На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 3, 2019 г. Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 3, 2019 г.
23.08.2019 17:29 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ

«Тяжелые ядра космической радиации и планирование космических миссий». Доктор физико-математических наук М.И. Панасюк (НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцына МГУ им. М.В. Ломоносова). Окончание (начало статьи опубликовано в «ЗиВ», 2019, № 2, с. 4–14).

Радиация в околоземном космическом пространстве сложна по своему составу, а диапазон ее энергий широк. Среди основных источников заряженных частиц – галактические космические лучи (ГКЛ), солнечные космические лучи (СКЛ) и захваченные в магнитное поле Земли частицы радиационных поясов (РП). Наиболее энергичные частицы – ГКЛ. Максимум их потока приходится на энергию около 400 МэВ/нуклон. Они более «свободно» проникают внутрь магнитного поля – в отличие от СКЛ, средняя энергия которых значительно меньше. Однако во время наиболее мощных солнечных вспышек максимальная энергия протонов СКЛ может достигать довольно больших значений – таких, как 10–30 ГэВ, что даже значительно больше энергий протонов ГКЛ в максимуме их потока. Но, в отличие от ГКЛ, их потоки – спорадические. Энергия ионов в радиационных поясах Земли находится в широком диапазоне – от сотен кэВ до 1 ГэВ (для протонов). Что касается состава ионов в РП, то к настоящему времени экспериментально подтверждено существование элементов – вплоть до железа. Есть еще другие компоненты радиации на малых высотах. В первую очередь это – альбедные частицы – электроны и протоны, возникающие в результате распада нейтронов (продуктов ядерных реакций протонов ГКЛ с атомами атмосферы) и вылетающие обратно, в космическое пространство, где захватываются в магнитную ловушку, а также квазизахваченные частицы в магнитном поле (то есть совершающие не более одного оборота вокруг Земли), «высыпающиеся» из РП. Рассмотрим более детально эти основные природные компоненты космической радиации в плане присутствия в них тяжелых заряженных частиц (ТЗЧ).

«60 лет истории обратной стороны Луны». Доктор физико-математических наук В.В. Шевченко, кандидат физико-математических наук Ж.Ф. Родионова (Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ)

Сотни лет образованные европейцы разделяли мнение Аристотеля, который полагал, что Луна – идеальный шар. Их даже не смущало, что на ней есть хорошо различимые пятна. Земные наблюдатели могли описывать только видимую часть Луны. Дело в том, что Луна всегда повернута к нам одной стороной. Но связано это не с тем, что она не вращается (как ошибочно полагали некоторые астрономы), а с тем, что ее движение вокруг Земли и собственное вращение за миллиарды лет синхронизированы приливным воздействием нашей планеты. Долгие века обратная сторона Луны оставалась загадкой. Выдвигались самые сумасбродные гипотезы по поводу того, что же там может быть. Одновременно трезво мыслящие ученые мужи полагали, что законы небесной механики непреодолимы и человечество никогда не увидит обратное полушарие Луны.

«Космические позитроны». Доктор физико-математических наук А.М. Быков (Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН).

Статья посвящена исследованию одной из интереснейших задач астрофизики высоких энергий – проблемы происхождения и эволюции космических позитронов. Приведены результаты прямых и косвенных наблюдений космических позитронов на внеатмосферных космических аппаратах. Обсуждаются основные возможные источники позитронов, связанные с распадом нестабильных ядер, произведенных в процессах синтеза химических элементов в звездах; с рождением электрон-позитронных пар в магнитосферах пульсаров и неупругих взаимодействиях космических лучей с межзвездной средой. Позитроны могут быть продуктами аннигиляции и взаимодействий гипотетических частиц темной материи, и поэтому наблюдения космических позитронов используют для выбора возможных моделей темной материи.

«Проект “Breakthrough Starshot”». Ведущий научный сотрудник Е.П. Попова (Институт физики Земли РАН, НИИЯФ МГУ), кандидат технических наук И.Р. Габитов (Центр фотоники и квантовых материалов Сколковского института науки и технологий, Аризонский университет (США)).

«Breakthrough Starshot» (с англ. яз. – «Звездный прорыв») – научно-инженерный проект, который направлен на разработку межзвездных космических аппаратов, оснащенных парусом и ускоряемых давлением света мощных лазеров. По замыслу проектировщиков, КА такого типа совершит полет к звездной системе Альфа Центавра, удаленной на 4,37 св. лет от Земли, со скоростью примерно 15–20% от скорости света (45–60 тыс. км/с). Предполагается, что на аппаратах будут установлены камеры для фотографирования экзопланет. Проект требует решения многих сложнейших научно-технических задач: создания сверхмощного лазера, способного сфокусировать свою энергию на быстро удаляющемся небольшом парусе с поперечным размером всего лишь 2–3 м (мощность лазера до 100 ГВт, он должен работать в течение нескольких минут); создания системы контроля и наведения луча лазера, которая сможет компенсировать известный эффект дрожания атмосферы, мешающей астрономам получать точные изображения звезд; конструирования принципиально новой электронной наноаппаратуры управления наноспутником; сбора научной информации и связи с Землей; разработки и изготовления наноисточника энергии для обеспечения жизнедеятельности наноспутника. Особую сложность представляет создание сверхлегких материалов для паруса, способных эффективно отражать лазерный луч (без перегрева материала) и обеспечивать устойчивость ориентации космического аппарата.

«Солнце в декабре 2018 года – январе 2019 года». В.Н. Ишков (ИЗМИРАН).

«В.В. Белоусов и его книга “Очерки истории геологии”». Кандидат геолого-минералогических наук Л.И. Иогансон (Институт физики Земли РАН).

В 2017 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Владимира Владимировича Белоусова (1907–1990) – выдающегося отечественного ученого в области наук о Земле и блестящего организатора международного научного сотрудничества, члена-корреспондента АН СССР, иностранного члена Индийской, Шведской, Нью-Йоркской и Итальянской академий наук, почетного члена Лондонского, Американского, Французского, Бельгийского и Индийского геологических обществ, почетного доктора Нью-Кастлского (Великобритания) и Лейпцигского (Германия) университетов. В.В. Белоусов внес существенный вклад в развитие теоретических основ геотектоники и развитие планетарной геофизики.

«KPS-1b: первая экзопланета, открытая в рамках российского проекта». Научный сотрудник Астрономической обсерватории Иркутского Государственного Университета К.И. Иванов, аспирант Льежского Университета (Бельгия) А.Ю. Бурданов.

Термин «экзопланета», плотно вошедший в обиход астрономов в середине 1990-х гг., давно утратил экзотический оттенок. Несмотря на то, что о возможности существования планет за пределами Солнечной системы говорил еще Джордано Бруно в далеком 1584 г. (ЗиВ, 1998, № 6), подлинное развитие астрономии в области открытия и исследований экзопланет обрело смысл лишь в ХХI в. Это случилось во многом благодаря стремительному научно-техническому прогрессу последних лет. Всего пара десятилетий потребовалась ученым для того, чтобы осознать всю важность данной темы, разработать десятки новых методов получения и обработки данных, создать специализированные телескопы и модифицировать уже имеющиеся, запустить космические обсерватории «Кеплер» и «TESS». Результатом проделанной работы стало открытие более 4000 экзопланет в почти 3000 системах, ни одна из которых, к немалому удивлению исследователей, не была в полной мере похожа на солнечную (ЗиВ, 1995, № 6; 1998, № 3, с. 67; 1999, № 6; 2005, №№ 4–6; 2008, № 2; 2009, № 1; 2010, № 4; 2011, №№ 3, 6; 2012, № 6; 2013, № 2, с. 70; 2014, № 5; 2015, № 5; 2016, № 2; 2017, № 6, с. 106; 2018, № 3, с. 15–17). Последнее обстоятельство обусловило стремительный рост актуальности темы экзопланет, выводя ее на один уровень с исследованиями темной энергии, гравитационных волн и фундаментальных проблем рождения и эволюции Вселенной.
       Исследованиями экзопланет сегодня занимаются ученые многих стран мира. Не осталась в стороне и Россия, представившая научному сообществу экзопланету KPS-1b около звезды UCAC4775-030421 в созвездии Большой Медведицы, открытую в рамках проекта «Kourovka Planet Search» (KPS).

«Пятая Международная молодежная школа-конференция “Космическая наука”». Доктор физико-математических наук директор Астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта Ю.А. Нефедьев, доцент Астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта А.И. Галеев, младший научный сотрудник Института физики КФУ А.О. Андреев.

26–29 ноября 2018 г. в Казанском федеральном университете (КФУ) состоялась Пятая Международная молодежная школа-конференция «Космическая наука». Она была приурочена к юбилейным датам – выдающимся событиям в истории космических исследований в нашей стране: 55-летию полета на КК «Восток-6» 16 июня 1963 г. первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой, 30-летию запуска российского многоразового КК «Буран» и 20-летию работы МКС.
       Возглавил научный оргкомитет конференции доктор физико-математических наук К.В. Холшевников (СПбГУ). Школа-конференция проходила в зале культурно-спортивного комплекса «УНИКС» (УНИверситет, Культура, Спорт) КФУ.
       26 ноября состоялось официальное открытие Молодежной школы-конференции. Последовали приветственные слова директора Астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта (АОЭ) Ю.А. Нефедьева, выступили директор Института физики КФУ С.И. Никитин, заведующий отделом исследования Луны и планет ГАИШ МГУ В.В. Шевченко, заведующий кафедрой радиофизики Института физики КФУ О.Н. Шерстюков, генерал-майор В.Р. Шарипов (заместитель председателя Центрального совета Союза ветеранов космических войск, Москва) и другие докладчики из России и стран СНГ. С началом плодотворной работы форума поздравили также академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского генерал-лейтенант, заслуженный испытатель космической техники В.М. Власюк и космонавт-испытатель НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина Д.В. Матвеев. Они пожелали школьникам, студентам и аспирантам преумножать свои знания и открывать для себя новые горизонты познания.

«Метеорная астрономия». Кандидат физико-математических наук В.С. Усанин (Казанский (Приволжский) федеральный университет).

Непредсказуемость и кратковременность метеорных явлений делают метеорную астрономию одним из немногих разделов науки, существенный вклад в развитие которого могут внести любители. Дальность видимости отдельного метеора, даже при идеальных условиях, не превышает 1200 км; следовательно, метеоры, пролетающие, скажем, над Уралом, не видны из Москвы, а метеоры, пролетающие над Москвой, не видны на Кавказе. Наблюдаемость кратковременных метеорных потоков часто ограничивается лишь небольшой территорией, так как на остальной части земного шара либо радиант находится под горизонтом, либо – светлое время суток, либо – облачная погода. Профессиональные астрономы пока не имеют достаточных ресурсов для создания из наблюдательных инструментов сети необходимой плотности и равномерности, и поэтому иногда им нужны данные, полученные наблюдателями-любителями.

«Выбор монтировки любительского телескопа». Кандидат технических наук Р.Х. Бекяшев.

Автора предлагаемой заметки без преувеличения можно причислить к ветеранам любительской астрономии – в частности, в области любительского телескопостроения. Действительно, занимается он этим более 40 лет (начиная с 1975 г.), а сейчас Ризвану Хусяиновичу уже 77 лет. За прошедшее время им было изготовлено несколько телескопов, о которых в свое время рассказывалось на страницах журнала «Земля и Вселенная». В этой короткой статье приведены соображения автора по поводу целесообразности изготовления любительского телескопа в домашних условиях, поскольку в области занятий астрономией и связанным с ней телескопостроением за указанный период произошли существенные изменения.

«Небесный календарь: июль – август 2019 г.». Кандидат физико-математических наук Д.А. Кононов (ИНАСАН).

«Сейсмичность Земли во втором полугодии 2018 года». Кандидат физико-математических наук О.Е. Старовойт, кандидат физико-математических наук Л.С. Чепкунас, М.В. Коломиец (Единая геофизическая служба РАН (ФИЦ ЕГС РАН)).

В июле–декабре 2018 г. в Службе срочных донесений Геофизической службы РАН зарегистрировано и обработано более 2500 землетрясений, произошедших на земном шаре. Среди них около 35 имели магнитуду М ≥ 6,5.
       На территории России в этот период наблюдалась сравнительно невысокая сейсмическая активность – сильных разрушительных землетрясений не отмечено, более 50 вызвали сотрясения земной поверхности с интенсивностью не более 4–5 баллов.

Читайте в журнале «Земля и Вселенная» № 4, 2019:

ШЕВЧЕНКО В.В. Как Море Восточное оказалось на западе (история обратной стороны Луны продолжается)
МИТРОФАНОВ И.Г., ЗЕЛЁНЫЙ Л.М. Об освоении Луны. Планы и ближайшие перспективы
ЛЕОНОВ В.А. Ресурсы ближнего космоса, или зачем нам Луна?
ИВАНОВ М.А. Неразгаданные тайны Луны
БАЗИЛЕВСКИЙ А.Т. Что мы видим на поверхности Луны?
ИШКОВ В.Н. Солнце в феврале – марте 2019 г.
Юбилей Алины Иосифовны Еремеевой
Николай Семёнович Кардашёв
Роальд Саввович Кремнёв
ШУБИН П.Н. На заре лунной гонки…
ЛЕВИТАН Е.П. “Сказочная Вселенная (волшебная энциклопедия для детей о космосе)”
АРБИТМАН Р. Распиленная Луна доктора Каца

Журнал «Земля и Вселенная»

Научно-популярный журнал Российской академии наук.
Издается под руководством Президиума РАН.
Выходит с января 1965 года 6 раз в год. «Наука» г. Москва.

Подписной индекс – 70336 по объединенному каталогу «Пресса России».

Журнал на самом высоком уровне пропагандирует достижения Российской и мировой науки в области космонавтики, астрономии и наук о Земле.

Адрес редакции журнала «Земля и Вселенная»:
117997, Москва, ул. Профсоюзная, 90, комн. 423
телефон: 8 (495) 276-77-28 доб. 42-31 или 42-32
e-mail: zevs@naukaran.com