На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 28 декабря 2015 года по 3 января 2016 года Астрономическая неделя с 28 декабря 2015 года по 3 января 2016 года
18.12.2015 11:10 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии и не только!

Примите поздравления с наступающим новым годом и пожеланиями ясного неба, успешных наблюдений, новых открытий и новых знаний о вселенной! Будьте в теме с астрономической неделей и астрономическая неделя будет с вами весь 2016 год!

На данной неделе утреннее небо продолжает радовать взгляд парадом ярких планет Солнечной системы (Сатурн, Венера, Марс и Юпитер), которые выстроились в ряд в указанной последовательности в юго-восточной и южной части светлеющего неба. Из других явлений: Меркурий в начале недели достигает вечерней (восточной) элонгации, в первый день нового года комета Catalina (C/2013 US10) пройдет в 26 угловых минутах от звезды Арктур, а в самом конце описываемого периода Земля достигнет перигелия своей орбиты на расстоянии 0,983 а.е. от Солнца. Кроме этого, две звезды TYC 0192-00715-1 и TYC 0756-01871-1 блеском ярче 10m покроются астероидами.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 10 градусов. Видимый диаметр Солнца имеет значение 32'31". Долгота дня на широте Москвы увеличится до 7 часов 02 минут. Дневное светило движется по созвездию Стрельца, постепенно поднимаясь по склонению к небесному экватору. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 2 января. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Близнецов, Рака, Льва и Девы, обладая ночной и утренней видимостью, уменьшая за неделю фазу от 0,96 до 0,35. Ночное светило начало недели проведет в созвездии Близнецов. В созвездии Рака яркий лунный диск пробудет до 28 декабря, уменьшив фазу до 0,86, и второй раз за месяц посетит созвездие Льва (с 28 по 31 декабря). К 31 декабря фаза Луны уменьшится до 0,7, и в этот же день лунный овал перейдет в созвездие Девы, где и закончит свой путь по небу 2015 года около Юпитера и звезды бета Vir (3,6m) при фазе 0,61. Продолжив путь по этому созвездию, лунный овал постепенно будет превращаться в полудиск до момента последней четверти, который наступит 2 января близ Спики. С этой звездой Луна максимально сблизится до 4 градусов 3 января, и в этот же день пройдет в градусе севернее Марса при фазе 0,36. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее .

Из планет Солнечной системы: Меркурий можно найти на фоне вечерней зари, а Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, наблюдаются на предрассветном и рассветном небе. Две самые дальние планеты легко найти в бинокль или телескоп вечером и ночью, используя карту движения Урана и карту движения Нептуна среди звезд.

Из комет самая яркая (6m) комета месяца Catalina (C/2013 US10) перемещается к северу по созвездию Волопаса, и доступна для наблюдений на утреннем небе. C/2014 S2 ( PanSTARRS ) с блеском около 9m (значительно превышая расчетный) движется по созвездию Дракона. Еще одна небесная странница PANSTARRS (C/2013 X1) перемещается по созвездию Андромеды и Пегаса (близ звезды альфа Андромеды), и обладает блеском около 10m (значительно превышая расчетный). Карты путей комет и астероидов имеются в КН на декабрь и КН на январь, а также в Астрономическом календаре на 2015 год и Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на сайте Сейичи Йошида, а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самый высокий блеск (7,9m) имеет Веста, перемещающаяся по созвездию Кита (близ звезды йота Кита). Второй по блеску (8,7m) является Эвтерпа - в созвездии Близнецов.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: S SCL (6,7m) 28 декабря, S PYX (9,0m) 29 декабря, U ARI (8,1m) 31 декабря, S PEG (8,0m) 31 декабря, RU HUA (8,4m) 1 января.

Из основных метеорных потоков активны Урсиды (из созвездия Малой Медведицы) и Квадрантиды (из созвездия Волопаса).

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Регул, Луна - Юпитер, Луна - Марс, Луна - Спика, Венера - бета Скорпиона, Марс - Спика, Юпитер - бета Девы, Сатурн - хи Змееносца, Уран - эпислон Рыб, Нептун - сигма Водолея, Веста - йота Кита, Евномия - гамма Пегаса, комета Catalina (C/2013 US10) - Арктур, C/2014 S2 (PanSTARRS) - дзета Дракона, PANSTARRS (C/2013 X1) - альфа Андромеды.

Обзор туманных небесных объектов декабря - в журнале Небосвод за декабрь 2008 года. Видеокалендарь на декабрь http://www.youtube.com/watch?v=R9u9C5xPor8 и http://www.youtube.com/user/AstroSmit

Ясного неба и успешных наблюдений!

Планеты

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца и Козерога. Меркурий на данной неделе виден на фоне вечерней зари, и чем южнее будет пункт наблюдения, тем раньше можно будет обнаружить планету после захода Солнца над юго-западным горизонтом. Для поисков планеты на светлом небе лучшим инструментом будет бинокль. В телескоп Меркурий виден в виде небольшого овала, а детали на поверхности планеты будут доступны при прозрачном небе. 29 декабря Меркурий достигнет вечерней элонгации 20 градусов и продолжительности видимости около часа. Блеск планеты уменьшается от -0,5m до 0m, видимый диаметр увеличивается от 6,5 до 8,0 угловых секунд, а фаза уменьшается от 0,65 до 0,34. Расстояние от Земли уменьшается от 1,03 до 0,84 а.е.. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Весов, 1 января переходя в созвездие Скорпиона и являясь самым ярким светилом в зимнем параде планет. Венеру можно наблюдать на утреннем небе над юго-восточным горизонтом, а продолжительность ее видимости в предрассветное и рассветное время составляет около двух с половиной часов. Но планета видна невооруженным глазом даже днем. Проводить такие наблюдения лучше в первую половину дня, учитывая, что угловое расстояние к западу от Солнца составляет 37,5 градусов. В телескоп наблюдается овал, постепенно уменьшающийся в размерах. Видимый диаметр планеты уменьшается от 14,64 до 14,09 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -4,0m при фазе, увеличивающейся от 0,76 до 0,78. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 1,14 до 1,18 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, участвуя в зимнем утреннем параде планет. Видимость Марса в средних широтах составляет около шести часов. Условия видимости его с каждым днем улучшаются, а найти Марс можно над юго-восточным и южным горизонтом между Венерой и Юпитером (близ Спики). В телескоп можно наблюдать самые крупные детали на поверхности планеты, а фотографические наблюдения дадут больше подробностей. Блеск планеты имеет значение +1,2m, а видимый диаметр медленно возрастает до 5,65 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,72 до 1,66 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Льва (близ границы с созвездием Девы) и являясь участником зимнего парада планет. Юпитер виден на ночном и утреннем небе более девяти часов в виде желтой звезды, уступающей по яркости Венере. Применение бинокля позволяет наблюдать планету и после восхода дневного светила. Условия видимости Юпитера с каждым днем улучшаются. Угловой диаметр газового гиганта увеличивается от 38,6 до 39,4 секунд дуги при блеске -2,1m, а расстояние от Земли сокращается от 5,11 до 5,00 а.е.. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера имеются в КН на декабрь и КН на январь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (в 6 градусах севернее Антареса). Утренняя видимость Сатурна достигает к концу недели двух часов, но она пока еще наименьшая среди остальных планет зимнего парада. Блеск Сатурна составляет +0,4 m, а угловой диаметр - около 15,3 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину около 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 10,89 до 10,83 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,7 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границы с созвездием Кита) близ звезды эпсилон Psc (4,2m). Уран можно найти в бинокль большую часть ночи, а чтобы увидеть его невооруженным глазом нужно глубокое темное небо, но на этой неделе будут неблагоприятные условия для таких наблюдений. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 19,77 до 19,89 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,4 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея между звездами сигма Aqr (4,8m) и лямбда Aqr (3,7m). Газовый гигант наблюдается вечером и ночью, а найти его можно в бинокль или телескоп. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть на звездных картах в КН на январь и Астрономическом календаре на 2015 год. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается от 31,41 до 31,51а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 33,99 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов (до 10m) и комет (до 11m) 31 декабря на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Астероиды

PANSTARRS (C/2014 S2)     9.7 16h54m17.84s +62.08187 deg          Дракон
P/Kopff (22P)            11.0 20h41m16.26s -19.57720 deg          Козерог
PANSTARRS (C/2013 X1)    10.4  0h08m44.23s +22.33562 deg          Пегас
P/Tempel (10P)           11.0 21h37m21.48s -20.93430 deg          Козерог

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова и на http://saros70.narod.ru/ можно пользоваться веб-версией АК на 2015 год с общим обзором звездного неба и явлений декабря месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на декабрь, КН на январь, Астрономическом календаре на 2015 год, Астрономическом календаре на 2016 год, АК на 2015 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

28 декабря, и всю неделю - Зимний утренний парад планет с участием Сатурна, Венеры, Марса и Юпитера.

29 декабря, 07 часов 48 минут - Меркурий достигает вечерней (восточной) элонгации 20 градусов.

30 декабря, 23 часа 05 минут (UT) - Покрытие звезды TYC 0756-01871-1 (9,1m) астероидом (457) Alleghenia.

31 декабря, утро - Луна (Ф= 0,69) близ Юпитера.

01 января, утро - Комета Catalina (C/2013 US10) проходит близ звезды Арктур (на угловом расстоянии 26 минут дуги).

02 января, 08 часов 30 минут - Луна в фазе последней четверти.

03 января, 02 часа 00 минут - Земля в перигелии своей орбиты на расстоянии 0,983 а.е. от Солнца.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 31 декабря в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 31 декабря в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна в телескоп, а также положение кометы Catalina (C/2013 US10).

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 31 декабря в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Меркурия в телескоп.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N12 и N01 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

.a href=