На первую страницу

Оглавление | Глава I. Астрономы исследуют звезды

ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен человек изучает небесные светила и свойства безграничного пространства, окружающего нашу планету. От невооруженного глаза - к телескопу, от оптических телескопов - к радиотелескопам, от них - к ракетной технике - так возрастал арсенал средств исследования внешнего мира, который древние греки называли космосом, а мы теперь называем Вселенной. Чем совершеннее эти средства, тем больше раздвигалась область Вселенной, доступная исследованиям, и тем более сложным и многообразным по формам, явлениям и свойствам оказывался реальный мир.

По кругу исследуемых объектов астрономия может быть подразделена на три больших раздела: астрономия Солнечной системы, звездная астрономия и внегалактическая астрономия. В таком же порядке шел и исторический процесс развития этой науки. Сейчас активно развивается каждый из указанных разделов. Например, астрономия Солнечной системы вступила в период ракетных исследований и освоения планет и межпланетного пространства человеком. Звездная астрономия из раздела, занимавшегося главным образом звездной статистикой и классификацией физических свойств звезд, быстро превращается в дисциплину, изучающую физическую структуру звезд и туманностей и всей нашей звездной системы (Галактики), а также их эволюцию. Особенно бурное развитие происходит во внегалактической астрономии, проблемы которой тесно связаны с современной физикой: теорией относительности, ядерной физикой и радиофизикой.

Не только звезды, Солнце и планеты привлекали издавна взоры людей к небу. В еще большей степени их поражали грандиозные небесные явления, внезапно происходившие на их глазах. Чаще всего это было появление ярких, иногда видимых даже днем светил. События такого характера часто отмечались в летописях, хрониках, жизнеописаниях выдающихся деятелей древности, а еще ранее - в древнейших памятниках человеческой культуры: в резьбе на кости и наскальных рисунках.

Сейчас мы знаем, что такими яркими феноменами были небесные явления, совершенно несравнимые по своим масштабам. Не шутка ли природы, что такие явления, как затмения Солнца Луною, падения крупных метеоритов, визиты к Солнцу комет, являющихся в сущности, даже в сравнении с любой планетой или спутником, телами ничтожной массы, - эти события производили на людей более сильное впечатление, чем крупнейшие катастрофы звездного мира - вспышки звезд, называемые новыми звездами?

Только в современную эпоху, в наши дни, астрономам становится ясным, что представляют собой новые звезды и самые яркие, самые мощные вспышки, за которыми утвердилось наименование сверхновых звезд.

Новые и сверхновые звезды занимают особое место в звездном мире. Чтобы понять их роль и действительные события, протекающие в них, нам нужно познакомиться с широким кругом астрономических проблем. Мы совершим путешествие в Галактику - этот остров звездного мира, где расположена и наша Солнечная система, выйдем за его пределы, к другим галактикам, где тоже обнаружены новые и сверхновые звезды. Мы увидим, что изучение этих удивительных объектов находится на оживленном перекрестке астрофизики, через который пролегают пути к пониманию происхождения и развития звезд, газовых туманностей, галактик, космических лучей и т. п. Мы совершим путешествие также и в прошлое, к древним рукописям, в которых иногда обнаруживаются интересные сведения о вспышках звезд, сохранившие ценность и для современной науки. Но прежде мы ознакомимся с основными астрономическими инструментами, способами наблюдения и анализа их результатов. Кое с чем - немедленно, с остальными - по пути.

Оглавление | Глава I. Астрономы исследуют звезды