АНКа Дня

<< Предыдущая 22.03.2005 Следующая >>

Еще о блинной теории ...

результаты расчетов

Наука движется вперед.
С одной стороны растет точность расчетов формирования галактик (и крупномасштабной структуры): начав с масштабов в сотни Мпк, авторы программ добрались уже до масштаба нашей галактики. Соответственно, в последние годы несколько групп астрофизиков занимаются расчетами образования Млечного Пути и его спутников. Здесь возникла интересная проблема. Расчеты предсказывали слишком много спутников (больше, чем наблюдается).

С другой стороны, наблюдения тоже не стоят на месте. Постоянно открываются новые карликовые галактики в непосредственной близости от нас. Кроме того, недавно была открыта "темная галактика" - состоящая из газа, плотность которого оказалась недостаточна для массового образования звезд.

Мы же поговорим о статье, где обсуждается следующий интересный аспект проблемы спутников Млечного Пути. Оказывается, что они распределены не сферически-симметрично, а образуют довольно-таки плоскую структуру (см. рисунки внизу).

На рисунках показано положение спутников Млечного Пути (рисунки взяты с сайта www.astro.uu.se/~ns/). Однако плоская структура лучше выделяется на следующем рисунке.

Рисунок из статьи astro-ph/0410421. Здесь специально выбрана проекция, ясно демонстрирующая, что спутники нашей Галактики лежат практически в одной плоскости.

Либескинд и его соавторы из Великобритании, Канады и Австралии провели численное моделирование методом многих тел (N-body) с целью изучения пространственного распределения спутников галактики, подобной нашей. Результаты показаны на самом верхнем рисунке.

Достаточно очевидно, что спутники и в самом деле образуют довольно плоскую структуру. Дело тут вот в чем. Спутники отслеживают не просто распределение темной материи (все расчеты проводились в рамках CDM модели). Спутники отмечают самые массивные гало. Более мелкие (о которых мы писали) остаются беззвездными. Масса набирается анизотропно за счет аккреции. Выделенные направления связаны с филоментарной структурой. Процесс, включающий такую структуру показан на рисунке слева.

Все время красными кружками отслеживается положение 11-ти наиболее массивных спутников. Красный отрезок показывает масштаб (он соответствует сопутствующей длине 400 кпк). "Блин" образуется уже в самом начале за счет коллапса темной материи.

Также как и в реальной ситуации в расчетах положение плоскости, в которой лежат спутники, оказалось практически перпендикулярных плоскости галактики.

С. Б. Попов/ГАИШ, Москва