<< 4. Носители скрытой массы | Оглавление | Литература >>

5. Где искать темное барионное вещество

Как мы видели, только небольшая часть барионного вещества была доступна наблюдателям до последнего времени. И, естественно, исследователей будоражит вопрос: где и в какой форме существует темное барионное вещество?

Рис. 2. Изменение относительной доли по массе различных фаз барионного вещества в процессе эволюции Вселенной (зависимость от космологического фактора z). На всех стадиях эволюции доминируют труднообнаружимые диффузная и тепло-горячая фазы

Согласно работам ряда авторов (см., например, [16]) барионное вещество во Вселенной может быть разделено на четыре фазы в соответствии с плотностью и температурой.

Конденсированная фаза - звезды и холодный газ в галактиках. Это хорошо обнаруживаемая фаза.

Горячая фаза - газ в скоплениях галактик. Наблюдается по рентгеновскому излучению K.

Диффузная фаза - большинство структур, наблюдающихся в -линиях поглощения в спектрах далеких квазаров.

Тепло-горячая (warm-hot) фаза - газ, нагретый ударными процессами до температур К. Этот газ трудно обнаружить по линиям поглощения вследствие высокой степени ионизации и из-за малой интенсивности излучения вследствие низкой плотности.

Относительная доля этих компонентов менялась в ходе эволюции Вселенной (рис. 2). Согласно этим данным значительная доля темного барионного вещества может быть обнаружена именно в фазах 3 и 4.

Наблюдения -поглощающих систем (диффузная фаза) приносят интересные результаты. С вводом в строй более мощных телескопов становится возможным наблюдать спектр масс таких структур и, следовательно, уточнить вклад этого компонента в барионную плотность. Более того, последние результаты Стоука и др. [17] показывают, что много барионов может находиться в пустотах, т. е. не быть связанными с галактиками. Стоук и др. акцентируют внимание на будущих возможностях спектроскопии высокого разрешения в УФ-диапазоне с тем, чтобы уточнить массу барионного компонента Вселенной и его химический состав.

Еще одним прекрасным подтверждением больших перспектив поиска барионов в межгалактической среде служит обнаружение в окрестностях Галактики большого числа поглощающих облаков по наблюдениям в дальнем ультрафиолетовом участке спектра линий поглощения OVI. С помощью космического аппарата FUSE были получены спектры 100 квазаров, в которых обнаружены линии OVI, ассоциируемые с объектами (облаками) в фазе 4. Более 80 % обнаруженных облаков не ассоциированы с высокоскоростными HI-облаками в нашей Галактике и, следовательно, являются структурами тепло-горячей фазы межгалактической среды. Такие облака заполняют галактическую корону и пространство, занимаемое Местной группой галактик. Полная масса барионов в этих облаках оценивается при относительном содержании кислорода 0.1 от солнечного в . Этого достаточно, чтобы обеспечить гравитационную связанность Местной группы и объяснить скрытую массу в гало нашей Галактики!

Таким образом, наблюдения с помощью относительно небольшого космического телескопа FUSE привели к удивительному результату, противоречащему сложившимся представлениям. Оказывается, можно объяснить скрытую массу или значительную ее долю присутствием плохо обнаружимых, но весьма распространенных компонентов барионной составляющей Вселенной - тепло-горячей и диффузной! Эта проблема требует дополнительных исследований. Создаваемая сейчас под лидерством России международная «Всемирная Космическая Обсерватория» с телескопом диаметром 170 см. [18] - наиболее эффективный инструмент для решения этой проблемы.

<< 4. Носители скрытой массы | Оглавление | Литература >>