На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 20 по 26 мая 2019 года Астрономическая неделя с 20 по 26 мая 2019 года
11.04.2019 7:31 | Александр Козловский

На данной неделе 20 мая Луна (Ф= 0,96-) пройдет близ Юпитера, 21 мая Меркурий окажется в верхнем соединении с Солнцем, а астероид Массалия (20) вступит в противостояние с Солнцем. 22 мая Луна (Ф= 0,88-) пройдет точку максимального склонения к югу от небесного экватора и при фазе 0,84- достигнет нисходящего узла своей орбиты, а также произойдет покрытие Луной (Ф= 0,83-) Сатурна при видимости в Африке, Австралии, Новой Зеландии и акватории Тихого, Индийского и Атлантического океанов. 23 мая долгопериодическая переменная звезда R Пегаса достигнет максимума блеска (6,5m), а на следующий день долгопериодическая переменная звезда R Дельфина достигнет максимума блеска (7m). 25 мая долгопериодическая переменная звезда RU Весов достигнет максимума блеска (7m), а на следующий день Луна в фазе последней четверти пройдет апогей своей орбиты на расстоянии 404137 км от центра Земли. Кроме этого, продолжается период появления серебристых облаков на фоне сумеречного сегмента в средних широтах страны.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается до 55 градусов, а долгота дня на той же широте - до 16 часов 50 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период уменьшается до 31,58 минут дуги, а движется оно по созвездию Тельца. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 26 мая. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Змееносца, Стрельца, Козерога, Водолея, изменяя фазу от 1,0 до 0,5- и уменьшая (до середины недели, а затем увеличивая) склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Змееносца, наблюдаясь на ночном небе низко над горизонтом. Здесь 20 мая Луна пройдет в 2 градусах севернее Юпитера при фазе 0,96-, а 21 мая (Ф= 0,95-) перейдет в созвездие Стрельца. В этом созвездии 22 мая ночное светило пройдет точку максимального склонения к югу от небесного экватора при фазе 0,88-. В этот же день Луна (Ф= 0,84-) достигнет нисходящего узла своей орбиты, а затем покроет Сатурн при фазе 0,83- при видимости в Африке, Австралии и акватории Тихого, Индийского и Атлантического океанов. В созвездии Стрельца Луна пробудет до 23 мая, когда перейдет в созвездие Козерога при фазе 0,77-. В конце дня 25 мая лунный овал при фазе 0,57- достигнет созвездия Водолея, где 26 мая близ апогея своей орбиты (Ф= 0,51-) примет фазу последней четверти, наблюдаясь на ночном и утреннем небе. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий не виден. Венера наблюдается в лучах восходящего Солнца в южных широтах страны, Юпитер и Сатурн видны на ночном и утреннем небе, а Марс - на фоне вечерней зари. Уран и Нептун находятся на утреннем небе. Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2019 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364101 . Эфемериды планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html .

Из комет хвостатая странница Iwamoto (C/2018 Y1) перемещается по созвездию Персея с блеском слабее 12m, являясь незаходящим светилом в северных районах страны. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на май, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2019 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Церера (7,0m) в созвездии Змееносца, Веста (8,3m) в созвездии Рыб и Паллада (8,7m) в созвездиях Волос Вероники.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: R Печи 8,9 - 22 мая, V Девы 8,9m - 23 мая, R Пегаса 7,8m - 23 мая, U Возничего 8,5m - 24 мая, S Компаса 9,0m - 24 мая, R Дельфина 8,3m - 24 мая, X Возничего 8,6m - 25 мая, RU Весов 8,1m - 25 мая.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Юпитер, Луна - Антарес, Луна - Сатурн, Луна - Нептун, Юпитер - Антарес, Сатурн - омикрон Стрельца, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Паллада - Арктур, Флора - Партенопа.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Ясного неба и успешных наблюдений!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 20 мая - в 1947 году, 21 мая - не было, 22 мая - в 1724 году, 23 мая - в 1221 году, 24 мая - в 1789 году, 25 мая - в 1770 году, 26 мая - в 1387 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 25 мая (9 затмений), а меньше всего - 21 мая (не было). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Меркурий не виден, т.к. вступает в верхнее соединение с Солнцем 21 мая. Элонгация планеты к концу недели увеличивается до 7 градусов к востоку. Угловые размеры планеты составляют около 5 секунд дуги при блеске около -2m и фазе около 1. Расстояние между Меркурием и Землей уменьшается от 1,32 до 1,29 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2019 года имеются в Астрономическом календаре на 2019 год . 11 ноября 2019 года Меркурий пройдет по диску Солнца. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2019.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна. Венера видна на фоне утренней зари в южных широтах страны. В телескоп виден овал планеты без деталей, а элонгация ее составляет около 22 градусов. Видимый диаметр Венеры составляет около 11 угловых секунд, а блеск имеет значение около -4m при фазе около 0,9. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 1,53 до 1,57 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2019.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов. Марс можно наблюдать по вечерам в западной части неба в виде красноватой звезды. Блеск Марса придерживается значения +1,7m, а видимый диаметр составляет около 4 секунд дуги. В телескоп виден крохотный диск (самый маленький из всех ярких планет). Расстояние между Марсом и Землей увеличивается от 2,36 до 2,40 а.е.. 27 июля 2018 года Марс прошел великое противостояние. Статья об этом астрономическом событии имеется в журнале Небосвод за январь 2018 года и на Астронет. Следующее противостояние, близкое к великому, произойдет 13 октября 2020 года (Астрономический календарь на 2020 год). Видимый диаметр Марса в период противостояния будет достигать 22,6 угловых секунд! Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2019.html

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Змееносца близ Антареса. Юпитер наблюдается на ночном и утреннем небе. Угловой диаметр планеты увеличивается от 45,2 до 45,6 секунд дуги при блеске около -2,5m и расстоянии от Земли от 4,36 до 4,32 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в http://www.astronet.ru/db/msg/1459865. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2019.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Стрельца. Сатурн можно наблюдать на ночном и утреннем небе. Блеск планеты имеет значение +0,3m, а угловой диаметр имеет значение около 17,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно разглядеть в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 9,39 до 9,30 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2019.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc (4,2m)). Уран находится на утреннем небе, но виден только в южных широтах страны. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается за неделю от 20,76 до 20,70 а.е.. В отсутствии Луны и засветки при прозрачном небе планету в периоды лучшей видимости можно найти невооруженным глазом (осенью этого года). Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2019.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун находится на утреннем небе. Диск планеты в периоды видимости различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 30,27 до 30,15 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2019.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (левее трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
21 May 2019  16h31m07.68s  -17 28.917'  2.758   1.756  7.1 169.7  33.41 264.4 Oph
26 May 2019  16h26m23.74s  -17 35.591'  2.762   1.751  7.0 174.7  34.46 264.3 Oph
Паллада (2)
21 May 2019  13h29m33.06s  +24 06.710'  2.637   1.930  8.7 124.3  10.44 282.6 Com
26 May 2019  13h28m20.54s  +24 07.469'  2.649   1.989  8.8 120.3   6.49 256.8 Com
Веста (4)
21 May 2019   1h27m40.11s  + 3 18.316'  2.423   3.136  8.3  38.3  65.24  70.4 Psc
26 May 2019   1h35m50.32s  + 4 01.233'  2.428   3.102  8.3  40.9  64.35  70.9 Psc
Флора (8)
21 May 2019  15h12m31.07s  - 9 18.807'  2.527   1.533  9.8 166.2  38.48 278.5 Lib
26 May 2019  15h07m30.19s  - 9 08.823'  2.525   1.545  9.9 161.0  36.25 276.7 Lib
Партенопа (11)
21 May 2019  15h24m14.79s  -10 54.226'  2.413   1.411  9.6 169.1  35.60 280.4 Lib
26 May 2019  15h19m34.75s  -10 42.657'  2.407   1.416  9.7 164.3  33.95 278.7 Lib
Массалия (20)
21 May 2019  15h47m07.27s  -19 17.698'  2.631   1.619  9.7 179.2  36.84 283.4 Lib
26 May 2019  15h42m06.52s  -19 00.572'  2.636   1.628  9.9 173.4  36.04 283.7 Lib

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2019 год с общим обзором звездного неба и явлений мая месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на май, Астрономическом календаре на 2019 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

20 мая, ночь - Луна (Ф= 0,96-) близ Юпитера.

21 мая, 13 часов 00 минут - Меркурий в верхнем соединении с Солнцем.

22 мая, 19 часов 12 минут - Луна (Ф= 0,84-) в нисходящем узле своей орбиты.

23 мая, ночь - Долгопериодическая переменная звезда R Пегаса близ максимума блеска (6,5m).

24 мая, ночь - Долгопериодическая переменная звезда R Дельфина близ максимума блеска (7m).

25 мая, ночь - Долгопериодическая переменная звезда RU Весов близ максимума блеска (7m).

26 мая, 16 часов 33 минуты - Луна в фазе последней четверти.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 23 мая в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 23 мая в городах на широте Москвы.

Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 23 мая в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N5 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом