Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


И.Л.КУХТИН

ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ АСТРОНОМИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В V-VII КЛАССАХ

Изучение истории в средней школе помогает создать у учащихся марксистско-ленинское понимание законов развития природы и общества. Большая роль в обеспечении этой цели принадлежит правильному освещению вопросов астрономии в процессе рассмотрения конкретных исторических тем.

Вопросы астрономии занимают значительное место в программах школьного курса истории, особенно в программах для V-VII классов. Программа по древней истории содержит специальные пункты, относящиеся к области астрономии. Например, в теме "Культура стран Междуречья" раздел о науке посвящается в основном разбору астрономического материала. В объяснительной записке программы по истории средних веков подчеркивается важность ознакомления учащихся с главнейшими фактами из биографий Коперника, Бруно и Галилея.

Первые сведения об астрономии на уроках истории учащиеся получают в V классе. Тема "Религия в древнем Египте" знакомит их с представлениями египтян о небесных явлениях. Солнце египтяне считали живым существом и поклонялись ему как богу. Бог Солнца Ра считался у них главным распорядителем жизни на Земле. Он посылал наводнения и производил огонь. Когда Ра открывал глаза, то становилось светло, когда он закрывал их -наступала тьма. Так древние египтяне представляли себе смену дня и ночи. Чтобы учащиеся сами правильно понимали подобные явления, нужно объяснить им, что такое Солнце и как происходит суточное вращение Земли. Для этого можно использовать уже имеющиеся у них знания. Пятиклассники наверняка ответят на следующие поставленные учителем вопросы: Что представляет собой Солнце в действительности? Как на самом деле происходит смена дня и ночи?

При изучении темы "Культура Египта" учащиеся получают дополнительное представление об астрономии. Разбор соответствующих разделов этой темы начинается с определения астрономии как науки, которое записывается учителем на доске для того, чтобы дать учащимся возможность лучше усвоить новое для них понятие. Потом учащиеся знакомятся с историей возникновения астрономии. Они узнают, что зачатки астрономической науки появились в глубокой древности, примерно пять тысяч лет назад. Зарождение ее диктовалось практическими потребностями человечества. Рассказывая об этом на примере Египта, нужно подчеркнуть, что развитие египетской астрономии было тесно связано с разливами Нила, которые имели для египтян жизненно важное значение: "Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию..."*(* К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1949, стр. 517.) Разлив Нила начинался тогда, когда в определенное время года над горизонтом на востоке поднималась звезда Сириус. Взаимосвязь нильских разливов с появлением Сириуса была замечена жрецами, которые вели систематические наблюдения небесных светил.

Далее учитель рассказывает о том, каких успехов добились египетские жрецы в своих астрономических исследованиях. Они соединяли отдельные звезды в созвездия, им были известны пять наиболее ярких планет. При объяснении слова "планеты" необходимо остановиться на их сходстве с Землей и указать, что в ночном небе они видны как "блуждающие светила". Для иллюстрации успехов египтян в астрономии учащимся показывается древнеегипетская звездная карта, изображение которой дается в "Альбоме по древней истории".

Египетская звездная карта вызывает обычно огромный интерес со стороны учащихся. В связи с этим неплохо познакомить их с современной картой звездного неба, показав им звездную карту, приложенную к учебнику астрономии для X класса.

Разбор темы заканчивается беседой о египетском календаре. Беседа начинается с вопроса о том, как чередовались разливы Нила. Из предшествующих уроков учащиеся знают, что разливы Нила происходят в одни и те же сроки. Учитель подчеркивает это и устанавливает, что периодичность разливов реки и утреннего восхода Сириуса легла в основу египетского календаря. Начало разлива считалось у египтян началом года. Год в Египте делился на 12 месяцев. Месяц содержал 30 суток. Для того чтобы составить полный астрономический год, египтяне прибавляли имевшимся 360 календарным дням пять добавочных праздников.

Уроки по древнему Египту знакомят учащихся с рядом положений астрономической науки. Они знакомят их с определением астрономии и с историей ее зарождения; дают им первые краткие сведения о Солнце, о вращении Земли, о смене дня и ночи, о планетах, о звездах и о календаре.

Углубление астрономических знаний учащиеся получают при рассмотрении материала, относящегося к истории культуры Месопотамии. Вавилонянам принадлежит большая заслуга в развитии науки о Вселенной.

Освещая вопрос "Астрономия и календарь в странах Междуречья", учитель обращает внимание на то, что вавилонские жрецы были предшественниками египетских астрономов. Вавилоняне постоянно занимались наблюдениями неба. По положению звезд и других небесных светил они якобы могли определять будущее человека. Эти наблюдения велись со ступенчатых храмов -зиккуратов, крыши которых специально приспосабливались для исследований небосвода. После показа учащимся изображения зиккурата необходимо пояснить, что вавилонские зиккураты не похожи на современные обсерватории. Для ознакомления учащихся с внешним видом современной обсерватории нужно показать им фотоснимок одной из советских обсерваторий, например Пулковской.

Вавилонские астрономы разрабатывали также календарь. Они установили семидневную неделю (по числу главных богов), разделили сутки на часы и минуты. В Вавилоне были уже известны солнечные и водяные часы.

После ознакомления учащихся со структурой вавилонского календаря учитель сообщает им о том, что главные черты вавилонской и египетской систем годового исчисления времени перешли в современный календарь.

Две с половиной тысячи лет назад в Месопотамии и Египте астрономы, по-видимому, могли "предсказывать" солнечные и лунные затмения. Это говорило о высоком уровне их астрономических познаний. Не прерывая основной нити рассказа об успехах астрономии в странах Междуречья, учитель просто и доходчиво объясняет учащимся, что происхождение затмений связано с фактом обращения Луны вокруг Земли.

В конце рассказа о развитии астрономических знаний в странах Междуречья учащиеся получают сведения о первом в истории учебнике астрономии, найденном археологами в библиотеке Ашшурбанипала. Эта книга, написанная на глиняных дощечках, была составлена при царе Хаммурапи. Она представляла собой настоящую астрономическую энциклопедию, по которой учились многие поколения древних астрономов.

Наивысшего развития вавилонская астрономия достигла в VII-VI вв. до н. э. Она оказала влияние на развитие всей античной астрономии.

Важную роль в систематизации и накоплении знаний о Вселенной сыграли народы Индии и Китая. Они обогатили астрономическую науку ценными сведениями, которые не утратили своего значения и по сей день.љљљљљ

При рассмотрении раздела "Древняя Индия" учитель имеет возможность только вскользь упомянуть о достижениях индусов в изучении небесных светил. Но, несмотря на это, он должен особо подчеркнуть их заслуги в развитии астрономии. По примеру вавилонян они построили водяные часы. Ими был создан и своеобразный календарь.

С достижениями китайцев в области астрономической науки учащиеся знакомятся на уроке, посвященном культуре этого народа. Древнейшие формы китайской астрономии зародились в эпоху Шан Инь (XVIII-XII вв. до н. э.). Астрономы Китая создали календарь, научились определять наступление солнечных и лунных затмений.

Астрономическими открытиями народов Востока воспользовались впоследствии греки. Им принадлежит важная роль в истории астрономии, особенно в формировании наивно-материалистического мировоззрения.

Тема "Наука в древней Греции" дает учащимся конкретное представление о греческой астрономии. Платон признавал шарообразность Земли, а Метон установил, что астрономический год содержит 365/14 суток.

Ученые Греции выступили с рядом новых астрономических теорий. Пифагор и его ученики высказали мнение о круговом движении Земли. Аристотель впервые построил общую схему строения мира.

С III в. до н. э. центром науки становится город Александрия. С деятельностью александрийских астрономов учащиеся знакомятся при изучении темы "Египетская монархия". Они узнают, что александриец Эратосфен, убежденный в шарообразности Земли, даже определил довольно точно ее размеры. Исследованиями небесных явлений занимались Аристарх Самосский и Гиппарх. Аристархом была выдвинута смелая догадка о том, что Солнце больше Земли и что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Гиппарх составил звездный каталог и определил расстояние до Луны.

Астрономические исследования александрийского периода сыграли большую роль в истории науки. В средние века их изучали и развивали дальше европейские ученые.

В курсе истории древнего Рима, изучаемом в VI классе, вопросы астрономии освещены недостаточно. Несмотря на это, учитель может кратко сообщить учащимся о достижениях астрономов того времени. На уроке "Культура и быт Рима в I в. н. э." нужно рассказать учащимся о геоцентрической системе мироздания, разработанной в первой половине II в. астрономом Клавдием Птолемеем, происходившим из Египта. Эта система была основана на утверждении, что земной шар является неподвижным центром мира и что планеты, звезды, Луна и Солнце движутся вокруг него. Учение Птолемея явилось отказом от идей Аристарха "Самосского". Учитель обязан указать на неправильность теории Птолемея и познакомить учащихся с элементами научных взглядов на Вселенную.

С астрономическими воззрениями эпохи феодализма учащиеся знакомятся в VI и VII классах. При прохождении темы "Культура раннего средневековья" они узнают о глубоком упадке науки в, средние века. Достижения прошлого были забыты. Гениальные догадки ученых древности о форме и движении нашей планеты заменялись домыслами о том, что Земля является плоским кругом, плавающим в воде. Средневековые астрономы не признавали шарообразности Земли.

Тема "Культура стран Арабского халифата" дает учащимся много ценных сведений о достижениях средневековых астрономов. При рассмотрении материала о состоянии астрономических знаний у народов, завоеванных арабами, нужно подчеркнуть их практическую направленность, которая диктовалась запросами мореходства.

Учитель должен подробно рассказать о деятельности выдающихся среднеазиатских астрономов. Узбекский ученый Ахмет аль-Фергани разработал астрономические таблицы, которые были известны под названием "арабских". Уроженец Хивы аль-Бируни написал огромный труд по астрономии. Задолго до Коперника он выдвинул гипотезу о притяжении тел к Земле и о вращении Земли вокруг Солнца. Ему принадлежит также работа по летосчислению.љљљљ

О дальнейших успехах среднеазиатских астрономов учащиеся узнают, знакомясь с той высокой культурой, которая сложилась в Средней Азии при Тимуридах. Показывая учащимся картину художника Б. А. Месропяна "В Самарканде", нужно обратить их внимание на здание медресе, построенное внуком Тимура Улугбеком, и пояснить, что такие здания имелись тогда во многих районах Самарканда. Одной из самых замечательных построек Улугбека была астрономическая обсерватория, сооруженная в окрестностях города. В его обсерватории были измерены видимые положения 1019 звезд. "Звездные таблицы" Улугбека имеют научное значение и сейчас.

При рассмотрении раздела "Культура Западной Европы в XII-XIII веках" учащиеся получают представление о тех небольших сдвигах, которые произошли в мировоззрении средневекового общества к концу XIII в. В Европе стали распространяться идеи Птолемея, заимствованные европейцами от арабов. Появилось много сторонников учения о шарообразности и центральном положении Земли во Вселенной.

Средневековые люди по примеру древних верили, что положение планет и звезд влияет на судьбу человека. Это способствовало широкому распространению гадания по звездам, получившего название "астрология". Астрология не имела никакого отношения к науке, но она способствовала развитию астрономических наблюдений.

Учитель должен подчеркнуть, что представления о строении мира у людей средневековья все еще основывались на Библии. На некоторые географические карты наносилось даже расположение рая.

На уроках, отведенных программой на изучение эпохи Возрождения, учащиеся получают необходимые сведения об астрономии в XIV-XV вв. Характеризуя творчество Данте, учитель дает схему средневековой космологии. Краткий рассказ содержания "Божественной комедии" знакомит учащихся с господствовавшими тогда представлениями о Вселенной. Нарисованная в "Комедии" картина мира сообразуется догматами веры и опирается на учение Птолемея, признанное католической церковью.

Дальнейшее ознакомление с культурой Возрождения вводит учащихся в область научных достижений гуманистов. Копернику удалось установить факт вращения Земли вокруг Солнца, а Кеплеру открыть законы движения планет. Семиклассники узнают, что в Европе в связи с развитием наук и производства 'появились карманные часы, стали изготовляться оптические стекла, которые сделали возможным и более эффективные исследования неба.

Изобретенный Галилеем телескоп помог значительно расширить кругозор человека. Научные успехи раннего Возрождения доказали всю ошибочность церковных представлений о Вселенной. Они положили начало дальнейшим великим открытиям в астрономии.

С основами современной астрономии учащиеся знакомятся при разборе темы "Ученые -борцы за новую, передовую науку", которая завершает школьный курс истории средних веков. Программа указывает на особую важность изучения этой темы, как имеющей большое воспитательное значение.

В начале урока учитель сообщает, что открытия Коперника и его последователей явились настоящей революцией в науке и что эта революция увенчалась торжеством материалистических идей в астрономии.

Предлагаемая вниманию учащихся тема содержит три раздела:

Рядом вопросов, поставленных перед учащимися, учитель помогает им вспомнить те гипотезы о вращении Земли, которые выдвигались предшественниками Коперника. Учитель подчеркивает при этом, что высказывания Пифагора, Аристарха Самосского и аль-Бируни были только смелыми и гениальными догадками. Впервые же обосновать эту мысль удалось только великому польскому астроному Николаю Копернику (1473-1543).

Согласно Коперниковой теории мироздания, Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца, которое представляется, таким образом, как центр Вселенной. Эти гениальные мысли Коперник подтвердил сложными математическими вычислениями и астрономическими наблюдениями, сделанными при помощи простейших инструментов. Свое учение он изложил в сочинении "О круговращении небесных тел", которое вышло в свет перед самой его кончиной.

Для (наглядности учитель может показать учащимся схему строения Вселенной, изображенную на одной из таблиц по астрономии для X класса. При этом нужно объяснить, что Коперник, создавая свою теорию, считал, что Земля и планеты движутся по круговым орбитам. Эту неточность Коперника исправил немецкий астроном Иоганн Кеплер, который установил, что планеты перемещаются в пространстве по эллипсам и с различной скоростью.

Система Коперника нанесла большой удар церковно-идеалистическому мировоззрению. Церковь запретила книгу Коперника, безжалостно преследовала сторонников его учения. Примером лютой злобы врагов Коперника могут служить следующие слова Мартина Лютера: "Говорят о каком-то новом астрологе, который доказывает, будто Земля движется, а небо, Солнце и Луна неподвижны, будто здесь происходит то же, что при движении в повозке или на корабле, когда едущему кажется, что он сидит неподвижно, а земля и деревья бегут мимо него. Ну да ведь теперь всякий, кому хочется прослыть умником, старается выдумать что-нибудь особенное. Вот и этот дурак намерен перевернуть вверх дном всю астрономию"*. (* .Книга для чтения по истории средних веков", ч. III, 1953, стр. 230).

Переходя к рассмотрению второго раздела темы, учитель должен сказать, что учение Коперника, несмотря на его запрещение, продолжало распространяться среди передовых людей того времени.

Одним из последователей Коперника был Джордано Бруно (1548-1600), великий итальянский мыслитель.

Джордано Бруно, как и таджикский ученый Омар Хайям, утверждал, что мировое пространство беспредельно. Бруно учил, что Вселенная содержит в себе множество миров и что каждая звезда является центром одного из таких миров, напоминающих солнечную систему. Этим Бруно дополнил учение Коперника, который, исходя из религиозных убеждений, говорил о существовании особой сферы неподвижных звезд, за которой будто находится рай.

Бруно создал ряд литературных произведений, проникнутых едким сарказмом по отношению к церкви и к суевериям, написал ряд сочинений на философские темы.

Идеи Бруно навлекли на него гонения со стороны реакционного духовенства. В феврале 1600 г. он был приговорен к сожжению на костре. Джордано Бруно, спокойно выслушав решение инквизиторов, сказал: "Вы произносите приговор, пожалуй, с большим страхом, чем я его выслушиваю".

В конце темы учитель знакомит учащихся с деятельностью Галилео Галилея (1564-1642). Галилей доказывал правильность астрономической теории Коперника,впервые наблюдал небесные светила с помощью телескопа. Им были открыты спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Свои открытия Галилей изложил в книге "Звездный посол".

Оценивая значение открытий Коперника, Бруно и Галилея, нужно сказать, что эти люди ломали старые представления о мире и создавали новую, материалистическую теорию Вселенной.


<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 162]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования