О Челябинском "феномене"
25.03.2013 11:18 | А. И. Еремеева/ГАИШ, Москва
После «взрывного» потока информации о Челябинском «феномене» по радио время от времени продолжаются краткие сообщения, теперь уже о последствиях: сколько тысяч домов отремонтировано (после выбитых стекол), сколько сотен людей (порезанных этими стеклами) обратились за медпомощью – и все это называют то «Челябинским метеоритом», то «метеоритным дождем». Порой звучит удивление: где же само вещество? Где же глыбы метеоритного дождя? К счастью, уже не повторяют начальную версию: о разрушении осколком метеорита … стены цинкового завода. Пока единственный «улов» – кусочки черного каменистого вещества, обнаруженного по краям довольно обширной, похоже «космической» «промоины» в замерзшем озере Чебаркуль.
В ГАИШ в настоящее время по прихоти судьбы оказались в штате два человека с опытом общения с космическими «пришельцами»: Игорь Тимофеевич Зоткин – один из основных сотрудников в существовавшем до 1978г. единственном тогда в мире (!) специализированном научном учреждении «Комитете по метеоритам АН СССР» и один из главных современных исследователей «Тунгусской катастрофы» (также упорно и ошибочно называемой до сих пор «Тунгусским метеоритом») и я, Еремеева А.И., с несравненно меньшим опытом в той же области, но все же (около 10 лет работы в КМЕТ, включая шесть экспедиций в район выпадения уникального Сихотэ-Алинского железного метеоритного дождя).
Единственный в истории наблюдавшийся в полете в виде мощного болида, он сразу был зарисован местным художником, и уже пару месяцев спустя место падения начала обследовать первая (из многих в дальнейшем академических экспедиций) экспедиция акад. В.Г.Фесенкова и Н.Б.Дивари – с первым итогом: 27 т. фрагментов, от 1745 кг. до граммов, а также определение траектории «гостя», уводящей к источнику – в главный пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Последующими экспедициями было обнаружено свыше 150 кратеров, с наибольшим в 6м. глубиной и около 30м. в поперечнике и собраны тысячи и тысячи осколков этого 100-тонного метеорита и, что наиболее ценно – многие сотни «индивидуальных» экземпляров – не расколовшихся при ударе о скальные породы фрагментов, сохранивших оплавленную кору, покрытые вмятинами-регмаглиптами (кавитационными следами обработки в защитной среде – земной атмосфере при пролете). По этим индивидуальным фрагментам (собранным на склонах сопок в тайге с бесчисленными завалами из кедров) была выявлена обширная площадь, по которой рассыпался этот «дождь» – так называемый эллипс рассеяния, протянувшийся с ССВ на ЮЮЗ на 12 км. в длину и около 5 км. в ширину между двумя заболоченными таежными речками-ключами (названными Большим и Малым Метеоритными…). (В 1973 – 1985 в экспедициях участвовала и я). А в головной части эллипса – на «кратерном поле» миноискатели сигналили о новых и новых осколках. Об энергии космического «артиллерийского обстрела» и «бомбежки» продолжали говорить и срезанные верхушки деревьев и попадавшиеся нам индивидуальные фрагменты в толще стволов лежащих кедров, в далекой «начальной» части эллипса за 12 км от лагеря экспедиции на кратерном поле. Уже и в мое время, в 1973г. был обнаружен недалеко от моей палатки в небольшом полуметровом кратере «фрагмент» в 500 кг! Миноискателями же мы ухитрялись выуживать из болотистой почвы фрагменты до 0,5г. – Вот что такое настоящий «метеоритный дождь».
Совсем иную картину увидел легендарный Л.А.Кулик, первым добравшийся в 1927г. до района Подкаменной Тунгуски, где по легендам эвенков в 1908г. с неба сошел «огненный бог Огды». Вокруг с вершины одной из сопок он увидел лежащий до горизонта (на 40 км!) лес из мощных стволов деревьев, поваленных взрывной волной от таинственного космического пришельца. Вещество в результате многочисленных экспедиций (и до и уже после войны) удалось обнаружить лишь в виде металлических и силикатных микро-шариков, количество которых заметно возрастало в слое торфа 1908-го года… Последнее было единственным прямым аргументом в пользу космического источника такого вещества, ибо развившаяся промышленность в Сибири также обильно посыпала теперь ими тайгу…. Площадь вывала оценивалась в 2 тыс. кв. км. Среди более сотни самых экзотических гипотез о природе катастрофы в науке нашего времени удержалась как наиболее обоснованная одна – это была уникальная, по своей малой вероятности, лобовая встреча Земли с многотонным, чуть ли не в 1,000,000 т, ядром кометы – конгломератом твердого фрагментированного вещества с большим количеством льда и снега (отсюда современный образ кометы как «грязного снежка»). Именно при взаимодействии огромной массы быстро испаряющихся льдов и снега при огромной скорости движения метеорного тела и переходе кинетической энергии в тепловую и механическое движение воздуха могла возникнуть чудовищная воздушная, баллистическая волна, возникавшая на всем наклонном пути тела в атмосфере («цилиндрический взрыв»). Эта картина была восстановлена в уникальном опыте Зоткина и его друга Цикулина в барокамере, где был смоделирован вывал таежного леса, показавший в точности наблюдавшуюся в экспедициях картину – форма вывала напоминала бабочку. И поэтому, как только по радио прошло первое сообщение из Челябинска о выбитых стеклах, вырванных рамах и даже о разрушенной стене и крыше завода, я почти сразу позвонила своему старому другу и сотруднику по КМЕТ И.Т. Зоткину с идеей – не копия ли это Тунгуски? И он первый в ответ тут же сказал: «Это – ледышка».
Дальнейшие телекадры с места события давали новую пищу для размышлений и сравнения двух вышеописанных космических событий. Бросились в глаза отличия следа болида Сихотэ-Алинского и Челябинского: первый темноватый дымный хвост из частиц железа, сдуваемых с оплавляющейся поверхности (этот процесс называют абляцией) летящего с космической скоростью в десятки км/с «метеорного тела». Второй, на Урале, две параллельные белые непрерывные клочковатые струи, как от реактивного самолета, когда отбрасываемые двигателями пары горючего вызывают конденсацию паров атмосферы (кажется, это называется инверсионным следом, если не ошибаюсь…). Порадовало, что среди потока, порой фантастических догадок, прозвучало, наконец, здравое предположение астронома – о сходстве явления с Тунгусской катастрофой (от директора Коуровской обсерватории под Екатеринбургом П.Е.Захаровой), а вечером на следующий, кажется, день услышала замечание наблюдательного космонавта Г.М.Гречко – о различии картины хвоста Сихотэ-Алинского болида и следа от болида на Урале. А как же с веществом, найденным в виде небольших фрагментов по берегам промоины в оз. Чебаркуль? – Ведь ни от Тунгусской кометы, ни от Витимского, также, похоже, кометного болида никаких макро-фрагментов не найдено. Быть может, еще и найдутся более крупные фрагменты. (В озере Чебаркуль ожидают массу до 500 кг). Но и в ядре комет они также могут присутствовать. По первым расчетам орбиты метеорного тела у нее довольно внушительный эксцентриситет (0,5). Но такие имеются, правда, и у некоторых астероидов, близко подходящих к Земле… Главным же достойным размышления мне все же представляется отличие именно воздушных эффектов: на Сихотэ-Алине не было заметной ударной волны.
Публикации с ключевыми словами:
метеорит - Метеороид - метеоритная опасность
Публикации со словами: метеорит - Метеороид - метеоритная опасность | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |