На сайте
Планеты и Солнечная система
Солнце

Календарь наблюдателя на июнь 2009 года Календарь наблюдателя на июнь 2009 года
23.05.2009 19:55 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на июнь 2009 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 5 июня - утренняя элонгация Венеры, 13 июня - утренняя элонгация Меркурия, 21 июня - соединение Венеры и Марса, 21 июня - летнее солнцестояние и весь месяц возможны появления серебристых облаков. Солнце движется по созвездию Тельца до 21 июня, а затем переходит в созвездие Близнецов и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня увеличивается от 17 часов 11 минут в начале месяца до 17 часов 32 минут в день солнцестояния. Солнце в этот день как бы замирает (останавливается) в верхней точке максимального склонения (23,5 градуса), а затем начинает опускаться к югу. Приведенные данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца имеет значение около 57 градусов. На широте С._Петербурга наступают белые ночи, а севернее 66 широты наступает полярный день. Достаточно благоприятные условия для наблюдения звездного неба остаются лишь в южных широтах страны. Для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля. Для наблюдений Солнца июнь самый благоприятный период в году. Не лишним будет еще раз напомнить, что при наблюдениях Солнца в оптические инструменты нужно обязательно(!!) применять солнечный фильтр. Луна в июне начнет свой путь по небесной сфере в созвездии Льва (в 8 градусах южнее Сатурна) при фазе 0,58. В первый день лета ночное светило успеет перейти в созвездие Девы и к полуночи 4 июня (по московскому летнему времени) сблизится со звездой Спикой, имея фазу 0,85. Границы созвездия Весов Луна достигнет уже почти полным диском 5 июня, а 7 июня вступит в фазу полнолуния в созвездии Скорпиона близ Антареса. За сутки Луна пройдет по созвездию Змееносца, а 9, 10 и 11 июня продолжит путь по созвездию Стрельца, постепенно уменьшая фазу, и обладая самым отрицательные за весь месяц склонением. Это значит, что севернее широты 63 градуса наблюдать Луну не представится возможным. За 12 и 13 июня лунный овал пересечет созвездие Козерога, наблюдаясь под утро низко над горизонтом, а 14 июня вступит в созвездие Водолея (Ф= 0,7), пройдя в двух градусах севернее Юпитера и Нептуна. В свою очередь эти планеты-гиганты будут находиться в градусе друг от друга. В середине месяца Луна вступит в созвездие Рыб и примет фазу последней четверти. К полуночи 16 июня лунный полудиск пройдет в 4 градусах севернее Урана, а границы созвездия Овна достигнет 18 июня при фазе 0,25. 20 июня тонкий серп сблизится с Марсом и Венерой, которые будут находиться в двух градусах друг от друга. Вечером этого же дня Луна покроет Плеяды при фазе 0,07. Самая яркая звезда М45 - Альциона - покроется в 20 часов 20 минут по московскому летнему времени. В день летнего солнцестояния (21 июня) Луна сблизится с Меркурием при фазе 0,05, а 22 июня перейдет в созвездие Близнецов, вступив в фазу новолуния. Примечательно, что июньское новолуние в этом году почти совпадает с солнцестоянием, поэтому продолжительность нахождения Луны и Солнца над горизонтом одинаковы. Но, естественно, наблюдать Луну не представляется возможным из-за близости к дневному светилу. В последующие дни растущий серп можно будет наблюдать по вечерам. С наступлением темноты 24 июня Луна вступит в созвездие Рака при фазе 0,05, а на следующий день пройдет близ скопления Ясли. В полночь 26 июня по московскому летнему времени лунный серп пересечет границу созвездия Льва, а ровно через сутки пройдет в 4 градусах южнее Регула при фазе 0,22. 27 июня Луна побывает в Секстанте, после чего снова выйдет на небесную территорию созвездия Льва, пройдя в 8 градусах южнее Сатурна (увеличив фазу до 0,32). В созвездие Девы Луна вступит 29 июня при фазе 0,4, а 30 июня зацепит границу созвездия Ворона уже приняв фазу первой четверти. К вечеру завершающего дня месяца Луна (Ф= 0,64)сблизится со Спикой и закончит свой путь по июньскому небу. Из больших планет лучшие условия для наблюдений будут иметь Юпитер и Сатурн, с той лишь разницей, что у Юпитера продолжительность утренней видимости в средних широтах увеличится с полутора до трех часов, а у Сатурна наоборот с полутора до трех часов уменьшится вечерняя видимость. Меркурий 13 июня достигнет точки утренней элонгации в 23 градуса, но, не смотря на это, условия наблюдений быстрой планеты будут неудовлетворительны. Лишь в южных районах Меркурий можно будет наблюдать непродолжительное время у восточного горизонта на фоне утренней зари. Весь месяц планета находится в созвездии Тельца, к середине июня расположившись в 8 градусах южнее Плеяд. Венера медленно увеличивает утреннюю видимость, перемещаясь в начале месяца по созвездию Рыб, ненадолго заходя в созвездие Кита 9 июня. 10 июня самая яркая планета перейдет в созвездие Овна, а 28 - в созвездие Тельца. 6 июня Венера пройдет точку западной (утренней) элонгации на угловом расстоянии от Солнца 46 градусов, но благоприятные условия для ее наблюдений будут лишь в дневное время. Благодаря блеску -4,3m, отыскать Венеру можно будет даже невооруженным глазом (в первой половине дня). Утренняя видимость планеты составляет в средних широтах около получаса. Видимый диаметр Венеры составляет около 22 градусов, а в телескоп она видна в виде белого полудиска без деталей. Марс очень медленно улучшает свою видимость, перемещаясь в течение месяца по созвездию Овна. Наблюдать его можно по утрам, ориентируясь по находящейся недалеко яркой Венере. Юпитер виден во второй половине коротких июньских ночей, увеличивая блеск до -2,5m, а видимый диаметр до 45 угловых секунд. Планета находится в созвездии Козерога (близ звезды мю), 15 июня меняя прямое движение на попятное. Сатурн наблюдается в вечернее время в созвездии Льва (близ звезды хи). Угол раскрытия его колец постепенно увеличивается и в крупные любительские телескопы уже можно рассмотреть щель Кассини. Уран находится в созвездии Рыб, а его утренняя видимость достигает 2 часов. Нептун движется по созвездию Козерога близ границы с созвездием Водолея и рядом с Юпитером. Утренняя видимость восьмой планеты увеличивается до 3 часов. Отыскать Уран и Нептун можно в бинокль с помощью карт в КН за январь 2009 года. На июньском небе можно будет наблюдать две относительно яркие кометы: P/Kopff (22P) и C/2006 W3 (Christensen). Обе кометы в описываемый период обладают блеском 9m, поэтому могут быть найдены на темном небе в южных широтах страны. В средней полосе России поиски комет и других туманных объектов будут затруднены из-за непрекращающихся астрономических сумерек, а в северных широтах идет полярный день, и наблюдения звездного неба вообще невозможны. P/Kopff (22P) в начале месяца находится в созвездии Козерога, а затем переходит в созвездие Водолея и остается в нем до конца июня. C/2006 W3 (Christensen) весь месяц не покидает пределов созвездия Пегаса. Самым ярким астероидом месяца будет Веста (около 8m), которая за месяц побывает в созвездиях Тельца, Ориона и Близнецов. Но виду близкого положения к Солнцу на небесной сфере условия ее наблюдений неблагоприятны. Более благоприятная видимость будет у Цереры, обладающей блеском 8,5m и перемещающейся по созвездию Льва. Из метеорных потоков следует отметить Июньские Боотиды, период действия которых имеет место с 26 по 30 июня. Оперативные сведения о новых объектах и явлениях имеются на AstroAlert (http://astroalert.ru ). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на июнь 2009 года в формате Word (0,5Мб)