Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


5. ПОЛОЖЕНИЕ ЛУНЫ НАД ГОРИЗОНТОМ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК,ПРИ РАЗНЫХ ЕЕ ФАЗАХ.

Этот, сам по себе несложный вопрос, обычно плохо понимается и запоминается учащимися. Между тем ясное представление об этом важно не только для понимания самого явления смены фаз Луны, но имеет для учащихся и некоторое практическое значение. По-видимому, затруднение для учащихся имеет ту причину, что они лишь формально знакомятся с объяснением лунных фаз, не уясняют зависимости между фазой Луны и ее видимым угловым расстоянием от Солнца, не представляют, как в натуре выглядят эти видимые угловые расстояния. Описываемое пособие помогает уяснить и запомнить все это.

рис.11

Полукруглый вырез в верхней части пособия (рис. 11) представляет южную половину видимого небосвода. Дуга ВЮЗ -линия горизонта, дуга В - "зенит"-3 -первый вертикал. В этот вырез видна часть вращающегося круга а -а, на котором изображено Солнце и на разных расстояниях от него -Луна в соответствующих фазах. В прямоугольном окошечке появляются надписи, указывающие, к какому времени суток (восход, утро, полдень и т. д.) относится данное расположение светил над горизонтом. Например, установим подвижный круг а -а на "закат", вращая а -а до появления соответствующей надписи в окошке. При этом Солнце окажется в точке запада 3, а Луна будет в меридиане -если она в фазе первой четверти, будет восходить -если она в полнолунии и т. д. (В этом положении и должен быть установлен круг а -а перед демонстрацией пособия).

В нижней части пособия нарисована обычная схема, поясняющая происхождение лунных фаз. При объяснении этой схемы нужно обратить внимание на зависимость величины фазы от угла между направлениями на Солнце и на Луну, т. е. от видимого углового расстояния между ними. В данном случае, пренебрегая полной точностью, конечно, можно принять, что основные фазы Луны -первая четверть, полнолуние и т. д. -наступают при угловых расстояниях Луны от Солнца, равных соответственно 90, 180° и т. д.

Теперь нужно помочь учащимся представить, как выглядят эти угловые расстояния в натуре, на небосводе. Для этого обращаемся к полукруглому вырезу в верхней части пособия и объясняем, что он изображает половину видимого небосвода. Указываем линию горизонта, точки В, Ю, 3, зенит и небесный меридиан. Напоминаем, что точки В, Ю, 3 и зенит разделены угловыми расстояниями в 90°, и показываем эти расстояния на нашем рисунке. Конечно, на рисунке они оказываются не равными; объясняем, что невозможно без искажений изобразить сферу на плоскости. Дуга, на которой расположены изображения Луны в разных фазах (на верхнем рисунке), представляет видимый месячный путь Луны по небосводу и является проекцией лунной орбиты с Земли на небосвод. Обращаясь к нижнему рисунку, устанавливаем соответствие между точками на орбите Луны и на ее видимом пути. Например, из нижнего рисунка видно, что в первую четверть угловое расстояние Луны от Солнца равно 90°, в полнолуние-180° и т. д. Следовательно, когда на закате Солнце находится в точке запада 3, а Луна в это время имеет фазу первой четверти,-она непременно должна быть где-то на меридиане (так как любая точка на меридиане отстоит от точки 3 на 90°); если же Луна в это время находится в фазе полнолуния, она должна восходить в точке востока В (так как В отстоит от 3 на 180°) и т. д. Но именно так все и изображено на верхнем рисунке, с тем лишь дополнением, что на нем даны не только главные фазы Луны, но и промежуточные (не забудем, что перед демонстрацией подвижной круг а -а устанавливается в положение "закат").

Теперь, когда основы разбираемого вопроса поняты, можно приступить к демонстрациям положений Луны над горизонтом, при разных ее фазах, в четыре главных момента суток: на закате, в полночь, на восходе и в полдень. Демонстрации эти следует сопровождать краткими словесными описаниями вроде: "... на заходе Солнца молодой месяц можно видеть невысоко над горизонтом, в юго-западной части неба. Луна, имеющая фазу первой четверти, отстоит от Солнца на 90° и находится в это время суток на меридиане..." и т. д.

Устройство пособия начинаем с изготовления рисунка на круге а -а, который может быть вырезан из плотной чертежной бумаги. На рис. 12 схематически изображен самый рисунок и обозначены его основные размеры и надписи на нем. Как видим, на этом рисунке изображено два цикла изменения фаз Луны, и это понятно; дуга, вдоль которой на рис. 11 размещены изображения светил, в масштабе рисунка принимается равной 180°, в действительности же на чертеже она стягивает угол вдвое меньший.

рис.12

Рисунок на круге а -а очень желательно раскрасить, например: Солнце -желто-оранжевое, Луна -желтая, небо -светло-голубое днем, темно-синее ночью, с постепенным переходом между этими двумя цветами, как схематически показано на рис. 12. Дугу, на которой размещены светила, желательно . сделать белилами, вырез и окошечко в лицевой части -окаймить, пейзаж раскрасить, фон лицевой стороны пособия может иметь какой-либо нейтральный оттенок.

Схема сборки пособия показана на рис. 11. Круг а-а вращается на картонном шарнире, входящем в отверстие д, сделанное в несущем картонном листе б-б. Устройство самого шарнира ясно из схемы; оно совершенно такое же, как описанное выше. Лист б-б имеет по бокам фигурные вырезы. Лицевая сторонам-в с боковыми фигурными вырезами, с полукруглым вырезом, окошечком и со схемой лунных фаз изготовляется из плотной чертежной бумаги. Эта часть приклеивается по углам к несущей части б -б. Между б-б и в -в вклеиваются треугольные прокладки е -е из двух слоев чертежной бумаги; форма и место наклейки прокладок обозначены пунктиром. При сборке всего пособия необходимо точно соблюдать все указанные на рис. 11 и 12 размеры во избежание неправильностей в положении полукруглого выреза "зенит" ВЮЗ относительно светил, изображенных на круге а -а.

Что касается схемы, поясняющей смену фаз Луны, ее также следует сделать цветной, например: фон-темно-синий, Луна -желтая и т. д.


<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 163]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования