». Кандидат физико-математических наук Гадельшин Дамир Раелович, кандидат физико-математических наук Валявин Геннадий Геннадьевич (Специальная астрофизическая обсерватория РАН).

Исследования экзопланет – новое направление в астрономической науке. Прошло всего 25 лет с момента первых достоверно подтвержденных обнаружений планет, обращающихся в системах других звезд.
       Открытие экзопланет стало возможным благодаря постройке инструментов нового поколения, чьи стабильность и чувствительность позволили серьезно рассчитывать на расширение знаний об окружающем нас мире.

«Горячие экзопланеты, новый класс планет, наблюдательные проявления и методы исследования». Доктор физико-математических наук Шайхисламов Ильдар Фаритович (Институт лазерной физики СО РАН), Ходаченко Максим Леонидович (Институт космических исследований, Австрийская академия наук, Грац, Австрия).

В настоящее время обнаружение и изучение экзопланет является одной из самых бурно развивающихся отраслей астрофизики и астрономии, которая к тому же стимулирует другие области физики, химии и астробиологии. Значительная часть астрономических наблюдений активно переключилась на эту область. Были специально созданы и успешно проработали на орбите такие телескопы как CoRot и Kepler, которые открыли тысячи экзопланет. Планируется также запуск Российской ультрафиолетовой обсерватории «Спектр-УФ». Благодаря космическому телескопу им. Хаббла были получены уникальные данные о транзитах экзопланет в ультрафиолетовом диапазоне длин волн. Все больше рабочего времени наземных телескопов посвящаются наблюдениям экзопланетных атмосфер, и в последнее время были получены высококачественные спектры поглощения в линиях видимого и инфракрасного диапазонов. На следующие 10 лет запланирован ввод в эксплуатацию гигантских наземных телескопов, которые тоже будут нацелены на изучение экзопланет. Эта активность связана с тем, что данная область знаний только формируется, и в ближайшие годы будет сделано большое количество фундаментальных открытий и создан задел на многие годы вперед.

«“Горячие Юпитеры”: орбитальная эволюция, волны в звездах и приливы». Доктор физико-математических наук Иванов Павел Борисович (Астрокосмический центр Физического института им. П.Н. Лебедева РАН).

В этой заметке обсуждаются самые интересные, с точки зрения автора, особенности систем, содержащих так называемые «горячие юпитеры» – планеты-гиганты, расположенные вне Солнечной системы и имеющие орбитальные периоды порядка нескольких дней. Особенное внимание уделено недавно обнаруженному в некоторых таких системах эффекту медленного уменьшения орбитального периода, а также приливным взаимодействиям, которые, вероятно, его вызывают. Обсуждается современное состояние теории так называемых «динамических приливов», в развитии которой автор принимал непосредственное участие, и ее способность объяснить данные наблюдений.

«Зоны обитаемости. От Солнечной системы к экзопланетам». Ананьева Владислава Игоревна, доктор технических наук Тавров Александр Викторович, кандидат физико-математических наук Петрова Елена Владимировна, член-корреспондент Российской Академии наук Кораблёв Олег Игоревич (Институт космических исследований РАН).

Поиск внеземной жизни, особенно разумной – сложная междисциплинарная проблема на стыке астрономии, биологии, социологии и теории информации. Поскольку до сих пор зарождение жизни до конца еще не понято и не воспроизведено в лаборатории, остается неясной доля случайности в этом процессе. Возможно, жизнь зарождается всегда в подходящих для этого условиях, и тогда задача молекулярной биологии – предсказать эти условия. Однако не исключено, что самозарождение жизни – крайне маловероятное событие, счастливая случайность, произошедшая только раз на древней Земле. Поэтому поиск внеземной жизни имеет и огромное мировоззренческое значение, помогая определить место Человека во Вселенной.
       Не касаясь проблем, находящихся в компетенции биологии, очертим круг задач, стоящих в поисках внеземной жизни перед астрономией. Прежде всего – это поиск потенциально обитаемых планет, то есть планет, подходящих для жизни в той форме, которая нам известна, и оценка их распространенности.

«Глаз небесный». Лисов Игорь Анатольевич (Журнал «Русский космос»). Китайский 500-метровый радиотелескоп принят в эксплуатацию.

11 января 2020 года был принят государственной комиссией и вступил в строй крупнейший в мире однозеркальный радиотелескоп в китайской провинции Гуйчжоу. Диаметр его зеркала в 1,6 раза больше, чем у американского радиотелескопа Аресибо, чувствительность в 2,3 раза выше, доступная для наблюдений площадь неба – вчетверо больше.

«Непреодолимая «вторая ступень»? О проблемах современной популярной литературы». Писатель, популяризатор науки Шубин Павел Сергеевич.

«Для того, чтобы написать книгу, нужно знать на порядок больше, чем в нее войдет». Когда-то очень давно автор прочитал и запомнил эту хорошую фразу… Действительно, чтобы выявить суть, нужно представлять картину целиком. Со всеми исключениями, редкими примерами, а лучше всего и с отвергнутыми гипотезами, включая историю их опровержения. Только после этого можно аккуратно писать текст, будучи уверенным, что какая-либо ошибка в формулировке не приведет читателя к неверным выводам.

«Война и мир обсерватории Пик-дю-Миди (к 150-летию основания)». Руководитель Московского общества любителей астрономии Соломонов Юрий Владимирович, младший научный сотрудник Ерхова Наталия Феликсовна (Астрокосмический центр Физического института им. П.Н. Лебедева РАН).

1870 г. считается годом основания одной из первых высокогорных астрономических обсерваторий и гордости Франции – Пик-дю-Миди (Observatoire du Pic du Midi de Bigorre). Открывшаяся в 1881 г. как метеорологическая, она в 1903 г. перешла под руководство Тулузского университета. Обсерватория находится во французской части Пиренейских гор на высоте 2877 м над уровнем моря в очень красивом и живописном месте, гордо возвышаясь над окрестными вершинами. Занимает площадь в 750 м2, на которой размещены 4 здания и 7 башен с телескопами, связанные между собой подземными коридорами общей протяженностью 5 км. Кроме зданий для астрономических целей, на территории обсерватории расположены музей, ресторан, небольшая гостиница и ретрансляционная антенна связи.

«80 лет наблюдений солнечных пятен в Иркутске». Доктор физико-математических наук, директор Астрономической обсерватории ИГУ, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Язев Сергей Арктурович, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Головко Алексей Алексеевич (г. Иркутск).

Астрономические обсерватории, расположенные в европейской части России, хорошо известны во всем мире. Информация об обсерваториях Сибири и Дальнего Востока страны распространена в меньшей степени. Тем не менее, здесь также ведутся астрономические наблюдения. В частности, Иркутск в 2020 г. отмечает 80-летие регулярных наблюдений солнечных пятен.

«Римские созвездия: темное прошлое, короткая жизнь». Казаков Евгений Викторович (Postgres Professional).

Большая Медведица, Орион, Андромеда, Лира – знакомые нам созвездия, описанные астрономами Древней Греции. Как видели небо их западные соседи, римляне? Были ли у них свои, римские созвездия? Что рассказывают о них латинские учебники астрономии?

«Сейсмичность Земли во втором полугодии 2019 года». Кандидат физико-математических наук Старовойт Олег Евгеньевич, кандидат физико-математических наук Чепкунас Любовь Семёновна, Коломиец Марина Викторовна (Единая географическая служба РАН (ФИЦ ЕГС РАН)).

В июле – декабре 2019 г. в Службе срочных донесений Геофизической службы РАН зарегистрировано и обработано более 2500 землетрясений на земном шаре. 108 землетрясений были сильными, из них 18 имели магнитуду Мs ≥ 6,5.

«Алмазы» без грифа «Секретно». Пресс-секретарь – помощник Генерального директора Дегтярёв Антон Олегович, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории предприятия Поляченко Владимир Абрамович, начальник Научно-исследовательского центра истории предприятия Смиричевский Леонард Дмитриевич (АО ВПК «НПО машиностроения»).

В год 105-летия со дня рождения генерального конструктора академика Владимира Николаевича Челомея и 75-летия АО ВПК «НПО машиностроения» вышла в свет книга «Огранка “Алмазов”» (М.: Издательская группа «Изопроект», 2019), посвященная разработке и созданию ракетно-космического комплекса «Алмаз».

Читайте в журнале «Земля и Вселенная» № 4, 2020:

Колонка главного редактора
ЧЕРЕПАЩУК А.М. Университетская астрономия: наблюдения рентгеновских двойных систем на Кавказской горной обсерватории и Крымской станции ГАИШ МГУ
НОВИКОВ И.Д. Новый этап развития общей теории относительности
АРЕФЬЕВ В.А. По следам очень большого взрыва
МЕДВЕДЕВ А.В., ЯЗЕВ С.А. В лучах звезды по имени Солнце. Институту солнечно-земной физики СО РАН – 60 лет
ГРИГОРЬЕВ В.М., ГОЛОВКО А.А. Переменная звезда Солнце и его магнитное поле
ЯСЮКЕВИЧ Ю.В., ЯСЮКЕВИЧ А.С. Взгляд на ионосферу Земли через GPS и ГЛОНАСС
БОРОВИН Г.К., ГОЛУБЕВ Ю.Ф., ЕФИМОВ Г.Б., КОЗЛОВ Н.Н., ТУЧИН А.Г. Тимур Магометович Энеев (к 95-летию со дня рождения)
РОМЕЙКО В.А. Человек Вселенной (памяти Бориса Григорьевича Пшеничнера)
ГЕРАСЮТИН С.А. Аварийный полет корабля «Союз-1» (расшифровка переговоров В.М. Комарова с Центром управления полетом)

Журнал «Земля и Вселенная»

Научно-популярный журнал Российской академии наук.
Издается под руководством Президиума РАН.
Выходит с января 1965 года 6 раз в год. «Наука» г. Москва.

Подписной индекс – 70336 по объединенному каталогу «Пресса России».

Журнал на самом высоком уровне пропагандирует достижения Российской и мировой науки в области космонавтики, астрономии и наук о Земле.

Адрес редакции журнала «Земля и Вселенная»:
121099, Москва, Шубинский пер., 6
телефон: 8 (495) 276-77-28 доб. 42-31
e-mail: zevs@naukaran.com