Персеиды: прогноз активности Персеиды: прогноз активности
20.07.2015 8:31 | С. Ю. Шанов

Персеиды, связанные с кометой 109P/Свифта-Туттля, наиболее известный из всех метеорных потоков. Самое раннее описание его действия найдено в китайской летописи датированной 36 годом н.э., где говорится, что "больше чем 100 метеоров пролетело в четырех направлениях". Активность Персеид от года к году непостоянна и обычно велика, когда родственная комета близка к перигелию. Вычисления финского исследователя метеорных явлений Эско Литинена показывают, что колебания активности Персеид вызваны, также, возмущающим действием  на рой планет-гигантов Юпитера и Сатурна. В обычные годы метеорный поток относительно удален от орбиты Земли и находится снаружи ее. Периодическое сближение кометных следов с Землей сопровождаются повышением активности Персеид. Последний раз такое случалось в 2004 и 2009 гг. Следующие всплески активности потока должны состояться в 2016 и 2028 гг. (рисунки 1 и 2).

Рисунок 1.  Пересечение эклиптики кометными следами 1 - 4 обращений, оставленными кометой Свифта-Туттля. rErD разность расстояний орбиты Земли от Солнца и расстояний кометных следов от Солнца, выраженные в астрономических единицах. При отрицательных значениях  rE-rD поток находится снаружи, при положительных значениях внутри орбиты Земли. В каждом рисунке вертикальная строка - начало года. Земля встречает метеоры Персеид, спустя 0.61 часть пути, через каждый год.

Рисунок 2.  След четырех обращений (1479 года) составляет рисунок после 2020 года. Этот след становится нерегулярным, однако, в 2028 году, метеорных частиц должно быть достаточно, чтобы Персеиды достигли штормового уровня. Этот метеорный поток / шторм ожидается 12 августа в 05:30 UT.

Модель Жереми Вобайона (IMCCE, Франция) показывает, что всплеска активности Персеид можно ожидать уже в 2015 году, когда кометный след одного обращения пройдет в 79 тыс. километров от Земли 12 августа в 18:39 UT. Время наблюдений благоприятно для территории России. Убывающая Луна, расположенная в созвездии Рака, в фазе 3%, не будет мешать наблюдениям. Более сильный всплеск активности Персеид может произойти в 2016 году. Любитель астрономии Михаил Маслов (Новосибирск) указывает на столкновение с Землей кометных следов одного и четырех обращений. Первый, 1862 года, сблизится с Землей 11 августа в 22:34 UT, второй, 1479 года, в 23:23 UT. Время благоприятно для наблюдений с Европейской части России. Луна в фазе 61%, расположенная в созвездии Скорпиона, зайдет за горизонт еще до полуночи.

Усиления активности Персеид следует ожидать и от ежегодно наблюдаемых традиционных максимумов. Однако, для визуальных наблюдений, в Европейской части России, они окажутся неблагоприятными, произойдут в дневное время суток. Только в 2016 году традиционный максимум придется на 12 августа 12:40-15:10 UT, видимый в восточной половине РФ.

Публикации с ключевыми словами: Метеор - Метеорный поток - Персеиды