На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 7 по 13 января 2019 года Астрономическая неделя с 7 по 13 января 2019 года
10.12.2018 8:01 | Александр Козловский

Поздравляем с новым 2019 годом и Рождеством Христовым и желаем ясного неба, успешных наблюдений, новых открытий и новых знаний о вселенной! Астрономическая неделя на Астронет - ваш звездный путеводитель в 2019 году!

На данной неделе 7 января Луна (Ф= 0,01+) побывает в нисходящем узле своей орбиты, а Уран достигнет стояния с переходом к прямому движению. 9 января Луна (Ф= 0,08+) достигнет апогея своей орбиты на расстоянии 406114 км от центра Земли, а 10 января при фазе 0,2+ пройдет близ Нептуна. 13 января Луна (Ф= 0,35+) пройдет близ Марса, а Меркурий - в 1,7 гр. южнее Сатурна. В этот же день долгопериодическая переменная звезда V Гончих Псов достигнет максимума блеска (6m). Невооруженным глазом видна комета P/Wirtanen (46P), которая перемещается по созвездиям Рыси и Большой Медведицы и является незаходящим светилом в средних и северных широтах. Астероид Эрос (433) быстро движется на юг по созвездию Персея.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается до 13 градусов, а долгота дня на той же широте - до 7 часов 30 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период уменьшается до 32,52 минут дуги, а движется оно по созвездию Стрельца. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 14 января. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб, изменяя фазу от 0,0 до 0,45+ и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Стрельца. 7 января тонкий молодой месяц вступит в созвездие Козерога, пройдя до этого нисходящий узел своей орбиты. Благополучно миновав это созвездие за два дня, Луна достигнет созвездия Водолея 9 января при фазе 0,11+ и близ апогея своей орбиты. Пройдя южнее Нептуна 10 января при фазе 0,2+, растущий серп перейдет в созвездие Рыб при фазе 0,3+ 12 января. В этот же день ночное светило (Ф= 0,35+) перейдет в созвездие Кита, где пройдет южнее Марса. 13 января при фазе 0,47+ Луна вновь вступит в созвездие Рыб, и пойдет на сближение с Ураном, южнее которого пройдет (Ф= 0,52+) на следующий день, уже приняв фазу первой четверти Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Сатурн не видны, Венера и Юпитер наблюдаются на фоне утренней зари, а Марс, Уран и Нептун находятся на вечернем и ночном небе. Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2019 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364101 . Эфемериды планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html .

Из комет хвостатая странница P/Wirtanen (46P) движется по созвездиям Рыси и Большой Медведицы с блеском около 5m (видимость невооруженным глазом!). Комета P/Stephan-Oterma (38P) перемещается по созвездию Рыси с блеском слабее 10m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на январь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2019 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Веста (8,0m) в созвездии Козерога и Юнона (8,3m) в созвездиях Эридана и Тельца.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: U Овна 8,1m - 10 января, S Волопаса 8,4m - 11 января, T Эридана 8,0m - 12 января, V Гончих Псов 6,8m - 13 января, V Пегаса 8,7m - 13 января.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Сатурн, Луна - Нептун, Луна - Марс, Луна - Уран, Венера - гамма Весов, Сатурн - М22, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, комета P/Wirtanen (46P) - комета P/Stephan-Oterma (38P).

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Ясного неба и успешных наблюдений!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 7 января - в 1209 году, 8 января - в 1750 году, 9 января - в 0688 году, 10 января - в 1377 году, 11 января - в 1880 году, 12 января - в 1423 году, 13 января - в 1005 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 8 и 19 января (по 4 затмения), а меньше всего - 7 января (1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Меркурий заканчивает утреннюю видимость. Элонгация планеты уменьшается до 10 градусов к концу недели. Угловые размеры планеты уменьшаются от 5,0 до 4,8 секунд дуги при блеске около -0,5m и фазе, которая увеличивается 0,93 до 0,97. В телескоп планета видна в виде крохотного диска. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 1,35 до 1,40 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2018 года имеются в Астрономическом календаре на 2019 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2019.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов, 9 января переходя в созвездие Скорпиона. Венера видна на утреннем небе (Утренняя звезда) в виде самой яркой звезды неба. Ее можно наблюдать днем даже невооруженным глазом. Полудиск планеты можно наблюдать в телескоп, а элонгация ее придерживается значения 47 градусов. В начале недели Венера достигает максимального углового удаления от Солнца (западная элонгация). Видимый диаметр Венеры уменьшается от 24,5 до 22,7 угловых секунд, а блеск имеет значение -4,4m при фазе около 0,5. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 0,68 до 0,73 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2019.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Марс можно наблюдать в вечерние и ночные часы в южной части неба в виде красноватой звезды. Блеск Марса снижается до +0,6m, а видимый диаметр уменьшается от 7,1 до 6,8 секунд дуги. Идет благоприятный период наблюдений Марса. В телескоп можно рассмотреть диск с крупными деталями поверхности планеты. Фотографирование планеты с наложением изображений при помощи программного обеспечения, дадут лучший результат по сравнению с визуальными наблюдениями. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается от 1,31 до 1,37 а.е.. 27 июля 2018 года Марс прошел великое противостояние. Статья об этом астрономическом событии имеется в журнале Небосвод за январь 2018 года и на Астронет. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2019.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца близ Антареса. Юпитер можно найти на фоне утренней зари. Угловой диаметр планеты имеет значение 32,5 секунды дуги при блеске около -1,8m и расстоянии от Земли от 6,14 от 6,07 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на январь. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2019.html

Сатурн. Окольцованная планета в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Начинается утренняя видимость Сатурна (в лучах восходящего Солнца). Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр придерживается значения 15 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно разглядеть в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна придерживается 11,03 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2019.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется попятно в созвездии Рыб (близ звезды омикрон Psc (4,2m)), 7 января меняя движение на прямое. Уран наблюдается ночью. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается за неделю от 19,63 до 19,75 а.е.. В отсутствии Луны и засветки при прозрачном небе планету можно найти невооруженным глазом. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2019.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун виден ночью, а найти его можно при помощи бинокля или телескопа. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается от 30,45 ло 30,55 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2019.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (левее трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 6 Jan 2019  15h27m37.80s  -12 16.335'  2.655   3.133  8.9  52.7  56.49 104.8 Lib
11 Jan 2019  15h35m00.31s  -12 44.307'  2.659   3.082  8.9  55.9  55.04 104.2 Lib
Паллада (2)
 6 Jan 2019  13h29m01.28s  - 5 38.198'  2.324   2.239  8.9  82.4  50.05  75.9 Vir
11 Jan 2019  13h35m20.64s  - 5 10.939'  2.334   2.183  8.9  86.2  48.24  71.8 Vir
Юнона (3)
 6 Jan 2019   3h34m40.57s  - 1 45.617'  2.001   1.286  8.3 123.2  25.11  26.4 Eri
11 Jan 2019   3h36m32.91s  - 0 58.709'  2.006   1.332  8.4 119.3  29.66  34.8 Tau
Веста (4)
 6 Jan 2019  21h21m20.03s  -19 29.897'  2.291   3.068  8.0  31.8  73.56  73.4 Cap
11 Jan 2019  21h31m16.94s  -18 46.933'  2.296   3.105  8.0  29.2  73.81  72.7 Cap
Геба (6)
 6 Jan 2019   6h13m58.87s  + 6 36.953'  2.241   1.292  8.5 159.8  42.40 302.1 Ori
11 Jan 2019   6h09m23.29s  + 7 23.638'  2.252   1.317  8.7 156.2  40.24 306.7 Ori
Эрос (433)
 6 Jan 2019   4h17m55.27s  +47 13.560'  1.151   0.213  9.1 138.5 122.74 165.5 Per
11 Jan 2019   4h24m59.66s  +43 06.116'  1.145   0.209  9.1 136.8 135.49 160.9 Per
Геркулина (532)
 6 Jan 2019   9h53m03.54s  +22 33.742'  2.440   1.592  9.5 141.5  27.43 349.2 Leo
11 Jan 2019   9h51m56.94s  +23 29.712'  2.432   1.550  9.3 146.7  30.71 340.6 Leo

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2019 год с общим обзором звездного неба и явлений января месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на январь, Астрономическом календаре на 2019 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

07 января, 00 часов 08 минут - Луна (Ф= 0,01+) в нисходящем узле своей орбиты.

08 января и всю неделю, ночь - Комета P/Wirtanen (46P) видна невооруженным глазом в созвездиях Рыси и Большой Медведицы.

09 января, 04 часа 28 минут - Луна (Ф= 0,08+) в апогее своей орбиты на расстоянии 406114 км от центра Земли.

10 января, вечер - Луна (Ф= 0,2+) близ Нептуна.

11 января, утро - Долгопериодическая переменная звезда U Овна близ максимума блеска (7m).

12 января, вечер - Долгопериодическая переменная звезда V Гончих Псов близ максимума блеска (6m).

13 января, вечер - Луна (Ф= 0,35+) близ Марса,

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 10 января в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 10 января в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 10 января в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N1 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом