Студенческая астрономическая обсерватория ГАИШ

История Студенческой астрономической обсерватории ГАИШ берет свое начало в 1986 г., когда любитель астрономии из Московского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества (МО ВАГО) Валерий Корнеев обратился к доценту кафедры астрофизики и звездной астрономии Э.В. Кононовичу с инициативой о проведении наблюдений в каждую ясную ночь в течение всего года на телескопах Московской обсерватории ГАИШ на Ленинских Горах. Разрешение было получено для телескопов АВР-1 и АВР-3, и, со своей стороны, любители астрономии обязались проводить учебные наблюдения для студентов в рамках курса "Общая астрономия".

Капитальный ремонт наблюдательной базы

Проведенный осмотр телескопов показал, что оба визуальных рефрактора 200-мм АВР-1 и 130-мм АВР-3 находятся в плохом состоянии. Оптика давала изображение, сильно отягощенное сферической аберрацией (объектив-ахромат АВР-1 был, как оказалось, кем-то неправильно собран, — флинт- и крон-линзы были по ошибке переставлены местами), не работал секундный контроль часового ведения, не работала подсветка координатных кругов и крестов нитей для гидирования. Фотографировать объекты с длительными выдержками было в принципе невозможно. По инициативе Валерия Корнеева для ремонтных работ были привлечены другие любители астрономии из МО ВАГО - механики, электронщики, сварщики, столяры.

Фото 1. Создатели Студенческой астрономической обсерватории ГАИШ
В.Л. Корнеев, А.Ю Остапенко, С.В. Жуйко, А.В. Попов, А.А. Мартысь, 1989 г.

В 1988 г. был проведен капитальный ремонт телескопов АВР-1 и АВР-3, в котором принимали участие Валерий Корнеев, Андрей Мартысь, Сергей Жуйко, Андрей Олейников, Алексей Бородулин, Андрей Коротченков, Андрей Остапенко, Алексей Попов (фото 1). 200-мм объектив-ахромат производства ЛОМО был заново отъюстирован оптиками В.Л. Корнеевым и Е.Е. Андреевым. Юстировка произведена превосходно - до сих пор при наблюдении двойных звезд телескоп показывает разрешающую способность 0.65", что соответствует дифракционному пределу в видимой области: ρ"=120/(D мм). Были заменены электромагнитные пускатели приводов купола и створок, восстановлены секундный контроль часового ведения, подсветка лимбов и перекрестий.

Фотографические наблюдения

В 1989 г. 200-мм рефрактор АВР-1 был модернизирован - в качестве гида ему был установлен 130-мм рефрактор АВР-3 (фото 2). На освободившуюся экваториальную монтировку был водружен 200-мм менисковый кассегрен АЗТ-7, любезно предоставленный Э.В. Кононовичем. Заодно была восстановлена 250-мм менисковая фотокамера Максутова АЗТ-6 (F = 950 мм). Для этих двух телескопов были заново изготовлены окулярные микрометры гидов, кассеты и кассетоприемники под фотопластинки 9х12 см с лотками для светофильтров 8х8 см. Съемка велась на фотопластинки Kodak 103a-O, ORWO ZU-21, WO-1, WO-3, WP-1, WP-3, НТ-1С и 35-мм фотопленку А-500Н, А-700Н. Заведующая фотолабораторией ГАИШ Т.А. Бируля не только любезно предоставляла в требуемом количестве фотоматериалы и химреактивы, но и часть из них гиперсенсибилизировала водородом перед наблюдениями. Для 200-мм телескопа АВР-1 (F = 3000 мм) проницающая способность при 100-мин. выдержке на ф/п. ORWO ZU-21 – 17m.4+/-0m.2 в системе B. Предельная визуальная звездная величина – 14m.2 при увеличении 214x, максимальное увеличение 429x. Разрешающая способность 0.65". В 1991 г. сотрудники ГАИШ Ю.А. Шокин и С.В. Жуйко измерили коэффициент дисторсии объектива-ахромата АВР-1 (D = 200 мм, F = 3000 мм). Он оказался на порядок хуже, чем у астрографа АФР-1 (D = 230 мм, F = 2300 мм), тем не менее, обычный рефрактор-ахромат стал пригоден для астрометрических наблюдений. С 1988 г. по 1998 г. на рефракторе АВР-1 и менисковой фотокамере Максутова АЗТ-6 было получено более 200 негативов, из них 73 снимка ярких комет и астероидов (фото 3). Координатная информация регулярно отправлялась в Кометный циркуляр (КЦ, г. Киев) и Гарвардско-Смитсоновский центр малых планет MPC.

Фото 2. Модернизированный рефрактор АВР-1 (фото С.В. Жуйко, 1996 г.). Фото 3. Комета Цусия-Киучи (1990i), ф/п. ORWO ZU-21, 60-мин. гидирование С.В. Жуйко.

Учебно-методическая работа

В 1993 г. после модернизации телескопов АВР-1, АЗТ-6, АЗТ-7 остальные телескопы Московской обсерватории ГАИШ стали регулярно использоваться для учебных наблюдений, в том числе 300-мм визуальный рефрактор "Цейсс-300" и горизонтальная целостатная установка для наблюдений Солнца. С 1993 по 1996 г. обязанности заведующего Студенческой обсерваторией ГАИШ исполнял А.А. Мартысь. В 1997 г. на Ученом совете ГАИШ было принято решение назначить заведующим обсерваторией младшего научного сотрудника отдела радиоастрономии ГАИШ С.В. Жуйко, возложить на него обязанности по ремонту, техническому обслуживанию телескопов и организации практических занятий студентов в течение семестра. Были составлены учебно-методические пособия для студентов и назначены штатные наблюдатели из числа студентов старших курсов для осуществления регулярных учебных наблюдений в каждый ясный вечер с 21 до 23 часов на телескопе АЗТ-7 (фото 4).

С 2003 г. по 2006 г. обязанности заведующего Студенческой обсерваторией ГАИШ исполнял к.ф-м.н. Е.М. Трунковский. Он выступил с инициативой проведения наблюдений покрытий звезд астероидами и Луной на телескопах Студенческой обсерватории ГАИШ с привлечением для наблюдений студентов старших курсов. С 2006 г. по настоящее время обязанности заведующего Студенческой обсерваторией ГАИШ снова исполняет С.В. Жуйко.

Фото 4. Менисковый кассегрен АЗТ-7 (фото А.Б. Горшкова, 2009 г.).

Студенческая астрономическая обсерватория ГАИШ с 1997 г. и по настоящее время вносит свой вклад в подготовку специалистов по специальностям "Астрофизика и звездная астрономия", "Экспериментальная астрономия". В курсовых и дипломных работах ряда студентов используются данные наблюдений, полученные на телескопах Студенческой астрономической обсерватории ГАИШ. Это выпускники астрономического отделения Физического факультета: Дмитрий Бизяев, Андрей Мартысь, Дмитрий Соколов, Владимир Вишневский, Виталий Гуторов, Николай Шатский, Игорь Лаптев, Александр Бурлак, Дмитрий Володько, Олег Угольников, Григорий Мошкин, Сергей Коробкин, Юрий Пахомов, Александр Белинский, Андрей Шугаров, Сергей Потанин, Михаил Кузнецов, Кирилл Соколовский, Федор Медведев. Студенческая астрономическая обсерватория ГАИШ сегодня - это учебная лаборатория для экспериментальных работ студентов с собственной наблюдательной базой, состоящей из трех телескопов диаметром 200, 250 и 300 мм и горизонтальной целостатной установки для наблюдений Солнца. На этих инструментах студенты астрономического отделения на факультативной основе выполняют задачи по курсу "Общая астрономия".

Глобальный проект "100 часов астрономии" и IV Московский Фестиваль науки

По решению Международного Астрономического Союза, поддержанного ЮНЕСКО и Генеральной ассамблеей ООН, 2009 год объявлен Международным годом Астрономии. В течение Международного года Астрономии проводится множество различных мероприятий, привлекающих интерес общества к науке и астрономии в частности. Одно из таких мероприятий - глобальный проект "100 часов астрономии", в рамках которого успешно проведены вечера открытых дверей (т.е. куполов телескопов) с 1 по 30 сентября 2009 г. (фото 5). Другое не менее важное мероприятие - IV Московский Фестиваль Науки, успешно проведенный в ГАИШ 10 октября 2009 г, посетили около 400 человек. В этот день состоялось подробное знакомство с работой всего ГАИШ - экскурсии по лабораториям и отделам, а также реальные и интерактивные наблюдения с помощью телескопов Студенческой астрономической обсерватории ГАИШ и робот-телескопа, установленного в Подмосковье. Сотрудники ГАИШ Н.В. Тюрина и Д.А. Кувшинов по заказу посетителей направляли этот телескоп на различные участки неба и получали изображения астрономических объектов. В организацию и проведение IV Фестиваля науки внесли вклад студенты астрономического отделения Физического факультета: Егор Сафутдинов, Дмитрий Колесников, Константин Маланчев, Дмитрий Чулков, Александр Яровитчук.

Фото 5. Наблюдения Юпитера в рефрактор АВР-1. (фото А.Б. Горшкова, 2009 г.).

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - история астрономии